ВЗГЛЯД

КРАСНАЯ ЛЕНТА

К 90-летию гибели Царственных страстотерпцев


Гробница в Петропавловском соборе

Наша газета не раз публиковала материалы, посвящённые Екатеринбургским останкам, в основном аргументы, подвергающие сомнению их принадлежность Императорской Семье. Напор со стороны государства и средств массовой информации сделал этот вопрос очень болезненным. Возможно, это было вызвано желанием Президента Бориса Ельцина искупить вину за разрушение Ипатьевского особняка. Другая причина – неуверенность православных распалила демократическую публику, которой прежде не было до Государя никакого дела. Святейший Патриарх, Синод не поддались этому давлению, которое делало невозможной работу по выяснению истины. Они отказались вынести окончательное решение, предложив продолжить исследования.

Но ни о каком категорическом отрицании подлинности останков речь не шла. Даже доля вероятности, что в центре Петербурга покоятся мощи наших святых страдальцев не оставляет места для выражения типа «лжеостанки». Мы предлагаем вашему вниманию материал, где автор предпринял попытку доказать, что останки действительно принадлежат Царской Семье. Ценность текста в том, что подготовил его добросовестный православный человек, горячо почитающий Царя-мученика. В работе ему помогали несколько иноков, которые предпочли не оглашать своих имён. Что касается позиции «Веры», она не изменилась. Мы надеемся, что Господь всё управит, откроет нам правду. Со временем. Претендовать на то, что она нам известна сегодня, было бы слишком самонадеянно. При подготовке публикации нам пришлось серьёзно сократить материал (изначальный его размер приближался к 20 полосам). Надеемся, что мнение автора передано достаточно полно.

Редакция.

Почему русский народ не слышит правду о Царе?

Вопрос о судьбе останков Семьи последнего российского Императора Николая Александровича остаётся одним из важнейших, от ответа на который, в конечном итоге, зависят духовное состояние общества в сегодняшней России и её будущее. И для этого очень важно преодолеть раскол в обществе, вызванный бесконечными спорами на тему «Кто захоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 17 июля 1998 г.?». Святейший Патриарх Тихон оставил прекрасные слова: «Господь да умудрит каждого из нас искать не своего, но правды Божией и блага Святой Церкви». Настоящим сообщением сделана попытка рассмотреть вопрос об останках Царской Семьи, опираясь на факты, многие из которых малоизвестны.

Почему Господь попустил нам сомнения и разделения относительно подлинности мощей Царской Семьи? Думается с тем, чтобы напомнить нам, что атмосфера «измены, трусости и обмана» далеко не изжита нами. Это горький упрёк, брошенный Государем, относится не только к его заведомым врагам, но и к тем, кто, объявив себя почитателем Царя-мученика, пытается спекулировать на его имени.

Интересное признание сделал депутат Думы масон П.Н.Милюков после революции, вспоминая 1917 год: «Мы знали, что весной предстояли победы Русской армии. В таком случае престиж и обаяние Царя в народе снова сделались бы настолько крепкими и живучими, что все наши усилия расшатать и свалить престол Самодержца были бы тщетны. Вот почему и пришлось прибегнуть к скорейшему революционному взрыву, чтобы предотвратить эту опасность». Из этого откровенного высказывания следует грустный вывод: враги Царя знали о его достоинствах и способностях, в том числе и полководческих, больше, чем люди из его окружения.

Отступил народ от Бога и от Царя, за что и поплатился, повторив судьбу евреев. «Единственная основная причина страшного бедствия, постигшего русский народ, в том, что он не устоял на высоте своего призвания и отступил от Бога, подобно ветхозаветному Израилю», – писал архиепископ Аверкий (Таушев). Сбылась мечта масона XVIII века фон Визина, который вложил её в известные слова Митрофанушки: «Скучно. Хоть бы тятенька помер, или бы изба наискосок загорелась». Случилось всё: и тятенька помер, и даже не одна изба загорелась, вся Россия запылала в гражданской войне.
Через 80 лет поколения православных людей поняли трагическую ошибку, совершённую их отцами и дедами, но до конца осознать, по-видимому, ещё не в состоянии. На пути к пониманию по-прежнему много препятствий: тут и страх, чуть ли не генетически вошедший в человека в период репрессий, тут и отсутствие нужных знаний для правильной оценки всего случившегося с русским народом, тут и непонимание значения русских царей и полное незнание многими из нас жизни и подвигов Царя Николая II. Он был верен всю жизнь Христу, России и долгу царского служения. Сегодня со щемящей болью в сердце осознаёшь, какую боль он должен был испытать, натолкнувшись как на глухую стену на наше предательство! Мы и сегодня не облегчили его боль: одни дебаты и ожесточённые дискуссии по поводу его мощей чего стоят: наверное, само Небо содрогается от немирности нашего духа и гневливости наших слов.

О событиях 10-летней давности

17 июля 1998 года. По благословению Святейшего Патриарха в день захоронения останков во всех храмах страны были отслужены панихиды. По Москве прошёл 40-тысячный крестный ход, об этом сообщило православное радио «Радонеж». Несколько позже Виктор Саулкин, ведущий передач этого радио, рассказал о его подробностях: в этот день всем дано было видеть пасхальную игру солнца, стоявшего над Храмом Христа Спасителя. Люди шли с иконами, в том числе и с иконами Царской Семьи, со свечами, удивляясь тому, что гаснувшие от ветра свечи сами возгорались.

Наибольшее удивление, сопряжённое со страхом и одновременно с умилением, вызвало чудо, произошедшее с чёрно-белой большой иконой Царской Семьи, которая, по мере движения крестного хода, чьей-то невидимой рукой стала окрашиваться. Сначала появились красные пятна, подобные кровяным, потом исчезли. Затем икона стала раскрашиваться голубым и красным. От неё шло сильное благоухание. От иконы люди получали исцеления, зафиксировано 33 свидетельства, запись о них велась в храме Святителя Николая на Берсенёвке, куда внесли эту икону после крестного хода.

Значимость этого дня усиливается тем, что это был день захоронения останков в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Некоторые оценили эти чудеса в Москве как протест Царя против «чудовищного злодеяния» – захоронения «лжеостанков» в Императорской усыпальнице. Уж больно радостный получился протест: и солнце играло, как на Пасху, и чудеса, и исцеления! В день захоронения в Санкт-Петербурге жители города стояли вдоль всего пути траурного кортежа как-то особенно, в строгом молчании. Верится, что каждый глубоко осознавал важность происходящего события. Крестный ход тоже был, однако противники истинности Царских останков, монархисты, развернувшие широкую кампанию против захоронения «лжеостанков», готовы были держать оборону у стен Петропавловской крепости, чтобы не пропустить траурный кортеж к собору Свв. апостолов Петра и Павла. В воздухе тогда пахло серой. Ненавистью пахло ко всем тем, кто посмел думать об останках не так, как они.

Крестный ход, поддерживающий монархистов, состоялся вечером, в 17 часов. О том, как он проходил, поведал главный редактор радио «Православный Санкт-Петербург». Отец Алексей (Масюк) у храма Спаса-на-Крови прочитал покаянную молитву, все стояли на коленях. Духовенство было без священнических одеяний. Были священники и из других городов. Затем крестный ход – 2-3 тысячи человек – двинулся к Казанскому собору. Но духовенство не вышло оттуда навстречу с приветствием. Через некоторое время ход повернул обратно к храму Спаса-на-Крови. Чудес не происходило: «Небо» не почтило старания его участников подобно тому, как это произошло в Москве. Да и могло ли это произойти в городе неистребимого революционного духа? Этот дух разрушает не только сознание, но и мир в душе, а стало быть, и в городе.

Ещё в 1911 году святитель Николай Японский, не доживший пяти лет до революции, но предвидевший её, после убийства Столыпина написал: «Петербург, живущий Царём, поголовный враг Царя…» Так и поведение наших современных «монархистов» после захоронения останков на протяжении 10 лет таково, что хочется их спросить: кто они Царю?! Со всей категоричностью, без малейшего колебания и страха ошибиться перед Богом и людьми они отрицают истинность останков Царской Семьи.

Между тем Петропавловский собор, принявший в свои стены привезённые останки, явил в полной мере гостеприимство к тем, кто должен был быть похоронен по достоинству в Императорской родовой усыпальнице. Во время панихиды было засвидетельствовано чудо, запечатлённое на цветной фотографии на развороте журнала в статье одного из корреспондентов, присутствовавшего на похоронах Царской Семьи: от гробов, покрытых императорскими жёлтыми штандартами, поднимались яркие световые столбы. Явление светового столба рассматривается обычно как свидетельство святости. Таким образом, и здесь Господь Своим перстом указал, что хоронили в родовой усыпальнице Романовых не неизвестные останки, а мощи святой Царской Семьи.

Широкому кругу людей мало известно и впечатление уважаемых отцов Церкви, участвовавших на панихиде в Петропавловском соборе 17 июля 1998 года. По этому поводу высказал своё недовольство известный почитатель Царской Семьи С.В.Фомин: «Даже некоторые батюшки-почитатели Св.Царственных мучеников потихоньку от церковного народа верят, что Екатеринбургские останки, захороненные в Петропавловском соборе Петербурга, – подлинные св. мощи».

Однако не потихоньку, но громогласно признавал останки, захороненные в Петропавловском соборе, принадлежащими Царской Семье, один из старейших и почитаемых священников Санкт-Петербурга, недавно почивший протоиерей Василий Ермаков. Много людей поверило ему, как привыкло верить всегда его слову. Он сказал: «Подлинные или неподлинные останки… для меня, христианина и священника, не вставал вопрос об их подлинности, потому что я ощутил их подлинность тогда, когда было совершено их молитвенное поминовение в Петропавловском соборе. Я понял, что это именно они, они – кто принял кончину мучеников за Россию, за русский народ. И когда их везли по городу, и когда они стояли, и когда совершалась молитва в Петропавловском соборе, я радовался тому, что они наконец-то обрели место вечного упокоения в том месте, где и надо было – царском месте упокоения всех Романовых. …Я спрашивал участников той трагической молитвы в Петропавловском соборе. Они говорили то именно, что это была молитва веры, молитва души. И они ощущали действительно, что здесь находятся те, за кого они молятся. Я думаю, что они не ошибались. Они чувствовали всю великую силу молитвы…»

Красная лента

 

Борьба с Православной Церковью, разогреваемая изнутри и снаружи, продолжается. Враг рода человеческого не желает возвращения Помазанника в умы и души русских людей, действуя руками тех людей, которым важнее самоутверждение, а не истина. Одни из них воздействуют на наши души, смущая заявлениями о «лжеостанках». Другие физически преграждают доступ в Екатерининский придел Петропавловского собора. Он прочно отгорожен от желающих помолиться у гробницы Царя Николая II и его Августейшей Семьи.

Вскоре после канонизации через один из дверных проёмов в Екатерининский придел была протянута красная шёлковая ленточка – знак запрета для прохода внутрь. Вторая дверь – плотно закрыта. Таким незатейливым образом у людей отнято право на свободный выбор: молиться или не молиться. Подумать только: всего лишь шёлковая красная ленточка, а каким эффектом это тонкое вражье орудие мести обладает! А после сооружения таких «баррикад» для прохода в усыпальницу «монархистам» и «патриотам» не стоило бы бросать реплики: «У гробницы никто не молится», – попробовали бы они сначала пройти туда!

На наших глазах произошёл случай, который красноречиво показал ненужность, нелепость такого заграждения и оскорбление тех, кто там захоронен. У главного алтаря храма шёл молебен Царственным мученикам в день их убиения. Все стояли спиной к Екатерининскому приделу, а значит, и к гробнице Царской Семьи (такой заведён порядок в храме то ли настоятелем храма, то ли ему так велели). Вдруг на пульте охраны загорелась лампочка сигнализации, и в Екатерининский придел побежали дежурившие в храме сотрудники охраны. В открытый проём двери, перетянутый красной ленточкой, было хорошо видно, что произошло. Перед взором всех предстала умилительная картина: трёхлетний мальчик стоял на коленях перед гробницей, усердно крестился и целовал раку. Он прошёл под ленточкой, не желая знать об её запретительной миссии, и сделал то, что потребовала его душа. Как не вспомнить тут слова Иисуса Христа: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10, 21). И этот малыш, позванный благодатью Господа, пошёл. Как оказалось, имя мальчика – Николай. Он пошёл один, а остальные продолжали молиться спиной к гробнице…

Было ли сожжение?

Попробуем разобраться в доказательствах, которые препятствуют нам признать подлинность мощей. После убийства Царской Семьи в нашей стране официальной версии по поводу судьбы Царских останков не было высказано, но молчать перед всем миром тоже было неудобно. Необходимо было отозваться на это убийство, при этом не забывая о главном – скрыть правду. Вариант с сожжением останков, отрабатываемый следователем Н.А.Соколовым сначала в России, затем во Франции, в Германии, наибольшим образом подходил для советской власти.

Выполняя программу по «ликвидации мощей», объявленную Наркомюстом 14 февраля 1919 г., партия никак не могла допустить обнародование места захоронения убиенного ею Царя с Семьёй.

Конечно, останки могли сжечь, если бы Господь допустил. Член Синодальной комиссии по канонизации архимандрит Дамаскин (Орловский), много потрудившийся для выяснения судьбы мощей русских святых в разных архивах, в том числе и в архивах ФСБ, пришёл к выводу, что мощи Царя не были уничтожены. К этому можно добавить только одно: не уничтожены не потому, что большевики хотели сохранить, а потому, что Господь не позволил. Не могли быть уничтожены и мощи Семьи Помазанника, о чём свидетельствуют результаты всего комплекса исследований отечественных и зарубежных научно-исследовательских центров.

Безусловно, следователь Николай Александрович Соколов заслуживает низкого поклона и глубокой благодарности за расследование дела об убийстве Царской Семьи. Он провёл его в экстремальных условиях гражданской войны, когда отступление сменялось наступлением и снова отступлением… В результате горы собранных документов, трудности их вывоза из России, расшифровка чудом захваченных телеграфных лент с большевистского телеграфа и, наконец, главный вывод выстраданного Соколовым расследования: «Вся Царская Семья убита».

Но приведём и заключения современных историков, которые на протяжении многих лет, а некоторые – и многих десятков лет кропотливо изучали «Царское дело». У них были преимущества в проведении исследований, если сравнивать с возможностями Соколова: больше времени (у некоторых – почти 70 лет), огромный архивный материал, в том числе с грифом «Секретно», позволяющий расширить сведения об убийцах, свидетелях и обстановке того трагического времени. Полученные сведения позволяли провести сравнительный анализ и сделать выводы, которые расходятся с выводами Соколова и которые трудно опровергнуть.

«Следствие Соколова длилось несколько лет (с середины 1918-го по 1924 год), однако не было закончено, поэтому все его выводы относительно судьбы тел Царской Семьи были предварительными и отражены не в обвинительном заключении, а в книге “Убийство Царской Семьи”», – такое заключение сделал православный историк, монархист П.В.Мультатули после проведённого им расследования екатеринбургского злодеяния.

По его мнению, выводы Соколова носили предварительный характер, поскольку в силу объективных причин Соколову не удалось допросить не только ни одного лица, виновного в организации преступления, но даже ни одного исполнителя. И так как ни один непосредственный участник убийства не был задержан и допрошен следствием (Медведев отрицал своё участие в убийстве), то Соколов не имел возможности произвести следственный эксперимент, который бы выявил и подтвердил обстоятельства убийства. Поэтому выводы Соколова об обстоятельствах, методах и способе убийства Царской Семьи остаются весьма условными, что хорошо понимал и он сам.

Как полагает Мультатули, «многие свои выводы и предположения Соколов не раскрыл, т.к. они не были достаточно доказаны. Только один вывод Соколов считал бесспорным, и в этом с ним соглашается правительственная комиссия РФ и все здравомыслящие люди: ночью 17 июля 1918 года в доме Ипатьева была убита вся Царская Семья и её свита».

* * *

 

Аналогичное мнение сложилось и у уральского историка профессора И.Ф.Плотникова, материалы расследования которого собирались на протяжении десятилетий, но не были привлечены правительственной комиссией к расследованию убийства Семьи Императора Николая II, т.к. его труд объёмом 527 страниц был опубликован только в 2003 году.

Иван Фёдорович – уроженец Екатеринбурга, собирал всю свою сознательную жизнь материалы по расследованию убийства Царской Семьи. Его монография представляет не только документы и материалы о тайной подготовке и совершении убийства Царской Семьи, но и о том, что сегодня волнует многих православных – о тайне захоронения жертв Ипатьевского дома. Более полной информации на эту тему в современной истории нет. Получить скрытую и объективную информацию учёному помогли не только материалы из 60 архивов страны, но и беседы с непосредственными участниками екатеринбургских трагических событий, а также с их доверенными лицами.

Проведя кропотливое расследование, он выявил, что условий для сжигания тел не было – слишком много свидетелей было у Ганиной Ямы: два кольца красноармейцев 2-го Екатерининского эскадрона, крестьяне, заночевавшие на сенокосе неподалёку от шахты, похоронная команда. С некоторыми бойцами И.Ф.Плотников позже беседовал, они свидетельствовали, что свободно перемещались, подходили к шахте, где были сложены трупы, рассматривали, пока Юровский их не отогнал, приступив к раздеванию трупов. Расспрашивая участников и свидетелей убийства, Плотников сообщает, что «людей в районе Ганиной Ямы насчитывалось многие десятки, если не одна-две сотни. При такой массе свидетелей о сжигании трупов здесь, у шахты, не могло быть и речи».

Выяснилось ещё одно обстоятельство, которое могло помешать уничтожению тел возле шахты в Ганиной Яме. 17 июля трупы были сброшены в шахту. «На следующий день, 18 июля 1918 года, в Уральскую областную ЧК поступили сведения, что весь Верхне-Исетск только и говорит о расстреле Николая II и о том, что трупы сброшены в заброшенные шахты около деревни Коптяки. Вот-те и конспирация! Не иначе как кто-то из участников захоронения рассказал под секретом жене, та – кумушке, и пошло по всему уезду».

В общем, сделать Ганину Яму местом захоронения не удалось. Шахта, куда после обнажения тела сбросили, не могла их скрыть, т.к. она оказалась неглубокой. Условий для сжигания трупов по причине многолюдности не было. Захоронить в дороге рядом с Ганиной Ямой, где пробовали копать яму, тоже не получилось – слишком каменистое место было. Юровский отправился искать новое решение: что делать с трупами? Окончательное захоронение произошло позднее (более чем через сутки), чему служит масса доказательств, приведённых Плотниковым. Не было найдено поблизости больших кострищ, которые бы могли свидетельствовать о сжигании 11 трупов. Много было в районе Ганиной Ямы маленьких кострищ, но они для уничтожения тел были совершенно непригодны.

По поводу костей, обнаруженных на местности вокруг рудника, Н.А.Соколов написал в протоколе следующее: «Все они (кости) имеют следы ожогов. Не представляется возможным определить природу костей без научного исследования». На том месте, где они были найдены, кости животных находят до сих пор. И.Ф.Плотников даёт этому такое объяснение: там находился Второй эскадрон – голодные солдаты, пригнанные на рудники для оцепления, и много лошадей. Многочисленные костры жгли, спасая себя от комаров и лошадей от оводов. Кроме того, на кострах жарили мясо для того, чтобы утолить голод, – отсюда обгорелые кости и сальная земля. Эти сведения Плотников получил, опрашивая солдат Второго эскадрона.

При наличии лишь небольшого количества горючего, из-за плохой проходимости автомашины остановились у переезда № 184 железной дороги. При отсутствии запасённых сухих брёвен, дров, без специалиста (он упал с лошади и не доехал) и специальных знаний о методах кремации сжечь 11 трупов, предельно охлаждённых и увлажнённых, да ещё «до пепла», было вообще невозможно.

Один из убийц, Михаил Медведев (Кудрин), сообщил, что вытащенные из шахты трупы действительно хотели сжечь. Приступили к этому в ночь с 18 на 19 июля, после возвращения Юровского из города. Когда все расстрелянные были вытащены верёвками из воды на поверхность и уложены рядком на траве, стало ясно, насколько легкомысленным было первое захоронение. «Перед нами, – сообщает Медведев, – лежали готовые “чудотворные мощи”: ледяная вода шахты не только начисто смыла кровь, но и заморозила тела настолько, что они выглядели словно живые – на лицах царя, девушек и женщин даже проступил румянец... Начинало светать... Готового плана перезахоронения у ребят не было, куда везти трупы, никто не знал, где их прятать – также. Поэтому решили попробовать сжечь хотя бы часть расстрелянных, чтобы число их было меньше одиннадцати. Отобрали тела Николая II, Алексея, царицы, доктора Боткина, облили их бензином и подожгли. Замороженные трупы дымились, смердели, шипели, но никак не горели. Тогда решили останки Романовых где-нибудь закопать».

С вопросом о состоятельности или несостоятельности версии «сожжения» с научных позиций мы обратились в Санкт-Петербургский технологический институт к специалистам по органической химии. Конкретно вопрос звучал так: можно ли дотла сжечь тело человека с помощью керосина (бензина) и серной кислоты? Ответ был категоричен – нет, невозможно. Органические материалы, каковыми являются человеческие тела, полностью не сгорают. От них не могут остаться просто сальная земля и несколько фрагментов костей неизвестного происхождения, которые сложил в чемоданчик следователь Соколов. Должны были остаться, например, зубы. Чтобы растворить их в серной кислоте, требуется около месяца, а у чекистов было не так много времени на эту процедуру.

Был ли подлог?

Доктору исторических наук Л.А.Лыковой удалось найти в архивах важные сведения, поясняющие, какую роль играл Юровский в гибели Царской Семьи. Стало известно, что он, желая прославить себя как главного героя трагического события, готовил свою книгу «Последний царь нашёл своё место» в апреле-мае 1922 г., где в предисловии много говорит о своём еврейском происхождении и бедности. Книга была на рецензии у В.Д.Бонч-Бруевича, и тот объясняет, почему Юровскому не удалось опубликовать свои воспоминания. «…Эта навязчивость со своим национальным происхождением ослабляет общую картину описания всего этого огромного исторического события. Перенося его из сферы общенациональной в дело, в которое примешаны элементы почти личной мести. Это бы давало повод буржуазной печати к сильнейшим антисоветским выпадам».

Итак, книга не была опубликована, но всегда находилась в спецхране. Отсюда ясно, что Юровского не могли сделать главным героем и по его этнической принадлежности, и по тому, что правда о захоронении Царских останков, которая содержалась в его материалах, должна была быть сокрыта. Главным героем в то время был назван Ермаков – рабочий из русских, якобы полный «справедливой мести» к Царю. Примечательно, что этот наиболее сомнительный свидетель был единственным, кто стоял на версии сожжения.

Остаётся вопрос, вызывающий настойчивое сопротивление оппонентов – речь идёт о подлинности «Записки Юровского», которая помогла найти мощи Царственных мучеников. Оппоненты, в том числе Западная русская экспертная комиссия, сочли «Записку» фальсификацией. Чем были вызваны эти сомнения? Как известно, в составлении «Записки» Юровскому помогал советский историк М.Н.Покровский. Со слов Юровского, он дважды составлял тексты, и если первый из них можно оспорить, то второй убийца подписал, более того, собственноручно внёс в него правку. После смерти Покровского в 1932-м машинописный и рукописный варианты «Записки» были изъяты из его сейфа по распоряжению ЦК ВКП(б) и строжайше засекречены. Зачем нужно было их прятать, если власти были заинтересованы в создании фальшивки? Ответа нет. «Записка» Юровского подтверждается также воспоминаниями Медведева, Родзинского, Сухорукова, написанными в разные годы.

Но главное то, что указанное место в «Записке» «Покровского-Юровского» оказалось не пустым: в нём действительно находились останки девяти человек, при идентификации которых большими силами исследователей было подтверждено, что в могиле находились останки Царской Семьи и их верных слуг. Эта могила была устроена на старой Коптяковской дороге в Поросёнковом логу, в указанном Юровским-Покровским месте. Об этом месте знал не один Юровский. Например, председатель Свердловского Губисполкома Парамонов возил в январе 1928 г. на место захоронения Маяковского, написавшего:


Здесь кедр топором перетроган,
зарубки под корень коры,
у корня, под кедром, дорога,
а в ней – император зарыт.

Вот что писал авторитетный исследователь Н.Г.Росс в статье «Судьба останков Царской Семьи: Факты, домыслы и вопросы»: «Описание Маяковского – предельно точное. И расстояние от города указано правильно, и тот факт, что в предполагаемом месте захоронения дорога приближается к лесу. И даже то, что совсем близко от могильника стоит большое хвойное дерево (у Маяковского кедр, но это вероятнее старая сосна). Дерево хорошо видно на фотографии № 76 в книге Соколова». Именно здесь и обнаружено было Г. Т. Рябовым и А.Н. Авдониным в 1979 г. захоронение, освидетельствованием которого занималась Государственная комиссия.

* * *

По этому поводу выдвигалась довольно фантастичная версия, что останки подложили, подбросили либо сталинские чекисты, либо Рябов и Авдонин. На этом настаивал, например, публицист Александр Мурзин. В 1951 году он узнал об уничтожении тел от Ермакова и в результате стал одним из самых энергичных борцов с мощами. Наверное, А.Мурзин был искренним человеком, просто информатор, которого журналист знал лично, часто становится для него единственным, заслуживающим доверия. Однажды, впрочем, Мурзин обронил: «Я как раз допускаю, что под коптяковским “мостиком” могли оказаться и августейшие тела, и тела слуг. Есть у меня и на этот счёт немало серьёзных аргументов. Но всё это ещё надо доказать!»

Многие важные исследования просто замалчиваются, так как их результат практически отвечал на вопрос: кто захоронен в могиле под шпалами? По приглашению губернатора Екатеринбурга Э.Э.Росселя в области побывала группа авторитетных американских учёных. Возглавлял её известный американский криминалист д-р Уильям Мейплз, которого по всему миру приглашают на самые трудные случаи по идентификации (известно, что он ещё в детстве заинтересовался судьбой Царской Семьи). В команду вошли также доктор Майкл Баден, судебный патологоанатом, который возглавлял судебно-медицинскую комиссию, созданную комитетом Конгресса по политическим убийствам для расследования дел о покушении на жизни Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга; доктор Лоуэлл Левин, видный криминалист-стоматолог, принимавший участие в опознании черепа и зубов преступника из Освенцима Йозефа Менгеле, осуждённого Нюрнбергским процессом... Они на свои средства приехали в Екатеринбург, не претендуя ни на какие материальные выгоды для себя.

Именно эта группа специалистов определила по сохранившемуся уникальному признаку останки Императрицы. Этот признак касается описания зубов и мостов. Внимание доктора Левина привлекли прекрасно, просто мастерски сделанные протезы. Две коронки на нижней челюсти были сделаны из платины. На остальных зубах стояли либо фарфоровые коронки, либо изящно поставленные золотые пломбы. Иными словами, в глаза бросались последние достижения стоматологической науки, полученные в конце прошлого века в Америке, а затем широко применявшиеся в Германии, т.е. на родине Императрицы Александры. Такая же тонкая работа немецких специалистов была проделана при пломбировке зубов трёх девушек, чьи останки обнаружены в захоронении. Известно, и теперь это подтвердил доктор Левин, что Царская Семья пользовалась услугами немецких стоматологов. Вряд ли немецкий специалист, обученный в Америке особой технологии, выезжал специально в Сибирь для проведения протезирования зубов членам какой-то местной семьи, которую якобы захоронили на Коптяковской дороге.

Абсолютно невероятно и то, что Рябову с Авдониным удалось найти где-то и подложить останки, настолько точно соответствующие Царским. Как могли они сымитировать работу немецких стоматологов начала века? Нельзя не признать, что вскрытие захоронения было проведено варварски, а затем во время экспертиз было допущено много ошибок и несообразностей. Это сильно повредило признанию подлинности мощей, но не отменяет их принадлежности Императорской Семье.

«Нет худшего греха...»

Один из важных вопросов: насколько в действительности можно было обеспечить полную секретность в деле захоронения Царской Семьи?

Как пишет Плотников, «некоторые местные жители и, видимо, железнодорожники с 1918 года знали, что Царская Семья похоронена в Поросёнковом логу, под шпалами. Возможно, проговорились Лобухины (в связи с чем Я.И.Лобухин, видимо, и погиб) или кто-то из участников захоронения – визовских рабочих, бывших красногвардейцев, после возвращения в 1919 г. с фронта домой. Детей взрослые пугали этим местом – Поросёнковым логом, костями Царя и Царицы».

Многие жители Екатеринбурга знали всегда, где захоронен Царь и его Семья. На лесной опушке в Поросёнковом логу растёт много грибов, но их никогда там не собирали. Плотников рассказывает со слов проректора Уральского технического университета проф.С.И.Кузнецова, большого любителя грибов, как тот, собирая грибы у деревни Коптяки, был удивлён огромным количеством грибов и спросил встретившегося ему там старика: «Почему грибники-то сюда не ходят?» «Потому, – ответил тот, – что тут похоронена Царская Семья». Ясно, что старик, а таких осведомлённых стариков было немало, место захоронения знал точно. Видимо, так почтительно относилось местное население к земле, которая сокрыла убиенного Русского Царя, что не смели и гриб сорвать. Да, они знали, вопреки настойчивому желанию сторонников версии сожжения убедить всех только в одном: Царь, Божий Помазанник, сгорел дотла.

Горько и страшно, что некоторые православные люди, более того, почитатели Царственных мучеников, с такой яростью противятся, вопреки огромному количеству фактов, признанию подлинности мощей. Ещё до того, как останки начали исследовать учёные, они определились на основании «неопровержимых доказательств». Рябова они объявили участником еврейского заговора, затем извлекли на свет миф о том, что голова Царя была увезена чекистами в Кремль и, стало быть, не могла быть найдена под Екатеринбургом. Всё это не свидетельствует о христианском трезвомыслии и любви к истине. Почему большевики боролись с мощами наших святых – понятно. Но здесь-то... Горько и страшно.

Обратимся к словам епископа Василия (Родзянко), представителя РПЦЗ. Во время «круглого стола» в Новгороде, где проходили Дни славянской культуры, он сказал: «Я был включён в комиссию по захоронению останков Царской Семьи и как таковой получил доступ к ним. Общался со специалистами. Собраны такие факты, что человек, не потерявший рассудка, может считать их стопроцентными… И во время Божественной литургии, которую я совершал на этом святом месте (Екатеринбурге. – Авт.), мне вдруг стало ясно, что этого момента я ждал всю свою жизнь». Доклад владыки назывался «Нет худшего греха, чем надменное сознание полного безгрешия…».

Н.А. КОРОЛЕНКО

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга