ЖИВОЕ СЛОВО

КАК ВЕРНУТЬ БЛАГОДАТЬ?

Для людей, которые давно в Церкви, многое становится обыденным. Даже молитву за близких, если её повторить несколько тысяч раз, губы начинают произносить сами, без участия сердца. Свежесть восприятия уходит, внимание рассеивается. Что же делать, чтобы вернуть прежнее благодатное состояние, как избежать уныния?

Протоиерей Димитрий Степанов (г. Шарья, Костромская обл.):

– Как у святого Серафима Вырицкого говорится: «Знай и помни всегда, где бы ты ни был, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всём видеть Меня. Всё послано Мною для совершенствования дyши твоей – всё от Меня это было». Учись исполнять долг, не требуя ничего взамен. Нельзя прерывать молитву, в каком бы печальном состоянии ты ни находился, ведь главное в молитве, так учат святые отцы, – постоянство. В притчах есть рассказ о женщине, которая приходила к немилосердному судье, умоляя защитить от притязателей. А в ответ слышала от судьи, что Бога он не боится, людей не стыдится, так что помощи не будет. Но женщина и во второй раз пришла, и в третий, так что судья, наконец, не выдержал и помог. И уж если жестокий судья не устоял, тем паче Господь не оставит наши мольбы без ответа. Главное – постоянство, не следует рассчитывать на особые переживания, просветления. Даже если нет никаких сил, сердце одеревенело – молись. Под лежачий камень вода не течёт, но пока мы трудимся, есть надежда.

Что до уныния – это другой вопрос, его не объяснить тем, что человека оставляет благодать. Всех в разные периоды жизни оставляет, но не все отчаиваются. Уныние – плод многих грехов. Каких именно, как выйти из этого – здесь не обойтись общим советом. Нужно обязательно посоветоваться с духовником, разобраться, что с тобой происходит. Очень часто уныние – следствие лености и нерадения. Человек унывает, что нет молитвы, а сам лентяй с большой буквы. Когда христианин не живёт в постоянном общении с Церковью, не несёт послушаний, он особенно уязвим и нередко пытается в своих затруднениях обвинить кого-то ещё. Священник плохой, жена нехороша, друзья не друзья – всегда найдутся виноватые. Ещё один тип отчаивающихся – это вечные младенцы, которым нужно, чтобы кто-то вёл их за ручку. Лишённые благодати, они впадают в отчаяние, думают, что Господь о них забыл, ждут, когда Он вынет их из уныния. На самом деле это испытание даётся, чтобы человек научился жить самостоятельно. Господь вразумляет человека: сам что-то сделай для своего спасения, потрудись для Церкви, для ближних – и начнёшь приходить в себя. Не могу обещать, что благодать вернётся благодаря нашим усилиям. Это уж как Господь решит. Но благодарить Бога за любое своё состояние – этому можно и нужно учиться.

Следующий шаг – приобретение опыта сосредоточенной молитвы. Святые отцы дали немало советов, как побеждать рассеянность. Феофан Затворник, например, рекомендует, помимо исполнения правила, молиться своими словами, обращаться к Богу, пытаться говорить с Ним, искать живой беседы.

Рассеянность вообще проистекает от разного: от усталости, увлечённости посторонними мыслями, необходимости исполнять послушания, которые требуют большой внимательности. Молодой священник, только что рукоположённый, настолько волнуется, как бы не пропустить чего-то, вовремя прочитать, что сил вникать в молитву у него иногда не хватает. Да и после находится немало поводов для беспокойства. Много исповедников, как бы не задержать их сверх меры. Много имён в синодике, нужно успеть всех помянуть. Как сделать, чтобы все со службы ушли утешенные? Много мыслей мелькает, много искушений. С опытом, с годами постепенно проникаешься молитвой. И тогда для обыденности не остаётся места, каждая литургия радует своей новизной.

Привыкания к жизни во Христе быть не может, привыкаем мы к чему-то другому. Устаём нести послушание, теряем благоговение. Я был на Гробе Господнем, какая это радость для нас, паломников! А греки, бедные, бегают туда-сюда, нет у них чувства святости места, благоговение уходит со временем, а привычка остаётся. Как воспитать в себе чувство благоговения, как вернуть?.. Ждать, смиренно ждать, когда с нами случится то же, что со святым Силуаном, поведавшим: «Я же потерял благодать, но Господь много меня пожалел и дал мне вкусить большую по единой милости Своей».

А сколько он ждал этого, одному Богу известно. И нужно высоко ценить это состояние надежды, ожидания, немощи, в которой, по слову апостола, сила Божия совершается. Только жаждущий знает, что такое вкус воды. А когда это случится, когда оросит нас Дух Святой и раскроется тот цветочек, что есть в каждой душе, отворятся двери Царствия Божия, которое внутри нас – мы не знаем. Бог знает.

Протоиерей Андрей Кононов (г. Вятка):

– Сегодняшнее желание людей всегда «быть в курсе всех событий», потребность в ежеминутных новостях свидетельствуют не только о суетности сердца и мыслей, но и о вечной жажде Нового! Именно так – с большой буквы. По своей природе люди тянутся к новизне, неизведанному, неясному. Человек есть Божие творение, и Бог всегда будет для него Первой и Последней Новостью, вечным Чудом! Именно из этих глубин проистекает всечеловеческое стремление узнать, пережить, услышать, что-нибудь новенькое, хотя бы анекдот. И по этой же причине человек так остро переживает рутину. Тоска и скука – производные ада. Итак, по своей природе человек быстро ко всему привыкает и начинает тяготиться «топтанием на месте», даже если он стоит в очереди на заключение в тюремную камеру: «Поскорей бы уж, и всё!»

И ничего странного, греховного нет, что опыт Евхаристии, участие в Таинствах Церкви, «упражнения» (так писали св. отцы об этом духовном делании) в молитве теряют свою первоначальную живость, яркую эмоциональность переживаемого. Всему своё время. На смену цельности восприятия и детскости приходит глубина деталей и череда последовательных ступеней постижения. Я думаю, что об этом свойстве человеческого самосознания забывать не следует.

Итак, что делать, когда молитва «приелась», а стояние в Церкви не приносит прежних духовных восторгов? Во-первых, как ясно из вышеизложенного, это происходит не по причине личной греховности человека, а есть следствие жительства вне райских пределов, и значит, пугаться, что «потерял благодать», нечего. Это общий путь на небо всех людей, как, например, умение ходить по земле. Во-вторых, чтобы «приедание» не вошло в норму, необходимо с самого начала всякое духовное делание совершать внимательно и правильно. Это очень важный момент! Кто начал совершать молитву спешно, разгорячённо, рассеянно и прочее, тот очень скоро почувствует к ней охлаждение. Молитва требует всего человека, а опыт отдавания себя всего, опыт цельных сердечных актов у нас крайне мал, если совершенно не убит тотальным, клиповым информационным фоном. В школе нас накачивают сведениями (не путать со знаниями!), а умению сосредоточиваться на решаемых задачах всеми силами души практически не учат. В-третьих, когда появилась «мозоль» на святом месте, то надо радоваться! Это значит, то восприятие Церкви, тот «детский» опыт молитвы вас перестал устраивать, обнадёживать. Следовательно, необходимо двигаться вглубь духовного опыта, на новый этап церковной жизни.

И последнее, но не менее важное замечание. Если ствол дерева растёт, а ветви у него по какой-то причине находятся в зачаточном состоянии, то такое дерево долго не простоит. Нечем будет питать корни без листьев. Так и человек, если он и всю Евхаристию будет знать назубок, весь молитвенный опыт монашества соберёт в своё сердце и будет творить духовные упражнения в тишине и несуетливости, если он станет держать строгий телесный пост, как подспорье молитве, если он выучит наизусть всё Священное Писание, Октоих и Минеи, а «любви не имеет», не заботится о работе над своими мыслями и делами, то награда его будет мала и беспочвенна, не будет иметь прочного основания!

Протоиерей Михаил Левковец (п. Краснозатонский, г. Сыктывкар):

– Чувство оставленности, наверное, никого не обходит стороной. Но Господь таким образом испытывает нас. Ведь у новоначальных есть и благоговение, и страх Божий, и радость общения с Ним, но всё это даётся им даром, чтобы поддержать и обнадёжить. А потом благодать отнимается, чтобы человек узнал её подлинную цену.

Ведь иначе нас ждёт падение, вместо того чтобы стать соработниками Господу, мы превратимся в потребителей Его даров. Состояние благодатное может в этой земной жизни и не вернуться, но святые отцы учат – не нужно отчаиваться. Господь знает, что для нас лучше. Ведь как это ни странно, ни печально, но дар благодати может повергнуть неокрепшую душу в прелесть, гордыню, человек начинает свысока глядеть на тех, кто его лишён: на неверующих, например, или на братьев, которые трудятся во спасение, ничего не получая взамен. И тогда Господь отступает, но это неотъемлемая часть нашего спасения, о которой во всеуслышание благовествует Евангелие. Задумайтесь: Отец Небесный ради нашего спасения попустил претерпеть это состояние – богооставленности – Самому Спасителю. Вспомните Его последние слова на Кресте: «Или, Или! лама савахфани?» – то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Смеем ли мы после этого роптать на Бога? Если понадобится, будем до смертного одра ждать новой встречи с Господом, добиваться её, и тогда Он воздаст нам в Вечности сторицей.

Ждать и добиваться. Пост великий как раз для того, чтобы освежать веру, страх Божий углублять в своей душе – так премудро устроила Церковь. Ещё, когда страх Божий отходит, мне лично помогает чтение святоотеческой литературы, житий святых. Взираешь на подвиг, на то, как угодники Божии относились к святыне, как совершали свой христианский подвиг, и вот ты уже воодушевлён, преисполнен надежды. Ещё очень важно помогать тем, кто находится в нужде, немощным, несчастным. Тебе Господь дал здоровье, ты можешь двигаться, видеть – как отблагодарить Его за это? Помоги тем, кто ограничен в своих физических проявлениях. Только тогда ты проникнешься благодарностью к Богу за, что Он дал тебе здоровье. И, знаете, совестно становится за своё уныние, непонимание, как много тебе дано, когда видишь – человек и ходить-то не в силах, но так стремится жить, так борется за каждую крупицу счастья, так уповает на Бога! А мы привыкаем к тому, что нам дано, словно ничем Богу не обязаны. Стыдно.

Если человек стремится к Богу, он не скатится к унынию. Будет напрягать все силы своей души, чтобы восстановить и благоговение, и страх Божий. Это состояние – оставленности – даётся, чтобы испытать, насколько мы стремимся к Богу. Святые отцы предлагают такой пример. Когда ребёночек ещё маленький, его носят, кормят. А потом наступает пора учения. Вот ребёнок делает свои первые шаги, и мама, даже если он упадёт, не спешит протянуть ему руку. Пусть сам учится подниматься. Вот и мы, христиане, должны подниматься, молить Господа о радости пребывания в Нём. Этой радости, трепета перед Святыней я желаю всем сотрудникам и читателям газеты «Вера». Помогай вам Господь!

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга