РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

Евангелие от Иоанна, гл. 11

Сегодня речь пойдёт о воскрешении очень близкого для Спасителя человека – Лазаря, брата Марии и Марфы.

Из описаний земной жизни Христа известно, что Он был одинок и страдал от этого. Ученики прежде всего видели в Нём Мессию, что несколько отдаляло их от Него. Крепко скроенные, главным образом простолюдины по происхождению, они не имели душевной тонкости, это свойство приобретается с годами. Один лишь апостол Иоанн отличался в этом отношении. От него-то мы и узнали, что был такой дом в Палестине, где Христос мог утешиться простым человеческим счастьем. Там отношение к Нему было как к старшему брату, когда преклонение не мешает тёплому родственному чувству.

Но пришёл час, и над этим очагом в городке Вифания близ Иерусалима нависла смертельная угроза.

Сёстры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией.

И дальше Он повёл себя удивительно. Вместо того чтобы поспешить, всё медлил и лишь через два дня сказал ученикам:

Пойдём опять в Иудею.

Они ужаснулись: Иудея была последним местом, где им со Христом следовало появляться. Там фарисеи ждали их с камнями, чтобы убить. Пытаясь отговорить своего Равви, ученики услышали, что Лазарь уснул, но его должно разбудить. «Уснул? – успокоились было ученики. – Тем меньше нужды идти туда, друг и сам в силах проснуться и выздороветь. Видя, что его не понимают, Спаситель пояснил, что Лазарь умер.

Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с ним.

Здесь не вполне понятно, с кем именно собирался умереть ученик. Возможно, вслед за Лазарем: коль Учитель полагает, что смерти одного из нас недостаточно, исполним Его волю... Несколько иное толкование мы находим у блаженного Феофилакта. Он сурово судит Фому за маловерие, однако, поясняя слова «умрём с ним», имеет в виду гибель вместе со Христом. Среди исследователей Евангелия существует, впрочем, ещё одно – благоприятное для Фомы – мнение. Солдату не всегда бывает ясен смысл приказа, отправляющего его на смерть. И требуется подлинное мужество, чтобы, вопреки непониманию, исполнить свой долг.

Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой... Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

Марфа знала, что Господь способен исцелить любого. Но мысль о том, что Он может вернуть Лазаря к жизни, не умещалась в её сознании. Даже после того, как Христос пообещал ей это, она решила, что речь идёт о том дне, когда все мы восстанем из могил. Отчего она не поняла Спасителя, ведь Он уже дважды совершал воскрешения? Очевидно, даже близкие ко Христу люди не верили, что в первых двух случаях болящие были мертвы. Предполагалось, что они пребывали в глубоком обмороке.

Следом за сестрой ко Христу подошла Мария.

И увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

Заметим, что обе сестры произнесли одни и те же слова: «Господи! если бы Ты был здесь...» Здесь горькое сожаление, однако часть иудеев, пришедших с Марией, всё поняли по-своему. Не сомневаясь в дарованиях Христа, они обвинили Его в небрежении к другу, жестокосердии. Увы, подобное случалось, наверное, с каждым из нас. Тайно или явно, слабо или громко мы роптали, вопрошая Бога: «Почему Ты не пришёл к нам на помощь, не услышал наших молитв?» Но обратим внимание, что одни из спутников Марии растрогались, увидев слёзы Спасителя, а другие начали выдвигать претензии в Его адрес. И те и другие рыдали три дня вместе с Марией и Марфой, но, по всей видимости, одних горе умягчает, а других ожесточает.

Относительно слёз Христа о том, что Он восскорбел и возмутился духом, святые отцы расходятся во мнении. Некоторые полагают, что Господа оскорбило их неверие в то, что Он может воскресить Лазаря. Едва ли это так, ведь Спаситель не раздавал обещаний воскрешать мёртвых по первому требованию. Думается, причина в другом. Как сказал о слезах Господа архиепископ Черниговский Филарет, «такова любовь Его к бедному человечеству». А св.Ефрем Сирин заметил, что слёзы не унижают людей перед Господом, любви без слёз не бывает. Да, Христос мог воскресить Лазаря, отсрочить его смерть на три десятилетия, но не более того. Да, Он дал твёрдое обетование воскресить всех нас в конце времён, но как быть с человеческим горем, которое не иссякает со дня гибели Авеля... болью, вызванной смертью близких, которая пронизывает историю каждого из нас. Смерть омерзительна Господу, ненавидима Им с такой силой, что Он Сам её принял, чтобы изничтожить в Своих объятиях.

Трижды Христос воскрешал. Первый раз – девочку в доме её отца, сразу после смерти отроковицы. И ад дрогнул. Второй раз – юношу, несомого во гробе. И ад сотрясся. Но в глазах иудеев это если и были чудеса, то не великие. Они хоть и хоронили человека, едва тот лишался пульса, но полагали, что первые три дня в умершем остаётся искра жизни. Лишь на четвёртый день он достигает дна преисподней, погружается, по слову св.Ефрема Сирина, в бездну истлевающих, откуда нет возврата.

Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней... Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт.

Это было третье воскрешение, после которого не осталось места в шеоле, откуда бы не было возврата. Для его бесчисленных узников отчаяние сменилось надеждой, что наступит день, когда Христос сойдёт в преисподнюю и ад рухнет.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга