РАССКАЗЫ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ОТКРЫВАЯ МИР ПРАВОСЛАВИЯ

Почти каждый год нам удаётся паломничать на «Икарусе», не стал исключением и этот год. Ранним утром 18 июня с благословения епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима мы отправились в путешествие.

Мы – это 34 человека взрослых и детей, объединённые целью побывать во всех святых местах маршрута, составленного ещё зимой.

Мы – это педагоги и воспитатели дома-школы имени Католикова с детьми, а также мои прихожане и просто односельчане из Иба – верующие и не совсем, то есть, как это принято часто называть, «верующие в душе», «не отвергающие Бога». Дети (наверно, их тоже можно назвать верующими) – отдельная категория личностей. Они, словно промокашки, впитывают всё окружающее, и моя, священника, задача – как можно тактичнее, неназойливо раскрыть перед ними прекрасный мир православия.

Кто паломничал на автобусах, тот знает, как непросто в разноликом, многолюдном коллективе, тесно общаясь, ехать и «притираться» друг к другу, не поддаваясь искушениям. По традиции сижу на переднем месте, под рукой и карта маршрута, и разная православная литература, связанная с придорожными достопримечательностями, и непременно микрофон, дабы пассажирам нескучно было ехать. Между взрослыми пассажирами распределены обязанности по присмотру за ребятами. Им нужно и порядок обеспечить, и проследить, чтобы дети были накормлены, не говоря о санитарии. К счастью, среди них есть медик и даже музработник, играющий на баяне, – это Нина Михайловна Артеева, регент нашего Свято-Вознесенского прихода. Багажник автобуса набит съестными припасами – это овощи, консервы, пищевые концентраты, а также вода. На привалах этот нехитрый набор раскладывается на походных столах, дежурные что-то готовят, остальные гуляют или играют в волейбол. Если повезёт и на маршруте встретится открытый храм, всё упрощается. Батюшки в церквях почти всегда хлебосольны; да нам, впрочем, много и не надо – был бы кипяток.

В Великом Устюге - на камне у собоpной стены,
на котоpом по пpеданию любил сидеть блаженный Пpокопий Праведный

Итак, мы в пути. «Икарус» пересёк границу Коми. Во второй половине дня мы останавливались в селе Ильинско-Подомское, в Коряжме, Котласе… Пересекаем Северную Двину и прибываем в г. Великий Устюг. Здесь нас тепло принимают в детском доме, там и находим пристанище. Вечером успеваем прогуляться по набережной р. Сухоны, посидеть на камне блаженного Прокопия Устюжского. Утром 19 июня посещаем музей при детском доме. Местные воспитанники оказались умельцами по бересте, резьбе по дереву, вязанию, швейному делу, плетению бисером… Дальше наш путь лежит на Северную Фиваиду Вологодчины. Уже зашло солнце, когда мы нашли пристанище в Свято-Горицком Воскресенском женском монастыре близ горы Мауры. Жарко, но, так как рядом озёра и Беломоро-Балтийский канал, воздух здесь влажный и духоты не чувствуется. Утром бегу к игумении Евфалии (Лебедевой), настоятельнице обители, взять благословение на осмотр достопримечательностей обители. Матушка, добродушно поглядывая, просит на прощание прополоть огород с морковкой, что мы и делаем за час, – нашим деревенским детям и воспитанникам дома-школы имени Католикова такое послушание не в новинку.

Объезжаем Череповец и к вечеру достигаем г. Боровичи, где волею Божией нам пришлось задержаться. В одного из наших маленьких паломников – Максима – впился клещ, и, чтобы извлечь насекомое, требуется помощь врачей. Но как найти больницу в незнакомом городе? Близ автобуса остановились «Жигули», и оттуда вышли мужчина и женщина. Когда они поняли, что мы издалека, узнали, что случилось, уговаривать их не пришлось. На прощание я поблагодарил отзывчивых местных жителей и был приятно удивлён: мужчина попросил передать поклон нашему владыке Питириму. «От кого?» – спрашиваю. «От Дмитрича, ваш владыка меня знает, недавно дарил свою подписанную книгу: “Моя жизнь во Христе и со Христом”».

Ночь в пути, проезжаем г. Великий Новгород, Псков и к утру достигаем конечной цели – г. Красногородска, где нас принимает детская агро-школа-интернат Псковской области. Первый день уходит на осмотр местных достопримечательностей. У школы свой немалый сад-огород в несколько гектаров, своя сельхозтехника. Учащиеся со всем этим умело управляются. Детский дом знаменит своей футбольной командой. Вечером состоялась дружественная встреча на поле хозяев. Счёт был совсем не в нашу пользу, но удовольствие, как и от бани позднее, получили все. Всё следующее воскресенье мы провели на родине А.С.Пушкина в Михайловском – его родовом поместье. Сначала отстояли Божественную литургию в Святогорском мужском монастыре, а потом местный краевед, поэт и писатель Дмитрий Игнатьев много интересного рассказал и про славную историю края, и про печаль обнищания местных деревень. Горюет Дмитрий Иванович, что Псковскую землю сейчас продают за символическую цену прибалтийским «князьям», а те, в свою очередь, сдают её в аренду корейцам. То, что защищалось дорогой ценой – кровью – многие века, теперь сдаётся без боя.

В понедельник начало Петрова поста. Хоть мы и путешествующие, но единодушно принимаем решение отказаться от мясной и молочной пищи (кроме мороженого), чтобы к концу поездки суметь причаститься. В этот день едем в Псково-Печерскую лавру. После монастырской трапезы нам взялся помочь в осмотре обители её благочинный иеромонах Гавриил. Медленно, с горящими свечками мы, паломники, проходим по подземным улицам. Тут зябко после жары наверху. Воздух в пещерах сырой, но чистый. Температура постоянная – около плюс пяти градусов в любое время года. По бокам переходов надгробные плиты – склепы, последнее пристанище насельников святой обители. Останавливаемся около гробницы известного старца славного молитвенника Иоанна (Крестьянкина). После пещер отец Гавриил любезно пригласил нас в «райские сады», созданные руками монахов. Подымаемся к ним по крутой витой лестнице, и нам открывается сказочный мир. Внизу то тут, то там, словно грибочки, выглядывают маковки церквей. На высоте их крестов и разбит был этот воистину райский сад; здесь, кроме обычных для этих мест яблони и сливы, растут также пальмы и маньчжурский орех, кипарисы и каштаны. Всё это цветёт и благоухает. В какой-то момент нас накрывает тень грозовой тучи, приходится прятаться от дождя в беседке. Посередине в ней большой круглый стол, а по периметру – скамейки. Здесь бывал император Пётр I, и это единственное место в обители, где ему позволяли раскурить трубку.

Следующим после святых пещер местом паломничества оказался для нас старинный городок-крепость Изборск. Когда-то здесь был форпост на северных границах России. Из горы, стоящей здесь, в девяти местах фонтанирует минеральная вода. По дороге домой в Красногородск постоянно замечаем то тут, то там на деревьях и домах гнёзда аистов. Птицы важно возятся с птенчиками, нисколько не обращая внимания на нас. 25 июня во второй половине дня прибыли в Троице-Сергиеву лавру. Приложились там к мощам преподобного Сергия, омылись в источнике преподобного Саввы Сторожевского, а вечером, проехав Владимир, Суздаль, прибыли в Свято-Успенский Дуниловский монастырь Ивановской епархии. Это заключительное место нашего паломничества по святым русским местам. Хозяйка обители матушка Ольга (Соколова) поджидала нас вместе с сёстрами, встретила лично, хотя было уже заполночь. Поздний ужин. Поселили нас в совершенно новых гостиничных апартаментах. «Известие о вашем приезде послужило большим стимулом быстрее достроить гостиницу. Слава Богу, успели!» – радуется матушка.

Обитель была поднята буквально из руин. Сейчас здесь два действующих храма, домовая церковь, а ещё восемь реставрируются. Подвизается в обители около 70 сестёр, не считая послушниц и 30 девочек-сирот от шести до 16 лет. Все они получают полное среднее образование в монастырской православной гимназии. Приняли нас сёстры и духовник обители иеромонах Венедикт очень радушно. На следующий день с утра бежим в храм на литургию. После исповеди причащаемся.

Вместе с детьми изучаем историческую хронику становления обители, а преподаватели знакомятся с бесценным опытом работы с детьми в обители. В конце экскурсии матушка ведёт нас в актовый зал и кротко наставляет, как жить, спасаться, и на прощание вручает каждому памятные подарки.

И снова в путь. В дороге, чтобы скоротать время, проводим викторины, конкурсы на лучший рисунок, стих, песню, рассказ – всякий раз непременно раздаются призы. И конечно же, играет баян – дети с удовольствием поют православные песнопения, а в какой-то момент Нина Михайловна выдаёт сюрприз – только что сочинённую песню «Десятый день в пути». Хорошо съездили. Ночевать порой приходилось прямо в храмах, рядом с чудотворными иконами, мощами угодников Божьих. Приобрели друзей-единомышленников – это для наших ребят важно. Воочию увидели многое, о чём раньше только слышали. По словам учителей, дети, вернувшись из паломничества, становятся послушнее, мягче, лучше учатся. Дивный, гармоничный Божий мир открывается им в паломничестве, и каждый понимает, что он имеет в этом мире своё прекрасное предназначение.

Протоиерей Георгий Модянов
Фото автора

назад

вперед

На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга