ПОДРОБНОСТИ

ЕЩЁ НИЧТО НЕ РЕШЕНО...

Заметки с XVI Международных Рождественских образовательных чтений

С 31 января по 2 февраля в Москве проходил ежегодный православный образовательный форум – самый крупный в России, да и пожалуй во всём мире. Только на его открытии присутствовало 5 тысяч человек. В нынешнем году тема его звучала так: «Православные ценности и современное образование». Многие участники чтений за округлостью этой фразы сразу же увидели суть: «ОПК и государственная школа». И, конечно, ждали ответа на вопрос: что же теперь будет с основами православной культуры, которые решением Госдумы фактически изгнаны из школы? Ответ они получили. Но какой-то до странности... конкретно-неопределённый.

Начались чтения с видеоприветствия Святейшего Патриарха Алексия II, демонстрировавшегося в Государственном Кремлёвском Дворце с больших экранов. Своё обращение в письменной форме прислал и ранее заявленный на участие Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, пожелавший «укрепления культурных и духовно-нравственных традиций, которыми всегда по праву славилась Россия». Председательствовал на чтениях митрополит Калужский и Боровской Климент. Он и ввёл в курс дела пятитысячную аудиторию.

«Осенью прошедшего года были приняты поправки в федеральный Закон “Об образовании”, – напомнил митрополит. – В результате с 1 сентября 2009 года в системе общего образования не будет регионального и школьного компонентов, в рамках которых во многих регионах России ведётся преподавание курсов православной культуры». Между тем буквально в последний момент перед голосованием в законопроект было внесено положение, что одна из главных задач образования – «формирование духовно-нравственной личности». Это позволило продолжить диалог Церкви и власти.

Как рассказал владыка, «с целью поиска путей выхода из сложившейся ситуации в течение года действовала совместная рабочая группа» Патриархии и Министерства образования. Итогом этой работы стала конференция в Калуге (где находится святительская кафедра митрополита Климента). 20-21 декабря 2007 года представители 48 епархий, Министерства образования, Российской академии образования и других организаций пришли к взаимоприемлемому решению. Поскольку единый образовательный госстандарт исключил региональный компонент, то теперь православная культура должна преподаваться в рамках самого этого госстандарта. Точнее, в рамках нового предмета «Духовно-нравственная культура», где будут представлены культуры всех традиционных религий России.

Казалось бы, все точки над «i» расставлены. Но... Выступая с кафедры, владыка Климент не раз напрямую обращался к сидевшим в президиуме главам Минобраза и РАО, словно продолжая неоконченную дискуссию. Приводил различные доводы, апеллировал к принятой официально в России Национальной доктрине образования, согласно которой «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений», а также «развить внутренний мир детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта».

«А если кто из родителей (а не из чиновников) не хочет, чтобы их дети изучали православную культуру, – отметил владыка, – то им следует предложить философско-этический курс на нерелигиозной основе... И не надо говорить, что это будет разделять школьников и вносить разделение в российское общество. Школу нельзя отделить от тех реалий жизни, в которых живёт ребёнок. Он должен научиться, живя среди людей разных взглядов, сохранять свою веру и свою культуру. Преподавание ОПК поможет ребёнку научиться уважать право своего соседа по парте быть «другим», а самому – быть православным».

Действительно, если поборники толерантности так ратуют за уважение «других», то почему они не допускают «других» в школе, где, собственно, и формируются будущие личности? Выходит, что либеральная толерантность – это всего лишь бессознательное, пугливое засовывание головы в песок, только бы не видеть и не касаться «других». И сколь тогда «толерантней» получается христианская терпимость, идущая и от ума, и от сердца!

Также владыка Климент затронул юридическую сторону: «В соответствии с ныне действующим законодательством ни одно учреждение, организация или ведомство не может предписать родителям нормы, которые надлежит прививать их детям. В конечном же счёте, школа призвана выполнять образовательный заказ родителей». При этом «основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего крещения... Если родители приносят ребёнка в храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его дальнейшего образования в православном духе. Поэтому... противодействие изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции, которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести».

В заключение председательствующий сказал:

– И мы просим вас, Андрей Александрович и Николай Дмитриевич... Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, и чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1-го по 11-й классы.

Вот здесь вдруг стало ясно, что ничего ещё не решено. Ну, поставил министр Фурсенко подпись под резолюцией Калужской конференции. А дальше? В настоящее время РАО рассматривает предмет «Православная культура», чтобы включить его в госстандарт, в январе уже состоялись «первые слушания результатов проделанной академией работы». Но что получится на выходе – никому не ведомо.

Надо сказать, в сфере образования есть разные чиновники. Это заметно даже по тому, как московские вузы по-разному принимают участие в Рождественских чтениях. Много лет подряд присутствовал я на секции «Наука и христианство», что проводится в стенах физфака МГУ. Атмосфера там особая, о христианстве как таковом говорят осторожно. Со слов одного из организаторов секции знаю, что руководство физфака «терпит» их и бывает сложно договориться об использовании помещения, хотя свободных аудиторий в здании много. А нынче решил я отправиться на схожую научную секцию, которая ежегодно проводится в Зале торжеств Московского госуниверситета путей сообщения. Университетский «зал» оказался огромной, с лепными сводами церковью, причём действующей – с алтарём и многоярусным позолоченным иконостасом. И каков контраст! Здесь на конференции открыто, без стеснения говорилось о православии, даже воинственность какая-то звучала. «Эволюционная теория – предрассудок ХХ века!» – примерно таков был пафос выступлений. Казалось бы, какая разница между этими двумя вузами, оба ведь государственные учреждения? Но физфак МГУ – это фундаментальная, академическая наука, а МГУПС, – прикладная. И на железнодорожников не так давит авторитет старых «советских» академиков.

Там же познакомился я с автором нашумевшего учебника «Общая биология, 10-11 классы» – того самого, что стал «последней каплей терпения» для академиков, написавших «Письмо десяти» против «клерикализации школы». Что же не понравилось им в учебнике? То, что в нём дарвинизм рассмотрен критически – изложены современные данные, никак не стыкующиеся с теорией происхождения видов.

– Но если это данные науки, то при чём здесь клерикализм? – спросил я автора.

– Не нужно искать логики, её просто нет, – ответил тот. – Учебник вышел под редакцией члена-корреспондента РАН Алхутова, авторитетного в мире генетика, который непосредственно изучал проблемы эволюции и передачи наследственных признаков. А критиковали учебник его коллеги по РАН, в генетике совершенно не разбирающиеся. Ведь кто такие Гинзбург и Алфёров? Даже не биологи, они физики-математики. Но эволюция для них – священная корова...

И ведь какой крик подняли эти академики! Аж до Запада донеслось, и до сих пор там дребезжит. Накануне чтений корреспондент немецкого «Шпигеля» обратился с вопросом к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, мол, не нарушает ли Церковь права человека своей клерикализацией школы, ведь даже российские нобелевские лауреаты протестуют... Митрополит ответил – и поставил корреспондента в тупик: образцом такой «клерикализации» для нас является ваша же Германия. Ведь то малое, что православные требуют у российских чиновников, в Германии и других странах Европы давно существует. У немцев обязательность религиозного образования и воспитания закреплена Основным законом страны, а в Конституции Баварии высшими целями образования объявляются «почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства, воспитание сдержанности, чувства ответственности». В стране действуют государственные конфессиональные школы, а кто не хочет идти туда, может в обычной школе по выбору изучать основы знаний о религии, к которым принадлежит. И что существенно: понятие «религиозное образование» в Германии включает катехизические курсы, проще говоря, Закон Божий.

Выступая на чтениях, владыка Кирилл предупредил: «Если в XX веке процветала наивная вера во всемогущество материального прогресса, то в XXI веке будущее принадлежит тем народам, которые смогут обеспечить мощное духовно-нравственное осмысление материального развития. Сегодня Россия, да и мир в целом, находится в цивилизационном кризисе... В общественной жизни есть базисные характеристики: биологическое и духовное измерение, свобода выбора и свобода от греха, материальное потребление и духовное самосовершенствование. К сожалению, в нашем обществе до сих пор нет единства позиций по этим базисным понятиям. По этой причине сохраняется и неопределённость нашего будущего».

К слову сказать, учебник биологии, ставший «красной тряпкой» для десяти наших академиков, прошёл экспертизу в Российской академии образования и... был рекомендован школам. Оказывается, есть и у нас вменяемые люди.

Сейчас от РАО зависит, каким образом православная культура будет включена в образовательный госстандарт. Судя по выступлению на чтениях президента РАО Н.Д.Никандрова, там настроены положительно к сотрудничеству с Церковью. Никандров не преминул процитировать православного философа И.Ильина: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке “волка”». Каким же должно быть воспитание? Никандров уточнил: «Это всегда воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, к себе, к другим, к Богу».

Напомнил президент академии и две юридические нормы, которые позволяют преподавать православную культуру в школах. Это, во-первых, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором подчёркнута «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры». А во-вторых, международная Конвенция о правах ребёнка (ст. 29): «Образование... должно быть направлено на... воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает». В заключение Н.Д.Никандров вспомнил, что «великий русский педагог К.Д.Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой».

Звучит всё это оптимистично. Как-то будет на практике? Судя по резолюции Калужской конференции, православную культуру государство не просто «пустит» в школу, а само включится в составление методических пособий, займётся подготовкой преподавателей, – разумеется, в сотрудничестве с Церковью. «Пробным шаром» может стать олимпиада школьников по основам православной культуры, которую намечено провести в школах в 2008–2009 учебном году. За организацию её совместно с РПЦ берутся Министерство образования и Союз ректоров России. Так что к следующим Рождественским чтениям станет ясно, насколько это всё реально.

М.СИЗОВ
Фото автора

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга