ЖИВОЕ СЛОВО

«МЫ ЖИВЁМ В УДИВИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ»

Какой вам видится Россия в ближайшие десятилетия, видите ли вы какие-то улучшения в духовной жизни народа, которые дают повод для надежды?

Иеромонах Рафаил (Беловолов) (Воркута):

– Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), наступит скоро время, и Россия расцветёт старцами. Объяснял, что они пока молоды, но возрастают, укрепляются. Поэтому моё мнение – Россию ждёт духовное возрождение. Когда не отдельные люди, а весь народ опамятуется. И постное меню будет не только в Госдуме, а в каждой столовой, каждом кафе. Люди устали от язычества и оккультизма, на глазах созревают для православия. Десять лет я в Воркуте, за это время Рождество, Пасха стали общегородскими праздниками, Крещение собирает десять тысяч человек. Всем городом построили храм, помогали не какие-то отдельные предприятия, а все. Недавно спросили у школьников одного из классов – чьи родители молятся? Почти все подняли руки. И это уже не дань моде, как в 90-е годы, а осознанно. У меня на каждое причастие приносят до 60 младенцев – это очень много. Крестят, начинают носить причащать, потом и родители вослед за младенцами воцерковляются. «Что ещё нужно?» – спрашивают. Строить храмы. Мне понравилось, как владыка Питирим сказал: «В России должно быть столько храмов, чтобы на Пасху никто не стоял на улице».

Но строить должны сами люди, а для этого они должны ощущать себя полезными и нужными в Церкви. Каждое воскресенье, когда заканчивается литургия, наши прихожане едут с подарками в дом престарелых, хоспис, онкологическую больницу. И это нужно не только тем пожилым, болящим людям, которых они навещают, которым несут радость и любовь, а им самим, чтобы исполнить заповедь Христову: «болящего посети». Подобное происходит не только в Воркуте, но и во многих местах. Учимся быть христианами. Но главное – молитва, без неё, как без ветра, опустятся паруса, всё остановится.

Помню, приехал к нам в Воркуту католический священник из Бельгии, отец Жан-Мари, и был чрезвычайно удивлён числом прихожан в наших храмах. Сказал: «Мы столько делаем для людей, а они оставляют нас. А вы просто служите, но люди идут». Имелось в виду, что у них в церквях устраиваются концерты, всевозможные мероприятия, а толку нет. А у нас каждую неделю одно и то же, тот же хор, тот же батюшка, те же молитвы. Но невольно вспоминается русская поговорка: «К пустому колодцу люди не идут». Концертами и забавами храм не наполнишь. Народ у нас крещёный, православный, и дай Бог нам сил его просветить. Главное – нужно трудиться, чтобы руки не опускались, и Господь всё даст.

Протоиерей Валентин Кобылин (п.Красноборск Архангельской обл.):

– В ближайшие десять-пятнадцать лет улучшения не предвидится. Мы по-прежнему повёрнуты назад, к советскому прошлому, как иудеи, вышедшие из Египта, тоскуем по рабскому состоянию. Недавно у нас целое шоу устроили по поводу 90-летия комсомола, было отправлено распоряжение во все школы, всем главам администрации помянуть эту безбожную организацию. Одновременно власти пытаются заигрывать с Церковью, приглядываются, не явим ли мы новую идеологию. Не явим, так что разочарование неизбежно. Православие для них – лопата, которая может выгрести из общества явное дерьмо: аморальность, наркоманию, алкоголизм, а потом посчитают за лучшее эту лопату поставить в угол и забыть. Отношение чисто потребительское. Они так и не поняли, почему все их прежние усилия пошли прахом, почему народ потешался даже над самыми бесспорными и бодрыми их лозунгами вроде «Слава труду». Пока человек внутренне не переродится, пока душа его не затоскует о благом, всё то пустое. Нас убеждают бороться с последствиями неверия, но, даже если их победить, на место одного беса придут другие, ещё более лютые. А душа – она не тоскует. Людям по-прежнему нет дела до жизни во Христе, и не нужно обольщаться тем, что многие заходят в храм, ставят свечки. Церковь для них, как правило, что-то второстепенное, и не лишнее и не слишком нужное, туда идут на всякий случай. Живём-то неплохо в материальном отношении, несмотря на жалобы. Дома строят, машины едва ли не в каждом дворе, да всё импортные, часто новые. Когда говоришь, что это не главное, смотрят как на дурака. Это в лучшем случае. В худшем – полагают, что священнику положено бормотать всякие глупости, а им как бы соглашаться, изображать задумчивость. Удары последних десятилетий не привели ни к чему. Мы осатанели, другого слова не подберёшь. У нас в посёлке шесть тысяч населения, на приходе пятнадцать человек. У остальных всё есть, им ничего не надо. А если и надо что, то не Христа, а зрелищ. Какие-то казаки ряженые, патриоты шумят, призывают к революции, контрреволюции, я давно перестал понимать к чему, да они и сами не понимают. У нас одних «чёрных сотен» четыре штуки, и каждая говорит, что она истинная, остальные липовые. А ведь мы не партиями живы, а Христом, и патриотизм без Христа не более чем испускание пара.

Что даёт надежду? Китайцы подают повод для надежды, американцы подают, Кавказ. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится, боюсь, иначе не выйдет. Человек к Богу чаще всего приходит, когда у него что-то случилось, ему плохо и другого выхода нет. И год за годом мы себя загоняем в эту безвыходность, собираем каменные тучи в воздухе. Есть ли другой путь? Есть.

Святой Иоанн Кронштадтский сказал, что, если сегодня русский народ покается в своём отпадении от Бога, завтра у него не будет ни внутренних, ни внешних врагов. А покаяние – это не битие себя в грудь, причём, как правило, чужую, а в переводе с греческого – изменение ума, потребность жить во Христе. Можно все волосы себе вырвать, кричать: «Ах, какой я грешный», но если вслед за этим ко Христу не припадаешь, значит, лицедействовал. И пока мы не опамятуемся, лучше не станет. Пока не перестанем оправдываться, ловчить, мудрствовать, ничто не поможет, никакое самое тщательное изучение основ православной культуры.

С чего начать? Взять в руки Евангелие, прочитать, понять. Без сектантов – для них слово Божие не цель, а средство. Они потому и бегут сразу проповедовать да ругать православие, чтобы со Христом, с совестью наедине не остаться. А нужно другое – задуматься, зачем мы живём, куда идём, о душе вспомнить. Если честно потрудишься – не миновать тебе церкви, где Дух от апостолов до наших дней в немощи дышит, но преизобилует. Есть пост, есть молитва, чтение святых отцов, и всё это направляет. И когда укрепишься, поправишься – принять Христа, огнь Святых Даров, воспламеняющих сердце. Есть путь покороче. На днях фильм смотрел, где иеромонах Антоний, в недавнем прошлом подполковник Антон Маньшин, рассказывает, как боевики в Чечне распяли нашего солдата на кресте. А когда наши взялись его снимать, сказал: «Не надо ребята, мне здесь так хорошо» (интервью с подполковником читайте в № 558, Молитва офицера).

Иерей Сергий Шерфетдинов (п.Видяево Мурманской обл.):

– Насколько жизнь народа будет наполняться Евангелием, настолько надежда будет укрепляться. Мы живём в удивительное время – печально, что с, одной стороны, открылась свобода для греха, но, с другой стороны, мы получили свободу творить добро. Нужно пользоваться ею и, вместо того чтобы унывать, любую ситуацию поворачивать ко благу. Мы знаем, что мир идёт к своему логическому концу, описанному в Священном Писании. Но ведь это не повод унывать, сейчас, например, открылось много возможностей для творчества священника, мирянина, так что слава Богу за всё.

У нас в посёлке, как вы знаете, живут в основном подводники и их семьи. Сейчас, конечно, наступили смутные дни для подводников: никто не знает, что ждёт их завтра – будут ли сокращения. Но Бог даст, всё образуется. Восемь лет я вижу, как убывает их непонимание, что же это такое – Церковь, становится меньше смущений, боязни переступить порог храма. Сердца теплеют, становятся живыми. Это действие благодати, следствие того, что православным дана возможность действовать открыто. Меняется и отношение ко мне, священнику. Тут, конечно, и от пастыря много зависит. Если он расположен к людям, старается понять, проявить любовь, это, конечно, находит отклик. Никого не нужно записывать в грешники. Вчера казалось, что он потерян для Бога, а сегодня всё изменилось. И дело не только в нём – вчера ты сам был нехорош, а сегодня понял, как помочь, направить. Ты меняешься, и мир меняется.

Есть ли повод для надежды? Для России, думаю, есть. Сегодняшнее положение дел даёт основание так думать. Люди понемногу сознают свои корни, глубину той веры, которая досталась нам от предков. Число моряков в моём храме возрастает. Идёт рост, просто медленно. Хочется, чтобы быстрее, но трудно людям, ты ведь и сам не быстро меняешься, что с других спрашивать. Да, было время, ждал большего, что вот-вот наступит невиданное возрождение, но это было незрелое, сырое ожидание. Сам возродись, сам спасайся – и вокруг спасутся тысячи. И возрождение-то ведь идёт, просто негромкое, неяркое. А было ли когда по-другому?

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга