ХРОНОГРАФ

НЕ ТАК БЫСТРО

Завершается 2007-й. Надо подводить итоги. Главное впечатление: оглянуться не успел. Все, кого я спрашивал, подтверждают – год промчался незаметно. Кто-то просто говорил «быстро», кто-то добавлял «ужасно». Принято считать, что время ускоряется с возрастом, но вот недавно коллега рассказала о своей дочери-школьнице: та тоже была изумлена тем, как быстро промелькнул год.

Святые отцы предсказывали, что в конце времён время необычайно ускорится. Так что похоже. Но, с другой стороны, наверное, мы ещё слабо представляем, как оно, время, может уплотниться у наших правнуков. Будущее представляется в большом тумане: нанотехнологии, генетика превратят их жизнь в нечто совершенно непохожее на наше время – так компьютеры сделали нашу жизнь совершенно непохожей на жизнь наших пращуров позапрошлого века.

Моя доморощенная теория тут стоит на том, что «виновато» в ускорении времени засилье информации. Посудите сами: если раньше о произошедшем событии лишь ТАСС было «уполномочено заявить», скупо, телеграфной строкой и то не всегда, то теперь событие, которое ещё только предстоит, анонсируют десятки агентств, затем сотни СМИ его освещают, потом комментируют десятки аналитиков, далее начинаются обсуждения на телешоу, в интернете, а к этому времени созревают, отпочковываясь, слухи и опровержения… А само событие-то, может быть, яйца выеденного не стоит.

Но всё это внешне. Что удивительно: при всей этой кутерьме и мелькании событий реальные дела не делаются быстрее. Всё весомое и значимое в жизни общества, кажется, даже, наоборот, созревает медленнее, чем прежде. Возможно, как раз потому, что в ногах путается информационный хлам, назойливый, броский.

Мы много раз за последние годы писали о необходимости православного образования в школе. Сначала это был разговор «вообще», потом возник предмет «православной культуры», вокруг которого ломались копья последние несколько лет. Так и хотелось воскликнуть: «Ну когда же, наконец?!» Но прошедшее лето вместо положительного решения вопроса подбросило нам новый сюжет – протестное «письмо академиков»… Напомню: группа членов Академии наук, во главе с Нобелевским лауреатом В.Гинзбургом под флагом «научности» резко выступила против планов преподавания в школе основ православной культуры.

На днях эта история получила продолжение. Патриархия представила в Минобразование Концепцию включения в новое поколение госстандартов учебного предмета «Православная культура». Вот что сказал об этом митрополит Калужский Климент: «Ещё в 2006 году мы направили в Министерство образования и науки свои предложения о перспективах изучения предмета «Православная культура» в российской школе. К сожалению, тогда мы не получили на них положительного ответа. В этом году, буквально месяц назад, мы вновь направили в Министерство образования фактически те же самые предложения». Только было изменено название. Но теперь, судя по всему, реакция совершенно иная. И уже определённо говорится о том, что со следующего учебного года предмет «Духовно-нравственная культура» может войти в обязательную школьную программу 1–5 классов. При этом школьники вместе с родителями сами смогут выбирать, изучать ли им православное наследие или, скажем, мусульманство, а может, и курс безрелигиозной этики. «Политический журнал» делает маленькую ремарку: председателем попечительского совета подготовленной программы является Светлана Медведева, супруга первого вице-премьера России, нынешнего кандидата в Президенты. Я далёк от того, чтобы считать этот факт решающим в судьбе проекта, но очевидно: что-то всерьёз сдвинулось. А тут ещё эти слова Президента, сказанные явно в адрес непримиримых противников Церкви: «Если Господь Бог существует, то Он не знает о том, что у людей разные взгляды на Церковь». То есть значение Церкви в деле сохранения общества от саморазрушения не зависит от конъюнктуры, от того, модно ли сегодня ставить свечки в храмах или наоборот – хулить священноначалие и осквернять святыни на выставках.

И вот уже мы слышим отзыв г-на Гинзбурга на новые-старые предложения Церкви: «Мне это нравится, мы на этом и настаивали. Но важно, чтобы это было бы совершенно добровольно и с согласия родителей. А в остальном я за это вполне».

Теперь, когда дело так повернулось, мне вдруг стало очевидно, что без «письма академиков» картина была бы неполной. Какая-то глубина в дискуссии не была бы исчерпана. Всё было в этом сражении за «Православную культуру» – и натиск, и тактические отступления, компромиссы и грубости… Но, по-видимому, Богу нужно было иное – терпение. Не случайно же Церковь прославляет смирение и терпение как важнейшие добродетели. За два тысячелетия она познала суть вещей мира сего: пока явление не исчерпает свой внутренний потенциал, не «прозвучит», проблема не найдёт своего решения. Ведь терпение – это не рабская покорность течению событий, но умение осознать в себе и противопоставить сиюминутным вихрям своё «внутреннее время».

Попросту говоря, яблоко прежде должно созреть, в противном случае нам придётся есть его кислым. Или, если использовать евангельское сравнение, семени нужно дать время прорасти.

Мне тут вспоминается история с путаницей между католическим и православным Рождеством в начале 90-х. Тогда ежегодно 25 декабря, если кто помнит, под громы и молнии патриотической печати по телевидению вовсю крутили праздничные программы и поздравляли нас, россиян. Ну и народ, соответственно, праздновал. Ещё в 2003 году эта цифра была весьма значительна – католическое Рождество отмечало 19% населения. Сегодня таковых лишь 6%, и это уже более или менее реальная цифра, соотносимая с количеством католиков и протестантов, а также любителями праздновать всё подряд.

Без сомнения, одним из важнейших, если не самым главным событием минувшего года стало объединение Русской и Зарубежной Православных Церквей. Хотелось, чтобы оно произошло раньше. Но и это событие должно было вызреть – хорошо, что его не форсировали в своё время на волне «перестройки» и «гласности». А ведь тогда многие эмигранты были в восторге от перспектив превращения России в «нормальную» страну западной демократии, и, возможно, тогда «объединение» путём компромиссов и натяжек могло пройти более гладко, чем теперь. Но долго ли устоял бы этот замок на песке?

Сегодня для России, по моему убеждению, нет более важной проблемы, чем пропасть между бедностью и богатством. Дело даже не в количестве бедных, которое, согласно статистике, уменьшается. Именно – в пропасти. Потому что это – раскол общества. Когда-то большевики смогли воспользоваться похожей ситуацией, и народ в массе поддержал их – терпеливому засыпанию пропасти предпочёл прыжок через неё. Перепрыгнули-таки. Отняли и поделили. Но, видно, что-то безнадёжно поломали при прыжке – это в конце концов и подкосило нас.

Так что вот в чём уверен я сегодня: переменам нужно дать вызреть! Конечно, очень хочется, чтоб поскорее наступили добрые времена, хочется успеть пожить при них. Жизнь-то ведь такая короткая. Но, по-видимому, у стрелок на часах Господа своя скорость, и показывают они другое время. Что ж, времена, как известно, не выбирают. Слава Богу за то, что имеем.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга