КОЛОКОЛЬЧИК

КАК ИКОНУ ПИШУТ?

Арсений и Таня – брат и сестра. Они очень любознательные дети, всё-то им интересно знать – что как устроено и что отчего происходит. И вдобавок любят рисовать. Однажды Арсений, выводя в альбоме кисточкой узор на одежде князя Дмитрия Донского (он рисовал Куликовскую битву), сказал: «Интересно, а как рисуют иконы?» Таня сидела рядом и раскрашивала маки. «Давай папу спросим», – предложила она. Вот с этого и началось. Папа сказал, что сам точно не знает, но попросит своего друга Андрея, художника-реставратора, сводить детей в иконописную мастерскую – вот уж где точно знают, как писать икону. И вот в ближайшую субботу они отправились в монастырь – он был совсем недалеко от их улицы. Ребята и раньше бывали за этими старинными воротами, где тихо, зелено и будто всегда солнечно, даже в пасмурный день, – это золотые маковки храма так жарко горят. Но в кирпичное двухэтажное здание Арсений с Таней никогда не входили. Вошли, по лестнице направо, вверх – и попали в светлое помещение. Как хорошо пахнет красками! А тихо как – словно и нет здесь всех этих людей в чёрной монашеской одежде, склонившихся над работой. Перед каждым на столе лежит доска, у кого-то ещё почти чистая, у кого-то, наоборот, уже не доска – сияет свежими красками готовая икона. «Они не молчат – они молятся про себя, – тихонько сказал ребятам дядя Андрей. – А перед началом работы обязательно пост держат». Он подошёл к молодому монаху, перед которым лежала чистая ещё доска, и негромко обратился к нему: «Простите, отче, можно вас попросить рассказать вот этим двум молодым людям, как пишут икону? Очень уж хотят они об этом узнать». «С радостью, – улыбнулся монах. – Но прежде мы с вами сходим туда, где не так тихо, как у нас, иконописцев. Там будущей иконы самое начало».

Пришли они в мастерскую, где и вправду шумно: один монах молоточком стучит, другой со стамеской над доской склонился, золотистая стружка кудряшками вьётся. «Ой, смотри, – шепнула брату Таня, – зачем-то доску сметаной поливают и лопаткой размазывают...»

«Вот смотрите, дети, – сказал отец Игорь (так звали сопровождавшего их монаха). – Икона начинается с того, что берётся доска из липы, кедра или сосны. Большую икону собирают из деревянных брусочков, подогнанных друг к другу так плотно, чтоб ни малейшей щёлочки между ними не было и выглядело как единая доска. Затем в доске делают небольшое углубление, как бы донышко – ковчег, в нём и пишется икона. От времени дерево рассыхается, и вот, чтобы изображение не пострадало, на доску перед началом росписи наклеивают паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань. Когда она высохнет, доску покрывают грунтом – левкасом, это смесь мела и клея. «Так вот что я приняла за сметану! – рассмеялась Таня. – А это был левкас!» «Когда левкас хорошенько просохнет, – продоложал монах, – доску надо выровнять шкуркой, отполировать. Вот тогда уже к работе может приступать иконописец. Вернёмся, ребята, в нашу мастерскую». «Где тихо?» – «Вот-вот, где тихо».

Отец Игорь обвёл взглядом иконописцев и выбрал одного, к нему и подвёл ребят. «Вот, посмотрите, отец Алексий только начинает работу. У него – видите? – рисунок сперва на бумаге сделан был, а теперь он его переносит на доску. Вот он перенёс рисунок и теперь процарапывает его – наносит графью. Это нужно, чтобы линии рисунка не потерялись под красками».

«А вот тут, – подвёл отец Игорь ребят к пожилому иноку, перед которым на столе выстроились в ряд баночки с краской, – тут икону раскрывают – наносят красками главные цветовые пятна. Потом прорисовывают детали. Нужно, чтобы краски на иконе как бы заговорили друг с другом, зазвучали единым благозвучным хором. Ни одна краска не должна кричать о себе: “Я самая-самая!” Гармония должна быть в иконе. Краски для иконы особые, делаются из природных минералов. Труда с ними, конечно, много – ведь каждый камешек надо растереть в порошок, но икона, написанная ими, просто светится. А вот к золотой краске подход особый. Сусальное золото – оно в виде тончайших листочков. На бархатной подушечке специальным ножом отрезают сколько нужно и – затаив дыхание – кистью переносят на икону».

«Ну, ребята, а вот у отца Григория икона совсем готова, только освятить её теперь. Глядите, какая красота!»

Все – и отец Игорь, и Арсений с Таней, и сам мастер – смотрели не отрываясь на новорождённую икону Богородицы, с которой их благословлял Младенец Христос.

Подготовила Елена ГРИГОРЯН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга