ИСКУССТВО

ВОЗВРАЩЕНИЕ БОГАТЫРЕЙ

Несколько лет назад я видела по телевизору клип, снятый на слова одной из песен В.Газманова: на пути малыша, тянущего за собою на верёвочке игрушечный танк, встаёт чужеземная армия – грозная и беспощадная, и совсем не игрушечная, хотя на башне одного из танков и стоит, злобно ощеряясь и размахивая дубинкой, Микки Маус. Ребёнок плачет. И тогда на защиту его, размахивая мечами и шашками, мчатся на конях восставшие из забвения русские воины. И среди них – богатыри...

Это придавало клипу особую трагичность. Ведь для нас богатыри – это всего-навсего витязи, жившие в далёком и незапамятном прошлом. Мало того, хотя каждый из нас в своё время изучал в школе былины, они не воспринимались как интересное и захватывающее чтение. Поэтому дети охотно играют в пиратов, мушкетёров, черепашек-ниндзя, в кого угодно, кроме богатырей. Правда, неоднократно предпринимались попытки сделать русские былины более доступными для современных людей, прежде всего для детей. При этом писатели и режиссёры старались сохранить в максимальной неприкосновенности как сюжеты былин, так и их язык. В результате богатыри стали ассоциироваться со сказочными героями, опять-таки чуждыми реальному миру… Однако в 2004 г. студией анимационного кино «Мельница» была предпринята попытка новой экранизации былин. Причём не просто «новой», а, скорее, «иной». Первым появился мультфильм про Алёшу Поповича и Тугарина Змея. Затем – про Добрыню Никитича и Змея Горыныча. А в начале 2008 г. в кинопрокат вышел мультфильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В связи с этим можно говорить о создании студией «Мельница» своеобразного мультсериала-трилогии на темы древнерусских былин. Теперь, когда многие дети уже посмотрели его, можно говорить о том...

В православной среде появление трилогии было воспринято по-разному. Кто-то радовался, что наконец-то у нас появились увлекательные, остросюжетные «мультики» не про каких-нибудь там Симпсонов, а про наших русских героев-богатырей. А кто и возмущался, что от былин разве что названия остались, и называл мультфильмы «издевательством», «вражескими происками» и т.д. Но не стоит обвинять православных за привычку встречать всё новое настороженно и подчас враждебно. Потому что мы воины, стоящие на страже собственной души и душ наших ближних. А страж должен быть бдителен.

В отношении новых мультфильмов про богатырей эта настороженность оправдана – у них и впрямь много недостатков. Например, почему князь Владимир, былинный двойник святого просветителя Руси, превратился в напыщенного глупца, интересующегося лишь деньгами? Как могучий и таинственный Святогор оказался немощным старичком? Почему создатели мультфильмов даже не намекнули, что русские богатыри – православные люди? Хотя даже в советские времена в школьных учебниках из текстов былин не изымались упоминания о том, как Илья Муромец «стоял заутреню во Муроме, а к обеденке хотел поспеть во стольный Киев-град». Или о том, как, явившись пред княжьи очи, те же Илья, Добрыня или Алёша перед иконой Спасителя «крест клали по-писаному, да поклон вели по-учёному». И другие многочисленные «почему»…

Но есть ли смысл искать злой умысел в работе мультипликаторов и ограждать наших православных детей от просмотра фильмов? Два года назад на традиционном концерте в дни Рождественских чтений я сидела рядом с девочкой, запоем читавшей какую-то книжку. Я полюбопытствовала: Вознесенская? монах Лазарь? К моему изумлению, на обложке книжки был изображён всем известный мальчик со шрамом на лбу, лихо несущийся на метле. И это после стольких усилий взрослых доказать, что православным детям опасно, вредно читать «Гарри Поттера»… Так, может быть, стоит нам, православным, разобраться, поискать в новых «мультиках» о богатырях не только недостатки, но и достоинства? И, просматривая их вместе с детьми, сделать акцент именно на них?

Выше уже упоминалось о том, что сюжеты этих мультфильмов разительно отличаются от сюжетов былин. Например, Илья Муромец попадает в Царьград, да ещё и в обществе шустрой «летописицы», сиречь журналистки, Алёнушки и самого князя Владимира. А в дремучем лесу, помимо избушки Бабы-Яги или разбойничьей засады, путников подстерегает игровой автомат… Для чего создателям мультфильмов понадобилось отступить от «традиционных» сюжетов былин? Чтобы поглумиться над их героями-богатырями? Полагаю, что причина не в этом. Ведь в новых «мультиках» русские витязи по-прежнему выручают из беды друзей, помогают слабым и беззащитным, защищают свою родину от тех же самых разбойников, вероломных чужеземных царей и ханов, что и в былинах. Злу, даже в сказке, необязательно существовать только в обличьи Змея Горыныча или Тугарина – так оно слишком легко узнаваемо. Поэтому оно и меняет личину, становясь в результате ещё более опасным. Об этом предостерегал ещё Ш.Перро, утверждавший, что «всех волков опасней льстивый волк». Чего опасного в игровом автомате, сулящем шанс разбогатеть без труда? Или в обаятельном незнакомце, обещающем красным девицам лёгкую и высокооплачиваемую работу за границей, а вдобавок – славу «суперзвезды»? Как раз с такими, вполне современными и хорошо знакомыми нам искушениями то и дело сталкиваются персонажи трилогии про богатырей. Например, конь Юлий из мультфильма про Алёшу Поповича набредает в лесу на игровой автомат, предлагающий ему поиграть в «угадай число». И пока конь играючи набирает призовые очки, хитрый «лохотрон» похищает у него подковы. А потом, почти как в популярном сейчас «капитал-шоу», предлагает «суперигру». И, к ужасу Юлия, уже поверившего в неизбежность своей победы, а потому с лёгкостью поставившего на кон свою шкуру (то есть жизнь), на сей раз он проигрывает… Тема опасности азартных игр красной нитью проходит и через второй мультфильм трилогии, где причиной всех приключений и страданий героев становится опять-таки проигрыш в лото, за который невольно приходится платить не только одному проигравшемуся… Я не знаю больше ни одного современного мультфильма, где бы настолько ярко, остроумно и в то же время убедительно была показана пагубность азартных игр. Или то, чем могут кончить девушки, прельстившиеся на обещание лёгких денег и славы в чужих краях.

Мультфильмы предупреждают – современные змеи горынычи и соловьи-разбойники давно уже надели благостную личину, открыли казино, салоны игровых автоматов или занялись шоу-бизнесом. Но в какие бы одежды ни рядилось зло, суть его во все времена остаётся прежней. И «волк, увы, чем кажется скромней, тем он всегда опасней и страшней».

Впрочем, отход создателей мультфильмов от традиционных сюжетов былин вполне может быть вызван ещё одной причиной. Я уже упоминала, что дети не играют в богатырей. Ведь в былинах не так много приключений и битв, в которые можно бы было поиграть. Потому что богатыри воюют не столько с видимыми врагами, сколько с врагами невидимыми. Например, знаменитая былина о «трёх поездках» Ильи Муромца – это прежде всего история не о том, как он перебил шайку разбойников, разоблачил коварную царевну и нашёл клад, а о том, как он преодолел три искушения – страх смерти, похоть и сребролюбие. Это три его духовные победы, награда за которые не нечто вещественное, а «мзда многа на небесех». И возвращается-то он из своих «поездок», не приобретя для себя ничего материального. А трагическая судьба богатыря Сухмана, получившего за свой подвиг лишь насмешки и незаслуженное наказание, – напоминание о том, что «мир во зле лежит» и главная награда ожидает героя не на земле, а в Царстве Небесном. Причём перенести такую несправедливость, не озлобившись, не перейдя в стан врагов, – это не меньший подвиг, чем в одиночку принять бой с вражьей ратью. Но чтобы читатель дорос до духовного смысла былин, нужны годы и жизненный опыт. А ребёнку ближе и интереснее именно приключения, которых так много в новых мультфильмах про богатырей. Так что вполне возможно, что играть теперь дети будут не только в монстров и суперменов, но и в «новые приключения» богатырей. Потому что они и смешны, и увлекательны. А главное – добры. Ведь даже злодеи в них, получая от Алёши Поповича или Ильи Муромца заслуженную взбучку, всё-таки остаются в живых… Можно предполагать, что после просмотра таких мультфильмов былины перестанут казаться детям (да и взрослым) скучными и неинтересными. Стало быть, есть шанс, что кто-то возьмёт да и перечитает их…

Надо заметить, что в самих былинах есть основания для того, чтобы приписать богатырям ребяческие поступки. «Настоящий» Алёша Попович, например, посватался к жене своего задержавшегося в походе «крестового брата» Добрыни, Настасье Микуличне, хотя и знал, что «крестовый брат паче родного». В одной из редакций этой былины Алёша даже солгал Настасье, будто своими глазами видел её мужа убитым… А Илья Муромец, обидевшись на князя Владимира, не пригласившего его на пир, решил в отместку устроить пир себе и «голям кабацким», посбивав для этого стрелами золотые главки киевских церквей… Неведомые авторы былин были достаточно мудры, чтобы не изобразить богатырей (в том числе и Илью Муромца, не просто витязя, но и православного святого) этакими «героями без страха и упрёка». Этой традиции последовали и создатели мультипликационной трилогии о богатырях, наделив своих героев не только многими достоинствами, но и некоторыми недостатками. Трусоватость и ленца, вера в приметы – это слабости, весьма характерные для нас, от мала до велика. Но каждый из нас имеет шанс преодолеть их. Как это, кстати, и делают положительные персонажи мультфильмов.

Теперь о положительных чертах героев мультсериала. В зарубежных мультфильмах главным достоинством их является сила, умение «красиво» отмутузить, а то и убить противника. Да, богатырь, сражающийся со злом, должен быть сильным: в мультфильмах достаточно часто им приходится ставить на место очередного распоясавшегося соловья-разбойника. Но богатырь отличается от супермена именно тем, что пускает в ход меч лишь тогда, когда надо защитить Родину, друга или беззащитного человека. Но в мультфильмах убедительно показано, что они непобедимы не только из-за своей силушки, но и благодаря друзьям – людям или животным. И сами богатыри умеют ценить дружбу и не бросают в беде друзей. Так, например, Илья Муромец отказывается продать Соловью-разбойнику своего боевого коня-«бурушку». А когда злодей всё-таки похищает его, отправляется на его поиски через леса и моря, в далёкий Царьград, рискуя жизнью. Подобную жертвенность и верность по отношению к друзьям практически невозможно встретить у героев иностранных мультфильмов.

Особо следует сказать об отношении создателей трилогии к старикам. В современной зарубежной мультипликации (например, в «Симпсонах») старики изображаются отвратительными, выжившими из ума уродами, над которыми можно лишь потешаться. Разумеется, ни о каком уважении к старшим или хотя бы элементарной вежливости по отношению к ним после этого не может быть и речи. Конечно, горбатая старушка или ограбленный цыганами старик-воспитатель Алёши Поповича – это комические персонажи. Но они вовсе не уродливы и не глупы. Скорее, этих стариков, отправившихся вместе с Алёшей и Любавой на битву с Тугарином и вынесших наравне с ним все опасности этого похода, можно назвать героями. Но если в первом из фильмов трилогии – «Алёше Поповиче» – внешний вид стариков ещё может возбудить улыбку зрителя, то в «Илье Муромце» старость показана строгой и мудрой. Между прочим, окончательно победить Соловья-разбойника удаётся не Илье Муромцу, а старой гречанке, которая, решив по-стариковски поучить рассвистевшегося посреди улицы злодея, выбивает ему зуб клюкой… А сам Илья Муромец – пример именно такого почтительного и заботливого отношения сына к матери, какое Бог заповедал людям. Именно так и относились к своим родителям «настоящие» былинные богатыри.

Несомненной удачей создателей мультипликационной трилогии о богатырях являются и женские образы. Запоминаются и Любава, отправившаяся вслед за женихом в опасный поход, и Забава, отказавшаяся предать любимого, и храбрая и находчивая Алёнушка, и верная жена Добрыни. Конечно, отход от традиционных былинных сюжетов привёл к тому, что по поведению и по внешности они напоминают современных девушек. Однако это изменение не коснулось сути характеров героинь, и они остались такими же смелыми, верными, рассудительными, как былинные жёны и невесты богатырей. Достоинством мультфильмов является и то, что взаимоотношения героев и героинь исключительно чисты – только в последнем фильме трилогии Илья целует Алёнушку, но зритель лишь догадывается об этом, видя зардевшегося от смущения слона. Поэтому честь и хвала создателям мультсериала о богатырях, показавшим, что целомудрие и стыдливость – это исконные и прекрасные черты русского характера.

Итак, мультфильмы не лишены недостатков, но имеют и несомненные достоинства. А потому надеюсь, что со временем появятся новые серии – о Садко, Василисе Микуличне, Вольге и других героях русских былин, в которых аниматоры, приспосабливая сюжеты «преданий старины глубокой» к реалиям современности, сумеют, не превратив эпос в комикс, показать ту духовную суть православного богатырства, которую некогда так выразил один из русских богатырей св. князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде».

Монахиня Евфимия (Пащенко)

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга