ЖИВОЕ СЛОВО

НАЧАЛО ВОЗДЕРЖАНИЯ

Как вы учились поститься?

Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка):

– Воцерковляться я начал уже во взрослом возрасте и с самого начала решил, что нужно находиться в послушании Церкви. Так что вопросов не было, нужно или нет соблюдать посты. Помню только, что в первое время было желание заменять обычное мясо – соевым, обычный майонез – постным и так далее, но постепенно эта склонность прошла. В том, что касается пищи, особых искушений, в общем-то, не было. Не помню, чтобы меня донимали скоромные запахи. Соблазнов другого рода, вроде сухояденья, тоже, слава Богу, удалось избежать. Мне духовник сразу благословил идти царским путём в говении, кроме того, довелось видеть, как люди экспериментировали на себе, беря подвиг не по силам. Подражать им не хотелось.

Труднее, чем от пищи, было отказаться от привычных увлечений. Ну, например, начинается во время поста чемпионат мира по футболу. И приходилось решать, можно ли смотреть его по ТВ, «болеть», исполняться соответствующими эмоциями. Но это тоже был недолгий период, потом сомнения отпали. Ведь совесть знает, что и когда можно, а что нет, нужно просто ей следовать.

Всё это далось без особых страданий, потому что пост очень быстро открыл мне какую-то свою внутреннюю радость. Когда он начинается, стараешься поменьше болтать, никого не осуждать, быть серьёзнее, сосредоточеннее. И в какой-то момент легко становится и телу и душе. А потом наступает праздник и становится жаль, что пост прошёл. С этим состоянием знакомы многие христиане, но трудно передать его словами. Многие мои знакомые постятся лучше, чем выходят из поста, и для меня это тоже большая проблема. Добрые плоды, которые собрал, способность распоряжаться своей свободой – всё это быстро теряешь. Может быть, дело в том, что переносить лишения мы умеем лучше, чем правильно радоваться, праздновать. Не знаю.

Иерей Константин Косымбаров (г. Северодвинск):

– Я начал поститься в отрочестве у себя на родине – в Карелии. Это произошло в начале 90-х годов, когда у нас в Костомукше появился священник. И хотя мама пришла в Церковь задолго до этого, двадцатилетней девушкой, ей трудно было решить за всю семью. Приучала нас потихоньку: крестики мы, дети, носили всегда, сколько себя помню, хотя это не приветствовалось в школе. С постом было сложнее. Но, получив опору в лице батюшки, мама решила поститься всерьёз. Семья восприняла это без ропота. Папе, может, и хотелось мясного, но что жена готовила, то и ел; не знаю, восполнял ли он это в заводской столовой. Мама старалась объяснить детям смысл поста, мы вместе молились утром и вечером, посещали богослужения и, наверное, поэтому говели не против воли.

Потом была служба в армии, где есть нужно было всё, что дают. После я стал работать на горно-обогатительном комбинате. Там тоже было трудно поститься, хотя я старался воздерживаться от мясного, заменяя его салатами и гарнирами. Когда поступил в семинарию, то на первых курсах рыбу благословляли вкушать всем, потом начали класть её на середину стола, чтобы каждый сам решал, может ли он её себе позволить или нет. Поясню: рыба, согласно Типикону, дозволяется не весь пост, а лишь в определённые дни. Но известно также, что поститься мы должны не столько телом – это лишь подспорье, сколько душой.

По мере роста духовного опыта я стал поститься построже, но своим детям этого не навязываю. Суп для них готовится на мясном бульоне, но стараемся ограничить их в сладостях, развлечениях. Объясняем, что нужно себя сдерживать, постепенно подводим к тому, чтобы они сами пришли к осмыслению поста. Если говорить о пастве, то маловерующим и болящим допускается послабление – им можно начать с воздержания от мясной пищи во время всего поста, а строго говеть только в первую и последнюю седмицы, среду и пятницу. Потом, по мере воцерковления, пост должен усиливаться. Но, конечно, к каждому прихожанину подход индивидуальный: после того как он расскажет о своих обстоятельствах, священник даёт совет, какую меру поста ему выбрать.

Протоиерей Виталий Размыслов (г. Сыктывкар):

– Это было давненько, в начале 90-х, когда я впервые выдержал Великий пост. В храм-то начал ходить раньше, говел в среду и пятницу, как бабушки научили, но в церковной жизни понимал далеко не всё. А потом купил православный календарь и обратил внимание, что часть дней в году там выделена особо. Первый Великий пост дался исключительно тяжело, похудел я тогда килограммов на десять, хотя полнотой не страдал, занимался спортом. И не сказать, что какие-то особые подвиги совершал, сухояденьем занимался. Нет, что сказали не есть, то не ел, всё старался исполнить как надо. Только далось это с непривычки тяжеловато, что меня, конечно, несколько испугало. Может быть, дело в том, что я ещё не вполне сознавал духовную сторону поста, но больше телесную. Так что Господь вразумил, но не дал отчаяться.

Уже в первую неделю впечатлили меня великопостные молитвы. Но главное, я впервые начал глубоко сознавать, что значит быть в единстве с великой Церковью во всей её многовековой полноте. Это воодушевило, наполнило радостью. Ещё обнаружил я тогда, что очень благодатно во время поста совершать паломничества. Нет для этого более удобного времени. Хотя говорят о проблемах с питанием в таких поездках, это, конечно, мы просто выдумываем. В магазинах сейчас такой выбор, что обеспечить себя постным питанием совсем нетрудно. Зато какая поддержка! Помню, как во время первого своего говения побывал в Троице-Сергиевой лавре, посмотрел, как люди постятся, в какой молитвенной сосредоточенности пребывают, это укрепило.

Но года два поначалу посты мне давались непросто, я их несколько побаивался. Потом постепенно привык к телесной стороне говения, начал больше внимания обращать на духовную. Со временем учишься входить в пост, ведь на это нам отводятся три недели, за которые постепенно от житейской суеты мы должны перейти к строгому наблюдению за собой.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга