ВЕРТОГРАД

Митрополит Антоний Сурожский

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Празднование – 11 сентября

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. На каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это всегда и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. Обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, – быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой: зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что всё, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовёт к более личному служению Ему.

В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что это люди, с которым Бог делится мыслями Своими… Среди таких людей, которые Богу послужили всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Бог назвал величайшим среди рождённых на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно: когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вспомните первое, что говорится о нём в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющего в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже неотделим от своего служения, что стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, – словно этого человека нет. Он и его призвание – одно и то же; он – голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской, той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нём в Евангелии, что он друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что способен, забыв себя, служить их любви... Он друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не быть, для того чтобы что-то большее, нежели он, было. Сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос. Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нём помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана-реки, для того чтобы последовать неразделённым сердцем только за Ним. Я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее – страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди – мрак. И в этот момент, когда заколебался в нём дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть… Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет – всё погублено, всё бессмысленно… Неужели Бог обманул, жизнь прошла и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только даёт пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мёртвые воскресают, что нищие благовествуют. Он даёт ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет – ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своём, порой величайшем, подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он – самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… В этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые, тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить или потому, что другие любить не умели. Вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошёл через всю трагедию жертвы, до конца умирания и смерти, без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца и будь верен до конца!» Аминь.

(Печатается в газетном варианте)

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга