ЖИВОЕ СЛОВО

«ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СОБОЮ»

Что такое настоящая община?

Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка):

– Я понимаю так, что для нас образцом православной общины остаётся та, что была основана Христом. В неё входили не только апостолы, но и Пресвятая Богородица, сёстры Мария, Марфа и брат их Лазарь, Иосиф Аримафейский – все ученики Спасителя, которым дана была заповедь: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Это была та завязь, из которой Господь вырастил Церковь. Община может быть и немногочисленна, потому что сказано: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Этот идеал первохристианской общины в наше время едва ли достижим. Однако всё, что не стремится к нему, не имеет того источника, который «не от мира сего», трудно назвать общиной.

Нужно явлениям давать правильные имена, чтобы не обмануться. Допустим, в нашем кафедральном соборе я годами вижу знакомые лица. Сначала эти люди стояли поодиночке, потом это были пары, а вот уже и младенца принесли ко причастию, а спустя какое-то время ребёнок сам подходит, а на руках у его родителей уже новое дитя. Годами этих людей объединяют Святые Тайны, они предупредительны друг к другу, им хорошо вместе, и все мы соединены Христом, хотя едва знакомы. И если знаем имена, то лишь потому, что помним: этот, подходя к Чаше, назвал себя Михаилом, а та – Анной. Община ли это? Да, пусть и в самом начале своего развития, то самое семя, которое может дать добрые плоды.

Увы, это проблема многих больших храмов, где очень трудно познакомить людей, подобрать для них дело. Но если появится у них чувство, что Христос посреди нас, – это верный признак рождения нового организма, где целое больше тех частей, из которых оно состоит. А бывает наоборот. Возьмём пример, когда люди собираются по профессиональному признаку или их объединяет какое-то увлечение. Это может быть что угодно – кружок кройки и шитья или даже общество людей, изучающих богословие. Но родства нет, нет той закваски, благодаря которой может что-то получиться. Я часто общаюсь с молодёжью, они охотно слушают, сами много знают о Церкви, знакомы с религиозной философией. Наверное, их можно объединить в какое-то сообщество, но вот беда – к Чаше подходят единицы. Они мне дороги, я жалею их, но как научить этих ребят главному – не просто заинтересовать, а помочь увидеть и полюбить Христа? Люди, не связанные главным – желанием спасти душу, – как собираются, так и расходятся. Они не одного корня: самомнение тут проявляется в любой момент, но нет внутренней готовности отдать делу жизнь, здоровье, имущество в случае крайней нужды. Не по прихоти отдать, не без колебаний, но в глубине души должна теплиться мысль, что ради тех людей, которые рядом, можно многим пожертвовать. Внутри семьи это естественно, это случается в армии, особенно во время войны, и в кругу очень близких друзей, но эти общины возникают на время и непрочны. Солдаты возвращаются домой и постепенно забывают друг друга, семьи разрушаются ссорами, друзья отдаляются – если нет между ними Христа. Вот почему Чаша со Святыми Дарами может соединить людей прочнее всего, что кажется прочным. Так случилось после революции, разорвавшей все связи: вчерашние фронтовые друзья, отцы и дети, односельчане бросились убивать друг друга, а тысячи приходов устояли. А ведь их сознательно, целенаправленно уничтожали. Иногда от них немного сохранялось – одна закваска, несколько верных, но они держались.

Конечно, сейчас общин немного. Ведь чем были наши старые приходы? Там человек пребывал от рождения, крестился, венчался, знал, что люди, которые стоят рядом, будут молиться за упокой его души. Как правило, это были соседи, потому что каждый приход охватывал определённую территорию. Сейчас всё не так. Горожанин живёт в одном месте, работает подчас в часе езды от дома, в храм едет в соседний микрорайон. Это одна из причин, почему трудно подобрать дело для прихода. У него нет территории, которую он мог бы назвать своей. Допустим, есть желание окормлять больницу, но там работают люди из разных общин, и несколько приходов могут задаться той же целью. То же со школами. У нас совершенно другой принцип общежития, резко отличный от дореволюционного. Идёшь по родной улице – и знакомых лиц не встретишь, не с кем поздороваться. Это рассеяние, смешение, движение человеческое – очень большая проблема для Церкви. О полноценных общинах говорить пока рано, но, как я сказал уже на примере нашего собора, что-то постепенно вырисовывается.

Конечно, многое зависит от священника, у нас есть в Вятке очень сильные приходы, где жизнь кипит. Возьмём храм Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который окормляет о. Георгий Купцов. Единственная церковь у нас, где серьёзно работают с глухонемыми, службы идут с синхронным переводом для неслышащих. Окормляются близлежащие школы, есть штатные миссионеры. В посёлке Радужный отец Владимир Трухин ведёт подвижническую работу с людьми, которых жизнь помяла, искалечила: это и бывшие заключённые, и те, кто в прошлом всё потерял из-за склонности к спиртному, или просто не сумевшие приспособиться к жизни. Но с молитвой у них что-то начинает складываться. Храм Иоанна Предтечи, где настоятельствует отец Александр Балыбердин, полюбила творческая интеллигенция города. Собери этих людей на конференцию, «круглый стол» – поговорят и разойдутся. А когда приходят ко Христу, то через Него находят друг друга. Но такие приходы редкость.

Очень важно, на мой взгляд, не торопить событий, не пытаться создавать виртуальные общины в интернете, не пытаться организовывать их по интересам. Нельзя ставить во главу угла и социальную пользу – это очень важно, но вторично. Община – это тайна, её запланировать, организовать нельзя. Апостолы этого не добивались, просто пошли за Спасителем. Другого пути, думается, не существует.

Протоиерей Андрей Ермилов (п. Березник Виноградовского р-на Архангельской обл.):

– Община – это воцерковлённые люди, живущие одной семьёй. По принципу первохристианской Церкви. В современном мире это люди, которые не просто раз в неделю приходят на причастие, а участвуют в жизни прихода, благовествуют, проповедуют не столько словами, сколько образом жизни. Если ты Христов – это должно быть видно. Но если понадобится, нужно уметь и поговорить с людьми. Поэтому стараемся готовить к этому членов общины – двое сейчас учатся на двухгодичных курсах в Вологде. Это укореняет людей и в приходе.

Стараемся почаще выезжать в паломничества, благо у нас рядом Сийский и Артемие-Веркольский монастыри. Там люди знакомятся, начинают дружить, учатся полагаться друг на друга. Это много значит. Конечно, после службы обязательно оставаться на трапезу, беседовать. Правда, последние два года это труднее стало делать. Старый дом, где мы собирались, пришёл в негодность, новый пока строится. Но по мере возможностей стараемся трапезничать вместе. Иногда смотрим фильмы, особенно детям это нравится. Показывали им «Кутузова», «Суворова», «Крейсер Варяг», потом обсуждали, что они из этого вынесли.

Приход старается помогать другим общинам, всего у нас в районе три действующих храма, ещё два должны открыться, в Рочегде освящение церкви должно состояться этим летом. Сейчас там нет своего священника (в епархии не хватает духовенства), но одно время в Рочегде подвизались отец Аркадий с матушкой, им немало удалось сделать, смогли они наладить и хорошие отношения со школой. Здесь многое зависит от директора школы, коллектива. Мне в Березнике, увы, так и не удалось с ними сблизиться. Это наша печаль, молодёжи в церкви почти нет. Да и непонятно мне, когда учитель истории напрочь не интересуется православием. Чему же он научить-то может, как расскажет об истории Святой Руси? Была надежда на основы православия, но вместо них преподают религиоведение. Преподают неверующие, равнодушные ко всем верам люди, полагая, что это и есть объективность. Несчастные, как жалко их. Не прошли бесследно десятилетия безбожия. Хорошая у нас община, но мало нас. Хотя есть и другая сторона у того, что век выпал такой тяжёлый для Церкви. Люди так стосковались по храму, что очень дорожат им, дорожат новой семьёй – церковной, берегут друг друга. Это и делает нас общиной.

Иеромонах Александр (Митрофанов) (п. Максаковка, Республика Коми ):

– Главное, на мой взгляд, чтобы во взаимоотношениях людей была любовь. Сказал же Господь на Тайной вечере апостолам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Но к апостолам ли только обращается Господь? Нет. Ко всем нам. Тем, кто желает называться Его учениками, надлежит иметь между собою эту любовь. И неприятности, нестроения в приходе происходят из-за того, что не хватает её – любви. Есть любовь – и люди сплачиваются, и дружно начинают трудиться Господу, и даже если по какому-то вопросу возникает спор, он приводит лишь к тому, что находится правильное решение. Нет любви – и всё разлаживается, и тот же спор может привести лишь к глубокому конфликту.

Конечно, резонно задать вопрос: «Ну а если её (любви) мало, я-то что могу сделать?» Для начала постараться прощать обиды, не замечать недостатки других, быть терпеливым, а не осуждать других за хладность, как мы обычно делаем. Мы сокрушаемся, что вокруг нас не святые. А сами-то мы – святые? Так, может, начать с себя? Если я сам не имею любви – кто я? Как там у апостола Павла? «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий». Или попросту – пустозвон.

Поэтому будем стараться всех любить и поступать по любви. А любовь предполагает дела. Вот мать любит ребёнка – отсюда дела: она о нём заботится, кормит его, одевает и т.п. И мы к тому же призваны: если в беде кто – помоги, если нуждается кто – подай и т.д. И если любишь Господа и Церковь Его – потрудись на их благо. Например, на приходе работа с молодёжью не налажена. Пойди и наладь. Воскресная школа не организована – подойди к батюшке, возьми благословение и займись ею.

Признаюсь, и сам, будучи прихожанином, осуждал даже и священников за малодеятельность. Только став священником, понял, что всё успевать невозможно. Оказалось, например, что настоятелю, кроме служб и проповеди, приходится решать кучу административных и организационных вопросов, и времени на всё катастрофически не хватает. Поэтому, дорогие братья и сёстры, не осуждайте батюшек, церковных старост и всех трудящихся на благо Церкви, а придите и помогите вашему пастырю в деле заботы о благополучии прихода. Тогда и вопроса, какой должна быть община, возникать не будет, поскольку ответ будет перед глазами.

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга