ХРОНОГРАФ

ЗЕМЛЯ НАШЕЙ СИЛЫ

В воскресенье, 25 августа, состоялось освящение восстановленной церкви на Анзерском острове Соловков. Об этом событии мы рассказали заранее, в предыдущем выпуске газеты. Но кто бывал на Соловках, знает, сколь изменчива здесь погода. Даже если ты благополучно добрался до главного острова самолётом или катером, не факт, что удастся попасть на Анзер: там с катера надо пересаживаться на лодку, а сделать это непросто даже при сравнительно небольшом волнении Белого моря. И Господь устроил так, что торжества начались не в пятницу вечером (хотели приурочить ко дню памяти Собора Новомучеников и исповедников Соловецких), как планировалось, а в день Христова воскресения, – думается, не без промысла. Ведь гора на Анзере, где ныне восстановлен из руин храм, называется Голгофой. И она в самом деле стала Русской Голгофой: здесь не похоронены – закопаны тысячи страдальцев.

Ровно 540 лет назад Новгородская республика «в векы», то есть навечно пожаловала Соловецкие острова монастырю, а после падения Новгородской независимости право распоряжаться островами подтвердил Великий князь Иван Третий… В начале нашего века после визита Президента В.Путина на Соловки вопрос о принадлежности островов монастырю вновь был поднят. Решено было передать Анзер в безвозмездное пользование Голгофо-Распятскому скиту на 49 лет. И за шесть лет из «охраняемых государством» руин там вырос храм – он стоит на одной из самых высоких точек (64 м) Соловков и издалека виден проходящим катерам. Восстановление (именно реставрация, а не новострой) храма потребовало 120 млн. рублей, из которых только 11 внесло государство, остальное – благотворители.

Это само по себе важное духовное событие в наши дни оказалось, как принято говорить, в особом контексте в связи с активно обсуждающейся дальнейшей судьбой Соловков. Опровергнут один из доводов, долгое время звучавший в чиновничьих кабинетах, – дескать, Церкви не справиться с такой махиной. Теперь видим: справится. Но Анзер лишь часть архипелага. На Соловецком же острове, где расположен сам Спасо-Преображенский монастырь, жизнь эти годы катилась по законам современной России: небогатые местные жители, как могли, добывали средства на прокорм, богатые москвичи «развивали бизнес», при содействии поселковой администрации возводя гостиницы и рестораны, администрация музея-заповедника расширяла туристические услуги…

Весной этого года всерьёз обсуждалась заявка скульптора Зураба Церетели установить на Соловках 100-метровую статую Иисуса Христа, на которой он предлагал выбить имена жертв политических репрессий. Те, кто имел возможность побывать на Соловках этим летом, не могли не заметить несколько десятков армейских палаток на окраине посёлка: МЧС РФ по Архангельской области готовилось к проведению соревнований по многоборью. Заброска людей, оборудования и пр. на Соловки – дело недешёвое. Что же привело спасателей сюда? Экзотика? Один из этапов соревнований они планировали провести на Секирной горе, той самой, где в годы СЛОНа находился страшный штрафной изолятор, и лишь возмущение общественности предотвратило эту согласованную с местной администрацией и музеем акцию. Самое нелепое то, что руководитель спасателей М.Бусин так и не понял, отчего сыр-бор. «Всё, что делается, – делается в рамках закона», – заявил он. Да что люди с погонами – вон директор Соловецкого музея М.Лопаткин тоже считает, что всё нормально. В целом это отражает ситуацию в стране.

Поэтому совсем не удивительно, что, когда Общественная палата вступилась за Соловки, обратившись 28 июля к Путину, многие просто не поняли, о чём речь. «Многие столетия Соловецкие острова были средоточием молитвы, духовной лечебницей всей России, – говорится в обращении. – В ХХ веке они стали братским кладбищем новомучеников и исповедников Российских, иных невинных жертв ГУЛАГа. Здесь не место индустрии отдыха и развлечений… Развлекательных центров в мире немало. Соловки в России – одни. Но превращённые в коммерческий аттракцион Соловки с неизбежностью перестанут быть местом нашей памяти и силы. Россия лишится одной из коренных опор своей национально-государственной идентичности… Просим вас, не откладывая, придать Соловкам охранный статус, полностью соответствующий их значению общенациональной святыни».

Почему «не откладывая»? Дело в том, что вовсю готовится распродажа Соловков на участки «с правом использования и застройки под “рекреационные” цели». «На Соловках живут местные жители, и им необходимо строить частное жильё», – заявляет Д.Луговой, глава администрации Соловков. Но, когда я иду мимо гостиниц, обитых пластиковым сайдингом (смотрится отвратительно), смотрю на выстроенные на бывшем кладбище коттеджи, слышу вопли, доносящиеся из ресторана «Изба», сдаётся мне, что всё это устроили не местные жители. И не им достанутся Соловки… А какая чудесная возможность чиновникам «заработать»! А тут – письмо...

Ага, монастырь хочет устранить конкурентов по турбизнесу! «Единственно, кто заинтересован в новом статусе, – это Церковь, которая хочет получить под своё управление архипелаг», – заявил секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений А.Себенцов. Президент Российского союза туриндустрии С.Шпилько в интервью «Коммерсанту» сетует: «Запрет на туризм ударит не только по инвесторам и туроператорам, но и по местному населению, для которых туризм является одним из источников дохода». По его мнению, дела на Соловках надо вести «на основе принципа устойчивого развития туризма, как это делается во всём мире».

«Инвесторы», «доход» и пр. – на этой ползучей коммерциализации построена сегодня государственная политика не только в отношении Соловков. Рабская психология торжествует – обслужить, желательно иностранца (впрочем, хорошо теперь платят и москвичи), «срубить бабки» и «свалить на Запад». Говорить таким людям, что у каждого исторического народа есть места, в которых сосредоточен их смысл существования перед Богом, – бесполезно.

Быть может, дело в том, что мы, православная общественность, как-то стесняемся заявить очевидное: что сюда не должно быть туризма в обычном смысле этого слова. Вместо этого доказываем, что Церковь сможет предоставить доступ на Соловки всем, кто пожелает. Не может и не должна! Хотя бы потому, что хрупкая северная природа островов не способна выдержать ту нагрузку, которую на неё готова взвалить туриндустрия. Ведь на Афон нет доступа всем – а Соловки – это тот же Русский Афон!

Соловки – это, по сути, одно огромное кладбище, мемориальная территория. Увеселения, спортивные соревнования, фестиваль бардовской песни – всё это, как ни крути, на кладбище совершенно неуместно. Как сказала зампред комиссии Общественной палаты Елена Зелинская, «это всё равно что устраивать танцы на территории Освенцима». Нет никакого сомнения, что дай коммерсантам волю, они бы устроили танцы и в Освенциме под видом какого-нибудь этнографического праздника и т.п. Но только жёстко дав им по рукам, можно защитить святыню.

Полтысячелетия Соловки принадлежали монастырю, обустраивались им и с его согласия, и только поэтому они сохранились и стали для народа тем, что они есть. Но сегодня, как никогда, очевидно: в наше время золотого тельца и повальной коррупции сберечь Соловки для потомков (которых, надеемся, будут интересовать не только деньги) под силу только монахам.

Игорь ИВАНОВ



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга