МАСТЕРСКАЯ

СЕВЕРНЫЙ СТИЛЬ

В эти дни на Валааме монахи заселяются в новый Свято-Владимирский скит – удивительный по архитектуре храмовый комплекс, словно перенесённый из древнего Новгорода или Устюга. А в ближайшее время, предположительно в мае, начнётся возведение столь же сказочного строения в центральной части Петрозаводска. Проектирует и строит такие «чудеса света» московское «Товарищество реставраторов» – «Мастерские Андрея Анисимова». Наш корреспондент встретился с одним из его архитекторов.


Олег Новицкий: «В мае этот макет начнём воплощать...»

С Олегом Вадимовичем Новицким, работающим над проектом Спасо-Кижского патриаршего подворья в Петрозаводске, я познакомился среди стендов с макетами храмов. Вначале долго стоял перед игрушечной моделью будущего подворья. На табличке был указан адрес: улица Федосова, дом 10. Знакомое место... Это почти на самом берегу Онежского озера, рядом с фешенебельной гостиницей «Онега». В юности любил я здесь гулять по двум причинам: красивый вид на озеро и место относительно безопасное, поскольку сюда, где милиция охраняла иностранных туристов, редко заглядывали банды многочисленных петрозаводских ГПТУ. Тогда, в 70–80-е годы, мне бы ни за что не пришла в голову «дикая» мысль, что здесь вырастет храм, а над озером поплывёт колокольный перезвон. Столица Карелии в ту пору была совершенно «зачищена» от религии, все церкви разобраны или перестроены, только на окраине, за кладбищенской оградой, действовала единственная церковь. Да и доныне новых – больших, каменных – храмов в Петрозаводске ещё не строили, этот будет первым.

– Нравится? – спрашивает появившийся за спиной седоватый мужчина в очках с металлической оправой.

– Да, красиво, – отвечаю. – Только вот странно, указан будущий адрес – «дом 10». Но это ж целый мини-городок, а не «дом»!

– Как сказать... Храм, жилые кельи, трапезная, подсобки – все они сообщаются крытыми переходами, так что получается единый дом, – пояснил Олег Вадимович.

– Интересно у вас колокольня сделана, словно маяк, – делюсь впечатлением, пытаясь разговорить архитектора.

– Да, идея как раз в этом. Ведь подворье – это как бы часть Кижского храмового комплекса, который находится на острове, в глубине озера.

– И с колокольни можно будет увидеть Кижи?

– 68 километров... если только в очень сильный бинокль, – улыбнулся архитектор. – Но тут ещё символический смысл заложен: от «маяка», увенчанного крестом, исходит свет православной веры, указующий дорогу путникам.

– А вот похожий приём, колокольня высоченная, – разглядываю другой макет, выставленный рядом. – Это не ваш проект?

– Угадали, тоже наш. Это храм Новомучеников и исповедников Российских в московском районе Строгино. Но похожесть тут совершенно случайная. Просто строительство предполагается среди современной, высокой застройки. И чтобы храм был как-то соразмерен 16-этажным домам, пришлось усилить звонницу. Кстати, похожая ситуация и в Петрозаводске: подворье будет рядом с гостиницей «Онега», которая по габаритам превосходит будущее подворье, но, тем не менее, вместе они должны хорошо смотреться, мы уж постарались.

– Вы работаете в каком-то определённом архитектурном стиле?

– Что касается Кижского подворья – это чисто новгородский стиль. Взгляните на форму колокольни, на её усиленные вертикальные рёбра. Видели когда-нибудь часозвонную башню в Великом Новгороде? Или вот галереи, шлемообразные купола – это всё северный стиль. Надо сказать, что основные идеи наших храмов, их облик во всех деталях разрабатывается нашим главным архитектором Андреем Альбертовичем Анисимовым, который возглавляет мастерскую. Он много лет изучал историю и все тонкости северного зодчества. Вообще, Андрей Альбертович считает, что мы ничего не должны придумывать, наша задача – хорошо спроектировать и хорошо построить, без особых оригинальных изысков. Наше творчество сугубо традиционно, канонично. Но при всей традиционности наши постройки ни на что другое не похожи.

– Наверное, этим как раз и отличается храмовое зодчество от проектирования жилых домов и офисов?


Владимирский скит на Валааме (строительство закончено в 2008 г.)

– Не только этим. Над нами не довлеет пресс экономического инвестора, требование окупаемости, так сказать. Если архитектору заказывают жилой дом, то сразу зажимают его в тиски цены квадратного метра. А мы, когда строим храм, заранее оговариваем, чтобы на средства не скупились. Скажем, на Валааме мы только что скитский комплекс построили – храм святого князя Владимира с келейным корпусом. 14 декабря его сдали, наверное, слышали? Так вот, там стены местами достигают четырёх метров толщины. Такого никто в современном строительстве позволить себе не может, а мы можем. Почему? Потому что так принято в северной храмовой традиции. Храм должен быть подлинным, а не так чтобы выложил стенку кирпичиком, а за ним – теплоизоляторы, потом железобетон, потом снова тонкий ряд кирпичиков. Нет, храмовая стена должна быть вся насквозь кирпичная, без обмана.

– Вы намекаете на Храм Христа Спасителя, который строили из бетона? Но если бы его из одного кирпича поднимали, это ж сколько денег...

– До революции деньги как-то находили. Но комментировать не буду, мы этот храм не строили.

– А Свято-Владимирский скит с четырёхметровыми стенами на чьи средства поднимали, тоже московские?

– Точнее было б сказать, на средства благотворителей монастыря. Кстати, в этом скиту, как и на Кижском подворье, будет находиться резиденция Святейшего Патриарха. Валаам – это же его ставропигиальный монастырь, и сюда он приезжает обычно с более чем двадцатью сопровождающими лицами, чем сразу же меняет течение монашеской жизни. А так у него будет своя маленькая обитель.

Вообще, прежде на Валааме было 15 скитов и, как рассказывал игумен монастыря епископ Панкратий, каждый строился с определённой целью. Например, Смоленский скит – это, наверное, единственный храм в России, изначально предназначенный для постоянного поминовения российских воинов и заупокойных служб по ним. В строящемся Владимирском, кроме храмов и келейного корпуса, будет иконописная мастерская. Также, что меня радует, там найдётся место для музея-древлехранилища с реставрационными мастерскими. Ещё насельники этого скита будут ухаживать за фруктовым садом, который разбили рядышком, – из Мичуринска привезли и посадили около ста яблонь 22 сортов.

– Строительство этого скита уже полностью закончено?

– Освящение храма Святейшим Патриархом назначено на 17 августа. Строительство в целом закончено, ещё продолжается внутреннее убранство, устанавливается церковная утварь. А келейный корпус полностью готов, монахи вот-вот вселятся.

– Это тоже ваш проект?

– Да, «Мастерских Андрея Анисимова». Непосредственно чертежи выпускала Татьяна Игоревна Ефимова – молодая энергичная женщина. Конечно, основу проекта во всех его деталях прорабатывал Андрей Альбертович.

– И как восприняли эту работу на Валааме, епископ Панкратий как-то отзывался?

– Владыка Панкратий в прошлом архитектор, поэтому его мнение для нас особенно ценно. Он назвал этот храм самым красивым в России. Церковь всё-таки духовное учреждение, а посему красоту ценит и понимает. Кроме того, в отличие от коммерческих заказчиков, Церкви нужны строения на века. Пройдёт время, и, скажем, в 2108 году никто не будет спрашивать, сколько сэкономили на строительстве. Наоборот, людей будет радовать: вот как наши предки хорошо, крепко строили. А этот монашеский скит, уверяю, будет стоять без капитального ремонта столетиями. Такова его конструкция и материал, из которого сделан, – кирпич высокого качества, камень, медь.

– Насколько знаю, сами по себе кирпичи, хоть и крепкие, это ещё не всё, – сомневаюсь я, – вот в старину использовали особый раствор, на яичном желтке....


А.И. Клементьев – потомственный каменщик

– Что касается технологии растворов, то у нашей мастерской очень сильная научная часть, руководит ею доктор наук, профессор Николай Дмитриевич Недович. Он заслуженный архитектор России, прежде был главным архитектором Росреставрации и мог бы много интересного рассказать о строительных секретах. Я же скажу, что растворы мы используем сложные, ни в чём не уступающие древним, а по многим позициям и превосходящие. Кроме того, наша главная гордость даже не технология, а рабочие. То есть те, от кого непосредственно зависит качество строения. Каменщики и плотники у нас потомственные, работающие с нашей организацией десятки лет. Такие, как бригадир каменщиков Александр Иванович Клементьев – он с 88-го года с нами. Таких рабочих мы очень ценим, это наш золотой фонд. Мы их сами искали по России, в старинных сёлах, где сохранились потомственные мастера, и продолжаем искать. Многие уже с сыновьями работают, передают своё умение по наследству. Понимаете, можно всё спроектировать – но вот как построят, так и будет.

Олег Вадимович продолжает «экскурсию» по макету Владимирского скита:

– Тут келейный корпус, здесь – трапезная и кухня, дальше – придел Всех Святых, а эта пристройка к апсиде на самом деле трансформаторная подстанция, там щитовые вводы. А вот придел святой Людмилы и надвратная водосвятная часовня.

– Если есть врата, то и крепостная стена предполагается?

– Совершенно верно. Скит строится, впереди ещё много замечательных построек.

– Да... Ощущение крепости, – вглядываюсь я в макет.

– Я бы лучше сравнил этот скит с Софией Киевской, – подумав, ответил архитектор, – у него такая же пирамидальная форма со многими-многими поднимающимися выступами. Скит-то посвящён святому князю Владимиру, который правил в Киеве. Между тем, заметьте, проект выполнен в нашем северно-русском стиле.


Макет Спасо-Кижского Патриаршего подворья в г.Петрозаводске

– А вот ваш петрозаводский проект, – возвращаюсь к макету Спасо-Кижского подворья. – О том, что подворье будет строиться, отец Николай Озолин – петрозаводский священник, возглавляющий его, – давно уже говорил. Но, признаться, не ожидал я, что появится такое могучее сооружение. Интересно, кто средства выделяет – епархия, местные власти?

– Нет, это ж патриаршее подворье, так что средства пойдут из Москвы. Хотя без властей Карелии, конечно, ничего не делается. Не так давно на Валааме, как раз во Владимирском скиту, Святейший Патриарх встречался с Главой республики Катанандовым. Тот внимательно посмотрел нашу валаамскую работу, прежде чем решиться дать «добро» на петрозаводский проект. Так что всё делается на серьёзном уровне. Скоро снова с Катанандовым Андрей Альбертович будет встречаться, и с мэром Петрозаводска, и с городским архитектором.

– А какие требования высказывались к проекту подворья?

– Мы им занимаемся уже более двух лет. Дважды глава нашей мастерской был на приёме у Святейшего Патриарха, который хорошо знаком с проектом и высказывал свои замечания. Но больше общаемся с отцом Николаем Озолиным, и пожелания, в основном, исходят от него. Как я заметил, больше всего он радеет о прихожанах. Например, одна его просьба для нас, храмостроителей, оказалась неожиданной – устроить в церкви ризницу для прихожан, где бы они могли снять верхнюю одежду, поменять уличную обувь. Идея нам показалась здравой: так молящийся почувствует себя в домашней обстановке и, кроме того, в храме чистота будет соблюдаться. Ещё он попросил в цокольном этаже сделать детскую комнату с игровыми помещениями, чтобы младенца можно было занять и вынести в храм непосредственно к самому причастию. Ещё одно интересное современное требование батюшки – выделить большие помещения под интернет-студию и сервер.

– Ну, он сам современный человек, родился на Западе, жил в Париже, – вспоминаю я.

– Да при чём здесь Запад? – пожимает плечами Олег Вадимович. – Сейчас свои страницы в интернете имеют многие православные приходы, даже сельские. Это ж большое пространство для миссионерской и культурной деятельности. А Кижи – жемчужина Русского Севера, и её нужно хорошо представить в православном интернете.


На берегу Онежского озера (визуализация проекта)

– А в чём особенность «патриаршего» храма? В размере алтаря?

– Да, прежде всего. Чтобы там было горние места для самого Патриарха и для епископов. По размерам алтарь лишь незначительно будет уступать молитвенному залу. Мы постарались, чтобы все помещения хорошо вписались в единый комплекс. Храм будет многоуровневый, со множеством лестниц – на колокольню, в детскую комнату, в ризницы. Близость ризниц, кстати, очень удобна для пасхального богослужения, когда священники часто меняют облачения. А вот здесь, в основании колокольни, будет большая трапезная с различными выходами. А вот тут, отдельно, крестильная... Этот макет, впрочем, немного устарел. В окончательном варианте главное крыльцо мы сделали большим. Значительно увеличится и масса алтарной части, конха станет интересней. Вот здесь крышу немного преобразовали... В неизменности останутся только храм и колокольня, это у нас проработано хорошо.

– Красивый храм, – киваю я. – Что-то знакомое... вот эти закомарчики...

– Не узнаёте? – смеётся архитектор. – У нас же Кижское подворье, так что без подражания знаменитому Преображенскому собору в Кижах никак нельзя было обойтись. Он хоть деревянный, но в целом ориентировались на какое-то созвучие с ним. Так что правильно вы заметили эти поднимающиеся к небу закомары.


Проект Александро-Невского храма на Валааме (строительство начнётся в ближайшее время)

Окончив осмотр макетов, задал я архитектору «Товарищества реставраторов» последний вопрос:

– На нашем Севере что-нибудь ещё будете строить?

– Александро-Невскую церковь на Валааме, неподалёку от Свято-Владимирского скита, – ответил он. – Ведутся переговоры о других храмах в Карелии, но подробности я не уполномочен сообщать. Скажу лишь, что наш руководитель Андрей Альбертович Анисимов недавно пошутил: «Летом всей мастерской дружно переедем в Карелию и там пропишемся».

Главное для нас пока – Спасо-Кижское Патриаршее подворье. Уже делается рабочий проект. И в мае, даст Бог, начнём строительство.

М.ВЫГИН
Фото автора и «Товарищества реставраторов»

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга