ВЕРТОГРАД

КАК ЧАСТО НАМ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

Время поста – это усиленная молитва, исповедь, духовный труд, укрепляемый причастием Святых Даров. У каждого, в силу жизненных обстоятельств, это происходит по-разному. Своими мыслями об этом на «круглом столе» «Подготовка ко святому причащению: современные подходы к решению вопроса» поделился протоиерей ДИМИТРИЙ Смирнов.

Хочу рассказать о двух эпизодах.

Первый. В Лавре я наблюдал такую сцену. Мама чуть не плачущим голосом просит иеромонаха причастить мальчика. Иеромонах ей говорит: «Так он же не исповедовался». Она: «Сыну семь лет только сегодня исполнилось». Он: «Нет, без исповеди нельзя». Как жаль, что она не сообразила сказать, что он родился вечером! Я это сам видел на солее Успенского собора.

Второй эпизод. В одном монастыре на Афоне, очень хорошем, я узнал, что монахи причащаются в субботу. Почему? Потому что в пятницу пост. А в воскресенье уже не причащаются.

Мне кажется, что в памятку ко причастию необходимо внести такую главу, как «лекарства». Потому что очень много священников считают лекарство едой. Нитроглицерин, лекарства при диабете – всё это еда, т.е. падай в кому, но в рот не бери. Поэтому надо где-то обозначить, что лекарства не есть еда. Как и запивание лекарства молоком – это не нарушение поста.

Я когда-то предлагал такую схему. Кто причащается раз в году – тот должен поститься весь пост. Т.е. месяц поститься и где-то в конце поста причащаться. Кто причащается раз в пост – тому поститься неделю. Кто причащается раз в месяц – тому три дня. Кто причащается раз в неделю – то среда и пятница и в субботу всё-таки без мяса.

Необходимо сказать об Евхаристии как о стимуле в первоначальном значении этого слова – в пастырском окормлении. Если христианин привык причащаться, то отлучение его временное пастырем является инструментом его пастырского окормления. И окормлять, и воспитывать таким образом можно только постоянно причащающегося человека. Например, я однажды отлучил одну женщину на целый год, т.к. она занималась разрушением семьи своей дочки. Благодаря тому, что она часто причащалась, для неё это было серьёзно, хотя и не помогло в итоге.

Исповедь у другого духовника. Конечно, это возможно, и никаких препятствий мы не ставим. Но!.. очень часто человек, отправляющийся в паломничество в какой-то монастырь, приезжает в квадратными глазами, с какими-то епитимьями. И я некоторым запрещаю исповедоваться в других монастырях. Потому что человек возвращается полностью с разрушенной духовной жизнью, с мозгами, полностью «набекрень». У нас же теперь столько старцев в стране, которые пять лет назад рукоположены, но они с бородами, у них саны, кресты – все дела. И потом, некоторые после них уходят из общины, становятся «инэнэнщиками», ещё кем-то… Поэтому некоторой категории граждан наших и прихожанам нельзя исповедоваться в других местах. Потому что иные духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту рубят его душу.

Благословение на причастие. Наша многолетняя практика состоит в том, что мы перед Рождеством и перед Пасхой говорим всем заранее, что нужно исповедоваться в течение недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без исповеди. Очень удобная форма для тех, кто любит исповедоваться подробно, – письменная форма, которая практиковалась у нас ещё в начале XX века.

Я почувствовал очень большую разницу между приходами большими и очень большими.

Какой-то процент людей – я его оцениваю в 15, – пришедших в воскресенье, – это те, кто пришёл в первый раз. Как-то их отделить в отдельный придел или поднять на второй этаж двухэтажного храма пока не представляется возможным. Не можем мы так организовать их, тем более все они приходят в разное время. Тем не менее надо постараться этому человеку, вновь пришедшему, дать максимум. И даже если он пришёл поздно, если он никогда не постился и не знал, что это такое, если он действительно пришёл с раскаяньем, а таких много, по-своему подготовившихся к исповеди, – я считаю, что такого человека причастить не только можно, но и нужно. Но снабдив его сведениями о том, как надо готовиться. Я всегда спрашиваю: «Есть ли у тебя молитвослов? читал ли ты Евангелие? есть ли оно у тебя?» Даём ему правило читать Евангелие с этого дня каждый день, рассказываем о посте и говорим, как надо впредь готовиться. Но в тот раз причащаем всё равно. Как дитя.

Если у человека нет смертных грехов… А самый распространённый грех – это так называемый «гражданский брак» или «у меня есть любимый человек». Я ему говорю, что любить друг друга – это очень хорошо, но ваши отношения – это не просто любовь, это уже больше: супружеские отношения, поэтому решайте с любимым человеком этот вопрос, будете ли вы созидать семью, и если будете – давайте это делать скорее, а я готов повенчать бесплатно. Если же он любит, но не настолько, я ему говорю, что в церковь, по идее, в таком случае дальше притвора входить нельзя, потому что это противоречит заповедям Божьим.

И вот если так поговоришь по-доброму, объяснишь, очень многие потом женятся…

Данилов монастырь
27 декабря 2006 года

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга