ПОДРОБНОСТИ

«МЫ НЕ РАСКОЛЬНИКИ, НЕ СЕКТАНТЫ»

О пензенских сидельцах под землёй


Затворники в сопровождении сотрудников МЧС группами поднимаются наверх из своего убежища

«Пензенские сектанты» – так их называют. Три с половиной десятка наших сограждан решили переждать в землянке конец света. О своём уходе они никого оповещать не стали, поэтому трудно выяснить точную дату начала их сидения под землёй. Первые сообщения в СМИ появились 12 ноября, и после этого как прорвало. Пятый месяц судьба «беглецов» остаётся в центре внимания российской прессы. Трудно припомнить сенсацию, имевшую у нас столь долгую жизнь. Вот что, оказывается, нужно, чтобы мир тебя заметил? Попытаться оставить его.

Опыт подобного бегства насчитывает у нас много веков. После Раскола старообрядцы превратили его в норму русской жизни, но иногда солдаты, разыскивавшие их, приводили из леса отшельников, которые даже не подозревали о существовании Патриарха Никона и его оппонента протопопа Аввакума. Это были настоящие праведники, десятилетиями вымаливавшие Русь. Назад этих старцев уже не отпускали, отправляли в узы. Попытки игнорировать общественную жизнь страны раздражали власть, но положить им конец было невозможно.

В той же Пензенской губернии в начале 1917 года между сёлами Никольским и Ивановка был основан монастырь, куда ушли многие местные женщины. Брошенные ими мужчины с горя решили стать затворниками, для чего вырыли пещеры недалеко от монастыря, стали там жить и молиться. После революции монастырь был разрушен, общины разогнаны. А неподалёку от женского Наровчатского Троице-Сканова монастыря находятся подземные пещеры с кельями, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Длина подземных ходов в этих пещерах достигает 670 метров.

* * *

Далеко не всегда уход от мира имел положительные свойства. В Коми, например, до сих пор где-то в лесах живёт группа вятских православных, бежавших от ИНН. А у меня на столе вот уже несколько месяцев лежит чистый конверт, который переслала из Яранска женщина, желающая получить ответ – что с её родными? Мне пока нечего ей написать. Если говорить о пензенских сидельцах, там огорчительно было то, что под землёй оказались дети, в том числе грудной младенец. Но на днях последний ребёнок был отправлен на поверхность, а что касается взрослых...

Пусть сами решают, что делать им дальше. Не хотелось бы выступать в качестве судьи. Как справедливо заметил отец Андрей Кураев, «а с другой стороны, за всем этим – отсутствие у людей ощущения возможности влиять на историю. Ни в Церкви, ни в светском обществе сейчас нет каналов диалога и влияния на власть. Никакая власть – ни церковная, ни светская – маленького человека не слышит и своих действий ему не объясняет». В результате, продолжил он, у людей складывается ощущение «чего-то большого, бесчеловечного и враждебно-непонятного и формируется комплекс жертвы».

Наверное, здесь схвачена самая суть проблемы, история которой насчитывает примерно столько же веков, сколько и подобные уходы. В какой-то момент большинство русского народа, глубоко религиозного, наивного, прекраснодушного и решительного, как в дурном, так и в добром, начала утрачивать связь и со светскими, и с духовными властями. Это движение дало немало святых, здесь можно вспомнить св. Стефана Филейского, который не смог обрести духовного покоя ни в одном из монастырей и, в конце концов, устроился наособинку недалеко от Вятки. Иногда это бегство приобретало формы достаточно дикие или диковинные, но в целом ему должно уделить доброе внимание, снисходить, а не ругаться. Те же «пензенские сектанты» – представители трёх братских народов: русского, белорусского и украинского, – их поступок, конечно, трудно одобрить. Малоприятна их оппозиция Московской Патриархии, наивны все эти сжигания паспортов, ожидание «конца света в мае», ужас перед ИНН и штрих-кодами. Но во всём этом, как можно судить по бесчисленным сообщениям, мало гордого, трудно разглядеть что-то злое. Сидельцы отвечают из-под спуда:

«Мы не раскольники, не сектанты, а русские православные христиане, ждущие, когда Господь придёт во славе Своей и положит беззакониям конец».

* * *

Здесь нужно трезво понимать – это голос не просто 35 (по другим сведениям – 29) человек, которые, взяв с собой двух кошек и попугая, ушли под землю. Это в большей степени голос русского народа, чем представляется тому же отцу Андрею Кураеву, который, сказав одну верную мысль, не смог удержаться, «изменить себе», и заявил, что на деньги, потраченные на «сектантов», можно было крепко всей Погановке помочь (ну да, помогли бы... потом догнали и ещё раз помогли. – В.Г.), и вообще пустое это: «Все эти бесконечные кордоны, операции МЧС...» Нет, не пустое. Без поддержки извне беглецы могли бы уже погибнуть. Однажды, когда завалило вход, спасатели и катакомбники начали рыть землю с двух сторон, навстречу друг другу. И во многом это символ того, что происходит в Погановке и шире, много шире... Ещё в первые дни сидения из землянки был отправлен наверх детский рисунок, неизвестно, когда и кем нарисованный. Так началось общение с этими людьми.


Для девочки, проведшей несколько месяцев в подземелье, она выглядит неплохо

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет по поводу происходящего сочинил специальную молитву «О единстве православных христиан». Он вообще повёл себя очень достойно, отказавшись называть сидельцев сектантами. Для него они свои. И Бог даст, благодаря этому и Церковь снова станет для ушедших под спуд своей.

И страна станет благословенной, благодаря, например, такому удивительному человеку, как заместитель руководителя управления внутренней политики Пензенской области Александр Елтонцев. По ТВ показали, как он в простой рабочей одежде несёт вёдра с водой «беглецам», вышедшим на поверхность. Я увидел перед собой очень хорошего русского человека, исключительно достойного. Несколько месяцев он беспокоится о людях, чьё поведение, даже с точки зрения большинства православных, выглядит странным, буквально нянчится с теми из них, кто уже вышел на поверхность или не смог добраться до землянки. И, кажется, ему это больше в радость, чем сидение в кабинете. В качестве благодарности «сектанты» подарили ему связанные под землёй сапоги из натуральной шерсти. Подошва вырезана из туристического коврика. «Вещь очень тёплая, – радуется Александр. – Если по лужам не ходить, то ничего другого и не надо. Тем более что это подарок от сердца». Спит он в одной комнате с десятком человек, которые устраиваются, как правило, на полу, а две женщины из Белоруссии в сосновом гробу – по очереди. Их пытались выдворить из России, сказали, что они здесь чужие. По дороге женщины сорвали стоп-кран в поезде и вместе с детьми бежали обратно в Погановку (смешное и совсем не смешное название).

Сначала от всех этих людей отреклось государство. Потом они перестали понимать Патриархию, напрасно перестали – она много лучше, чем им представляется, просто трудно, сложно всё. Но объяснить им это всё было недосуг, сказать: братья и сёстры, вот какие дела... Нет, мы говорили, что они тёмные, что они, по слову диакона Андрея Кураева, «как раковая опухоль, она повсюду, такими тревогами заражены чуть ли не большинство монастырей, и паника идёт из них – из Свято-Почаевской, из Святогорской лавры».

Да, плохо всё это, плохо, но умом не понять, через него не помочь, здесь сердце нужно, как у чиновника и человека Александра Елтонцева, архиепископа и человека владыки Филарета и тех безымянных милиционеров и спасателей из МЧС, которые за время своих дежурств что-то поняли, стали добрее, просто потому что денно и нощно им приходилось заботиться о 35 людях, двух кошках и попугае, мужчинах, женщинах, старухах, детях, которых они постепенно учились распознавать по голосам. Иногда из-под земли слышался детский смех. Иногда девичий голос бодро, радостно произносил: «А вот и супчик готов! А лаврушку-то положили?» По своей инициативе омоновцы начали собирать для подземных обитателей берёзовый сок. В качестве ответного дара им вынесли банку солёных огурцов. Находящийся в пещере Василий Прокофьев, бывший метростроевец, выразил в переговорах благодарность спасителям «за качественно проведённые ремонтные работы по поддержанию безопасного состояния пещеры». Он специалист, зря не похвалит.

* * *

А начиналось-то как?! Когда раздалось заявление кого-то из милицейских чиновников, что газом сектантов глушить не станут, я испугался. За подобными уверениями следует часто какая-нибудь страшная глупость. Газета «Коммерсант» передала мнение конспирологов в погонах со многими звёздами, что истинные руководители и спонсоры пензенских затворников могут находиться за пределами России: «Создание подобного рода секты – это не только расшатывание государства, но и раздувание шумихи вокруг определённых политических тезисов, что очень выгодно некоторым силам за пределами России». Ну да, ну да. Понятно, откуда ноги растут. До применения газа «ради спасения детей» тут рукой подать. Некоторые журналисты напряжённо ждали, когда в землянке-пещерке начнутся раздоры. Ну не может быть такого, чтобы тридцать пять человек, запертые в склепе, за несколько месяцев не разругались вдрызг. Журнал «Русский Newsweek» опубликовал подслушанный разговор: «“Ты зачем сюда тарелку поставила? Убери, ей здесь не место”, – строго говорит женский голос. “А где ей лежать?” – отвечает другой, тоже женский». Ужас! Нет, как ни странно, они не разругались. Дети так и не заболели, хотя слухи ходили самые пугающие. У мамы самой маленькой обитательницы катакомб так и не пропало грудное молоко. Белоруска Леночка Вабищевич, которой сейчас год и восемь месяцев, под землёй начала говорить. Может произнести четыре слова: «мама», «папа», «дядя» и «Бог».

Больше всех злились на сидельцев профессиональные и начинающие переговорщики. Очень забавно кричал куда-то вниз в вентиляционную отдушину белорусский депутат Николай Дубовик. Обращался к гражданам своей республики:

– Вы же нарушаете режим другой страны, вы позорите нашего Лукашенко! Мало того, что вы незаконно жили на территории чужого государства, так вы ещё и зарылись в землю этого государства!

Беглецы, скорее всего, даже не поняли, о чём он. С каких пор Россия для белоруса чужая?..

«Писательница Полина Дашкова постаралась проникнуть в хитросплетения российского апокалипсического бытия», – читаю в одной из газет. Проникла. Изрекла: «Все они, конечно же, люди зомбированные». Бывший олигарх Герман Стерлигов, хвастаясь, что он православный, обещал наладить контакт, но уехал ругаясь. Именно он запустил тему, что «сектанты» – наёмники чужых спецслужб, а про Леночку Вабищевич сказал: «В пещере нет младенца... Если он и был, то умер несколько недель назад. Но, скорее всего, его не было...» По мнению Стерлигова, это «заготовленная сектантами легенда для СМИ, и понятно, что грудного ребёнка, томящегося в пещере, будет жалко всем без исключения».

Какая легенда? Какие СМИ? Мы не в Америке живём. Эти люди ушли под землю, чтобы их оставили в покое. Последней каплей стало местное хулиганьё, которого в Погановке в последние годы развелось особенно много. Одна из сестёр общины, Елена Фетисова, рассказала журналисту «Комсомольской правды», что «лезть под землю не предполагалось, ни у кого и в мыслях изначально не было. Мы собирались молиться в этих пещерах, и всё. Но когда стали приходить местные дебоширы-алкоголики, стали собак убивать, били Виталия Недогона и к его дочери, четырнадцатилетней Олечке, приставали, тогда и ушли».

Олечка – это та самая девушка, которая весело воскликнула однажды у себя в подземелье: «А вот и супчик готов!» Это поразительно, но в пещере, которая всё время обваливается, ей действительно лучше. Дожили.

В общем, эти тридцать пять человек так и не поссорились. Ещё раз повторюсь, я очень далёк от того, чтобы идеализировать их поступок, оправдывать все эти страхи и «ожидания». Но меня восхищает русский человек, способный так отвечать на малопонятное, непрерывное, жуткое давление мира. Из какой-то самой малоприятной ситуации, будучи кругом неправ, вопреки всему, он вдруг поднимается, радуя сердце.

* * *

И вот уже дошло дело до геополитики. В Gazeta.ru появилась колонка обозревателя Игоря Свинаренко, который пошутил по поводу встречи руководителей стран НАТО в Бухаресте:

«А разительных деталей этой картине подкидывают пензенские подземные сектанты. Именно они придали натовской встрече в Бухаресте мощный и окончательный смысл. Мы как-то в полушутку по своим телеканалам гоним эти сюжеты, ну а что, типа, ну, залезли в землянки с детьми, подумаешь! Рядовой чёрный юмор как бы. Но как это видят белые люди? Вылезших из-под земли русских ни в дурдом не тащат, ни в суд за издевательство над детьми – нет! Им просто дарят корову. Что, это серьёзно, это они реально так живут, у них такие законы и такие правила жизни? – спрашивают западники. Мы в ответ хихикаем. А у них, боюсь, мороз идёт по коже при мысли о том, что земляки и родня точно таких же пензенских дежурят в ракетных шахтах. И тоже, может, ожидают некоего неизвестного знака свыше… Чтоб вылезти. Или, наоборот, притащить туда детей. И ждать конца света. Или устроить его. Что, кто-то у нас удивится такому повороту? Я также боюсь, что им там, в Бухаресте, хочется как-то чем-то заслониться от нас, чтоб не думать о плохом. Расширить НАТО хотя бы, даже понимая, что, в случае чего, это не спасёт. Но когда все на нервах, хватаются и за соломинку. Хорошо ещё хоть, мы не обращаемся к ним с репликами типа: “Не бойтесь нас, мы хорошие!” А то у них просто нервы могут не выдержать. Вот правильно мы тут молчим. Верное прочтение ситуации. Какое у нас бывает нечасто…»

Корову действительно обещали подарить или уже подарили по ходатайству всё того же Александра Елтонцева.

* * *

Образовалась община вокруг очень несчастного человека, который однажды вдруг поверил в Бога, – Петра Кузнецова. Жена о нём отзывается с яростью: говорит, взгляд магический, прямо околдовал её в своё время, заглянула ему в глаза и пошла за этим человеком. Ну, в общем, новый Распутин. Расстались они, когда он стал православные книги читать, потом взялся что-то сочинять и читать это супруге. Она недолго терпела...

Его называют лжепророком, его периодически отправляют в психушку, завели уголовную статью – за разжигание религиозной розни – и так далее. На днях он в сарае упал, сильно повредив голову. В СМИ мгновенно разнеслась весть о том, что сектанты избили Кузнецова, разочаровавшись в нём. Потом пошли опровержения, мол, нет, он пытался покончить жизнь самоубийством. Положил голову на чурбан и поленом попытался проломить себе голову.

Всё это чушь. И не лидер он секты. Там, в общине, вообще нет лидеров. Психологи говорят о Кузнецове, что он, с одной стороны, безжалостный, с другой – действительно любит людей. Ну, это о любом хорошем православном человеке можно сказать. С либеральной точки зрения, он всегда будет безжалостным, «но как ни странно...» Под землю Кузнецов не ушёл, в декабре плакал, говорят, когда не смог уговорить братьев и сестёр выпустить детей. Недавно убедил всё-таки семерых. Ничего ханжеского, собственно сектантского, может и вином угостить, где-то в подвале несколько банок его хранится на всякий случай. Очень переживает, что яблоки мочёные под землю не смог отправить. Помёрзли. Просто очень добрый и очень запутавшийся мужик. Благодаря первому его качеству община и существует, не рассорилась, не разбежалась. По вине второго ей ещё во многом предстоит разобраться.

* * *

Что сказать об остальных, как они оказались заживо погребёнными? И когда? Точно ли в ноябре?

«Бог дал нашей сестре разум правильно толковать священные книги. Сестра Зоя давала нам наставление, как нужно жить», – рассказала о Зое Никитиной одна из сестёр. В прошлом дослужилась с должности машинистки до начальника секретной части в звании старшего прапорщика. Личная жизнь не сложилась, муж ушёл, одна воспитывала детей. «Летом прошлого года я встретила её в Прохладном и ужаснулась, – рассказывает коллега З.Никитиной по прежнему месту службы. – Из ухоженной красавицы она превратилась в старушку. Поседевшая, ненакрашенная, она спешила в церковь. Так я и не поняла, что её заставило уйти в религию...»

Ольга Моргунова. Ей 82 года. К Кузнецову пришла после того, как близкие родственники отказались о ней заботиться. Несколько раз она просилась доживать у них остаток жизни, но муж племянницы, например, так сказал: «Мы из дома семь гробов вынесли. У нас не похоронное бюро».

Или вот ещё о трёх «сектантках»:

«Если бы Татьяна Платонова и её сёстры не рассорились с начальством местного клуба, может быть, вся деревня Право-Егорлыкская до сих пор бы пела и плясала. Татьяна, Любовь и Наталья были теми, на ком держался Дом культуры. Хореограф и музыкант Татьяна привлекла местный люд к игре на ложках и хоровому пению».

Вот так они все под землёй при жизни и оказались, можно ещё было бы рассказать об этих искалеченных судьбах, о людях, которые прижались, чтобы согреть друг друга, но они слишком неопытны, слишком простодушны. Говорят, даже микробиолог, доктор наук там, под землёй, сидит. Военная, учёный, музыкант, крестьяне – осколки моей великой несчастной родины.

Выйти собираются на Пасху из своей пещерки. Там всё ещё остаётся одиннадцать человек. Им бы хорошего батюшку в Погановку, я вот с самого начала боялся, что начнут присылать «специалистов по Апокалипсису» и т.д. Что-то подобное и вышло. А нужно просто доброго и «старорежимного», без этого злополучного ИНН. Таких ведь у нас немало. Вот выйдут последние сидельцы – эти люди из-под земли, но не из-под спуда. Оттуда их вызволить – это самое трудное.

Владимир ГРИГОРЯН
Снимки с сайтов программы «Вести» и газеты «Комсомольская правда»

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга