ПО СЕВЕРУ

«На основе братской любви»

В Нарьян-Маре, столице Ненецкого национального округа, недалеко от Свято-Богоявленского храма появилось ещё одно храмовое сооружение – часовня в честь Святителя Николая. Построили её местные старообрядцы. Также они собираются возвести деревянный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. А на третьем этапе – поднять целый церковный комплекс. Его проект подготовлен архитектором Иваном Канаевым в традициях русского допетровского храмового зодчества, по типу посадских храмов XVII века. Предполагается также строительство церковного дома, в котором будут расположены воскресная школа, библиотека, мастерская, кухня, трапезная и даже небольшая гостиница для паломников.

Сюда, на берег Ледовитого океана, старообрядцы приезжают в основном, чтобы помянуть погибших в Пустозерском заточении единоверцев, среди которых был и знаменитый протопоп Аввакум. Официально староверческая община поморцев зарегистрирована здесь 9 лет назад. По словам её старосты Александра Ляпунова (в крещении – Петра), храм планируют открыть как раз к десятилетию общины, которое будет отмечаться 19 декабря 2009 года. Св.-Казанский храм строится уже два года. 9 июля в Нарьян-Мар доставили крест, купол и башню для завершения его строительства.

«Местное поморское согласие хотя и называют “безпоповским”, оно не отвергает священство, просто оно лишилось его после Раскола середины XVII века, – рассказывает настоятель Св.-Богоявленского храма города Нарьян-Мара иерей Антоний Антипов. – Между тем отношения нашего прихода и общины поморцев выстраиваются на основе братской христианской любви и на взаимном доверии». Любовь – это когда в первую очередь помнят то, что объединяет, а не разделяет. А объединяют нас не только вера, традиции, но и общая история до XVII века. Одинаково с интересом и старообрядцами, и православными была встречена только что вышедшая в Нарьян-Маре уникальная книга о христианизации ненцев Архангельской области и Коми края «Тернистый путь к Православию». Авторы – известные северные краеведы Николай Матафанов и Николай Окладников. Особое место в их исследовании занимают главы, посвящённые христианской миссии настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Вениамина (Смирнова). Примечательно, что христианизация не была насильственной. В книге приводится свидетельство немца Адама Олеария, который в 1643 году в Посольском приказе в Москве встретился с «самоедами» – те сообщили ему о стремлении части ненцев принять православие и просили прислать священников.

«Вера»/«Православие на Северной земле»

Людей объединил царский храм

В Карелии появился первый храм во имя Царственных страстотерпцев – в селе Новая Вилга Прионежского района. 17 июля, в день памяти убиенной Царской Семьи, там прошла первая литургия. Как рассказала нашей редакции уроженка этих мест Людмила Ильичева, Прионежский край славится православными древностями и традициями, но в Новой Вилге храм появился не сразу:

– Это большой посёлок, где есть своё производство – лесной базисный питомник «Вилга», куда даже Путин однажды приезжал. Таких питомников, где выращивают саженцы ели и сосны по современнейшей финской технологии, всего четыре в России, и все они находятся у нас в Карелии. Так что приезжих в Вилге много. И когда священник Константин Кузькин попытался устроить здесь первый храм во имя Ильи Пророка, народ по-разному к этому отнёсся. Некоторые даже стали писать возмущённые письма, мол, по какому праву квартиру переоборудуют в культовое учреждение. Сейчас эта квартира до сих пор пустует. Батюшка пытался привлечь народ к своим корням, стал проводить бесплатные панихиды на сельском кладбище. В кои-то веки! Я так была рада этому, ведь там мои лежат предки, родственники. Но и это не все приняли.

Закончилось тем, что батюшка фактически на свои средства построил другой, Иоанно-Предтеченский, храм – в селе Шуе. Это старинное село, которое почти вымерло, только дачники туда приезжают. В древние времена, ещё до Екатерины II, там действовал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Шуйский погост был большим, храм его по красоте не уступал Кижскому Преображенскому собору, но в 1941году, во время обороны Петрозаводска, он сгорел. Вот неподалёку от места, где монастырь стоял, на берегу реки Шуя на Коло-острове, батюшка храм и поставил. Там с матушкой Татьяной они живут сейчас, а в Вилгу он только приезжает служить. В Шуе его любят, и не только за хозяйственность (в прошлом о.Геннадий был предпринимателем), но и за душевное отношение к людям.

А два года назад он начал строительство в Новой Вилге храма Новомучеников. Строили всем миром – и шуйские верующие, и православные из посёлка Мелиоративный, из деревень Верховье и Намоево, работники станции Шуйская и, конечно, сами вилжане. Чтобы как-то объединить народ, в прошлом году батюшка провёл крестный ход по нашей древней земле. Было это в день памяти праведного Иова Многострадального и в день рождения Царя-мученика Николая (19 мая). Более ста человек отправились из Новой Вилки на станцию Шуйская – с хоругвями, с иконами и... с колоколами. Вместе с крестным ходом ехала машина, на которой была установлена звонница, – и колокольным звоном освящалась вся земля. Закончился крестный ход в Шуе, точнее, чуть дальше за ней – на высоком холме у развилки на Гирвас, где стоит большой Поклонный крест. Там и помолились Царю-мученику. Теперь-то в Вилге начал действовать «царский» храм, в Пскове и Петербурге написаны для него иконы. Я была на литургии, летела после неё как на крыльях.

Записал М.ВЫГИН
Фото И.Татариной (с сайта «Парвославие в Карелии»)

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга