ОТКЛИК

Невозможно «фанатеть» по-православному

От любимой газеты ждёшь ответственного перед Богом и Церковью христианского миропонимания, такого, например, как в Небоскрёбах лжи. Но вот в том же выпуске (Вера, № 567) читаю Заболеть по-доброму в рубрике «Живое слово», где задан вопрос «о духовном вреде» для православного человека боления за спортивные команды. И вижу, что живём мы в эпоху абсурда, когда несовместимые начала существуют бок о бок в пределах одной человеческой души.

Христианское понимание существа и цели духовной жизни человека отвергают путь страстных проявлений души и плоти, в том числе и связанных с мирскими зрелищами. Ни у одного из отцов Церкви не найти учения о спасительной духовной жизни через приобщение к мирским забавам. Это не «второстепенное» после первого и не «мелочи», как утверждает иеромонах А., а это – в другую сторону. В жизни духовной нет середины, есть путь или вверх, или вниз.

Большой спорт – театр абсурда, искусственно созданная отрасль человеческих отношений, служащая страстям человеческим. Мы можем говорить об отце, который вчера лежал на диване, а сегодня как одержимый побежал покупать футболку с фамилией «Павлюченко» и начал с сынишкой играть в футбол (надолго ли его хватит?). Или о приятных ощущениях от вида «целующихся совершенно незнакомых людей» (после очередного гола). Но где же здесь духовная польза, о которой спрашивает редакция интервьюируемых?

Все говорят о патриотизме. Но сам по себе патриотизм не добродетель. Патриотизм – любовь к Отчизне – как христианская добродетель основана на верности духовной общности Святой Руси. Почитание Бога, служба Ему, прежде всего, делали наших воинов и ополченцев лучшими сынами Отечества. При этом в Священном Писании и Предании Церкви укоренено, что все мы – новый народ Божий, без разделения на языки и страны. А «хоть какой-нибудь патриотизм», которому порадовалась газета вместе с дающим интервью, эти дикие крики и шум на улицах очень метко названы в одной из православных публикаций горделиво-языческим патриотизмом. Невозможно «фанатеть», болея правильно, в меру, по-православному. Как бы это ни хотелось кому-то.

Ещё очень давно об этом высказался Тертуллиан в своей работе «О зрелищах»: «Сила удовольствия так велика, что при случае привлекает к себе неведущих, а других заставляет изменять собственной своей совести: двойное несчастие, случающееся весьма нередко! Есть люди, которые, соблазнясь льстивыми, но ложными правилами язычников, рассуждают так: нет ничего противного религии в том удовольствии, которое даётся для глаз и для слуха, потому что душа от того нисколько не терпит; Бог не может оскорбляться таким увеселением, среди которого человек сохраняет страх и должное почтение к Господу своему. Мечта, возлюбленные мои братья, опасное заблуждение, весьма противное и истиной религии, и совершенному повиновению нашему Богу!»

Характеризуя подобную ситуацию с духовной (а не лично оправдательной) точки зрения, прп. Никон писал: «Кто, несмотря на все обольщения врага, будет держаться евангельского учения, тот должен неизбежно пережить борьбу внутри себя. Падшее естество любит себя и любит мир сей, а Евангелие требует самоотвержение и любви к Богу. Поэтому согласия между ними не может быть никогда».

Хотелось бы, чтобы в газете для многотысячной аудитории ответы по проблемам духовным давали известные духовники или сама редакция подборкой святоотеческой письменности.

Андрей Бойко
г.Сыктывкар

Любовь или страх?

Искренне признателен вам за то, что вы всесторонне освещаете вопросы и проблемы нашей церковной жизни. В № 559 в рубрике «Живое слово» прочитал высказывания священников о наболевших вопросах к готовящимся Архиерейскому и Поместному соборам. Да, действительно, вопросов накопилось много, и они требуют безотлагательного решения. Но самое главное, по моему мнению, вот в чём: к великому сожалению, на сегодня пропасть между архиереем и священником очень велика. То же самое можно сказать о многих священниках и простых прихожанах.

Когда в советское время Церковь в нашей стране была угнетаема, все священники и епископы находились в одинаковом положении и между ними не было такой дистанции «на вытянутую ногу», как это есть повсеместно сейчас. Я помню старых архиереев, к которым можно было прийти как к отцу не только священнику, но и простому мирянину. Их любили и слушались не за страх, а за совесть. Каким и был недавно почивший митрополит Лавр. Что же мы видим сейчас? Многие архиереи зачастую не чувствуют себя едиными со своей епархией, они как бы противопоставляют себя епархии, а епархию себе. Такое, к сожалению, можно видеть и на приходах. Спросите любого священника, смог ли он пойти на исповедь к своему правящему архиерею? Я уверен, что процентов 90 ответят «нет». Потому что сейчас своих архиереев не столько любят и уважают, сколько попросту боятся. И это разве нормально? Это разве здоровая ситуация в Церкви? Где тут внутреннее духовное единство?

Я считаю, что на приходе всё зависит от настоятеля, а в епархии – от епископа. Не зря русская поговорка гласит: «Каков поп, такой и приход». Если священник не имеет в себе мира душевного, то этого мира никогда не будет и на его приходе. Если епископ видит в своей епархии лишь дойную корову, если он думает, как бы ему перебраться поближе к центру, если поощряются доносы одних священников на других, если священники, которые могут и говорят правду в глаза, снимаются со своих должностей и отправляются, в лучшем случае, на дальние приходы, а в худшем – в заштат и в запрет, то такой епископ никогда от своих подчинённых не увидит любви, а лишь одно лицемерие и основанное на страхе угодничество честолюбиво и карьеристски настроенных людей. Но это окружение ой как не прочно. Ведь эти подлизы, увидев архиерея в шатком положении, не только не поддержат его, но и первые поставят ему подножку.

Вторая проблема заключается в том, что епископ не всегда может понять нужды своего духовенства. Кто такой епископ? Давайте проследим стандартный путь в архиереи. Семинарист на всём готовом, академист на всём готовом, преподаватель или сотрудник одного из церковных ведомств или настоятель монастыря, а затем уже епископ. Ему непросто понять священника, которому надо и храм восстанавливать, и налог епархиальный платить, и детей растить, и т. д. И это не его вина.

Да, всем нам надо меняться, но и архиереям необходимо внимательно проанализировать отношение к своим епархиям. Иначе все соборы и форумы будут просто бесполезны.

Священник Алексей ГУСЬКОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга