33 

   Подвижники, праведники


“НИКОГДА ВАС НЕ ОСТАВЛЮ”

В одном из стихотворений философа В.Соловьева есть такие слова: “Смерть и время царят на земле...” Действительно, немногое может устоять перед разрушительной силой времени и смерти. Не только люди – целые страны, цивилизации сметаются ими в небытие. Но этой страшной силе все же неподвластна людская память.

Веря, что если будем знать и помнить об утраченном в годы гонений на Церковь, то легче сможем возродить это сейчас, мы решили познакомить читателей с необычными воспоминаниями об одном событии из истории православия на Севере. Они сохранились в рукописном архиве старейшей архангельской монахини, матушки Елевферии. В эту тетрадку с синей обложкой она записывала духовные стихи – от лермонтовского “Ангела” до кубанских “псальм”. А еще – стихи, посвященные св.Иоанну Кронштадтскому. Среди них-то и нашли мы цикл стихов об освящении им летом 1900 г. женского монастыря на своей родине в селе Суре. Автором этих стихов является непосредственный очевидец и участник событий – игуменья Леушинского монастыря мать Таисия.

Игуменья Таисия была духовной дочерью и сподвижницей батюшки Иоанна Кронштадтского. Также игумения Таисия известна и как духовная писательница. Сейчас переизданы ее автобиографические “Записки”, а также “Письма к новоначальной инокине”. Кроме этого ею был составлен акафист Архангелу Рафаилу. А один из биографов Иоанна Кронштадтского Н.И.Большаков упоминает о том, что на открытие Сурского монастыря она сочинила в честь его основателя “стихотворение-поэму, в которой она рисовала великую личность о.Иоанна”. И вот перед нами еще одно произведение м.Таисии – стихотворная летопись об открытии Сурского монастыря.

Прежде чем мы к ней обратимся, скажу немного о том, чьими трудами был открыт монастырь в Суре – о св. Иоанне Кронштадтском. В это время он был уже известным не только в России, а и за ее пределами молитвенником и чудотворцем. Но св.Иоанн, чуждый суетной славе, всю жизнь оставался верен своей далекой родине – пинежскому селу Суре, что на северо-востоке Архангельской губернии. Он не только каждое лето посещал ее, но и старался, чем мог, помочь землякам. Открыл в Суре лавку, где необходимые товары продавались по дешевой цене. А еще, что важнее – вместо обветшалой за двести лет церквушки на его средства были построены большая каменная церковь в честь Николая Чудотворца и школа. Но св.Иоанн решил открыть на родине также девичий монастырь с богадельней и приютом для сирот. Напомним, что в Архангельской епархии тогда имелось только два женских монастыря – в Холмогорах и Шенкурске. Поэтому построение обители в Суре было важным событием духовной жизни православного Севера.

Свой рассказ о создании Сурского монастыря м.Таисия начинает с лета 1899 г., когда во время посещения родного села у св.Иоанна возникла мысль подарить землякам-пинежанам духовный ориентир – монастырь:

И великому здесь делу
Он начало положил:
В Сурских северных пределах
Монастырь создать решил.
Вышел вечером на поле
Близ родимого села,

“Такова, знать, Божья воля!”

Молвил он и, осеня
Крестным знамением место,
Так молитву сотворил...

Эти строки игумении Таисии очень ярко говорят о таинственном основании Сурской обители. Летним вечером 1899 г. батюшке Иоанну открылась Божия воля на то, чтобы в Суре был монастырь. И история его началась именно тогда, с вечерней молитвы Иоанна Кронштадтского “на поле близ родимого села”.

В течение года на месте, осененном крестным знамением, было возведено деревянное здание для него с церковью на 600 человек, двадцатью кельями и хозяйственными постройками. В строительстве помогали местные жители, а также Новгородский Леушинский монастырь, в котором были написаны образа для иконостаса. Весной 1900 г. обитель была готова к открытию. Оставалось только совершить ее освящение. А сделать это должен был сам основатель монастыря, св.Иоанн Кронштадтский.

“В канун Троицы, в субботу” 1900 г. игуменья Таисия с несколькими инокинями отправилась из Леушинского монастыря в Архангельск, чтобы, прибыв с Суру раньше о.Иоанна, приготовить все к встрече долгожданного гостя. В Архангельске их ожидал “пароходик наш родной, Николай Святитель славный”, как любовно именует его матушка Таисия, пришедший из Суры. Появление в Архангельске парохода из Суры в это время было настоящим чудом, потому что в начале лета река Пинега мелела и судоходство по ней становилось невозможным. Но, как видно, и тут совершалась Божия воля о Сурском монастыре и невозможное сделалось возможным. Переночевав на пароходе, монахини отправились к архангельскому епископу Иоанникию, ...чтоб принять

От него благословенье
Ехать в Суру всем сестрам
На всегдашнее вселенье
В новой общине, и там
Совершить ей обновленье.

Владыка Иоанникий принял сестер радушно. “Наши сурские певицы пели в кельях у него”, – вспоминала об этой встрече м.Таисия, добавляя при этом, что “не мог он надивиться, что поют так хорошо”.

А начальницу особо
Он вниманьем почтил:
О делах, о Суре много
И подробно говорил.

Благословляя будущих сурских насельниц, Владыка признес пророческие слова о новом монастыре, которые сохранились для нас благодаря стихам Леушинской игумении:

Монастырь там славный будет,
Много пользы принесет.
Благодать на нем пребудет
И обитель процветет.

В наше время это предсказание Владыки Иоанникия приобретает особую важность. Ведь в послереволюционные годы Сурский монастырь был разорен. И поныне иноческая жизнь в нем пока не возобновлена. Но слова Владыки, сказанные почти столетие назад, вселяют в нас надежду, что он не только возродится, но и “славный будет, много пользы принесет”.

Совершив путешествие от Архангельска до Суры, м.Таисия занялась приготовлениями к встрече батюшки Иоанна, в которых участвовали и местные жители, горячо любившие своего святого земляка. Они украсили дома флагами и устелили пристань кумачом. А деревенские девушки сплели “полевых цветов веночки”, которыми, как гирляндами, убрали пристань. И это скромное убранство из венков и флагов было бесхитростным проявлением любви сурских крестьян к св.Иоанну, приезда которого, по словам м.Таисии, ожидали “так, как ждут Христова дня”.

Спустя две недели после прибытия в Суру игумении Таисии, посланная навстречу батюшке Иоанну инокиня вернулась с вестью, что тот едет. И вот в понедельник 18 июня, в 5 часов утра (в своих стихах м.Таисия указала даже точное время прибытия парохода), из-за мыса показался долгожданный “Святитель Николай”, на палубе которого собравшиеся суряне и сестры обители увидели батюшку Иоанна. Его встречали радостным звоном колоколов и пением монашеского хора –

Песнью стройною и громкой –
Словно ангелы поют.
Отголоски песни звонкой
Волны синие несут.

А св.Иоанн, стирая набежавшую на глаза слезу, благословлял народ, обращаясь к нему со словами привета... Сойдя с парохода, он сразу же отправился в Никольский храм. После молебна в нем посетил могилу отца, псаломщика Ильи Сергиева, а также домик, где родился и провел детские годы.

Замечательно, что жители Суры сберегли этот домик. Трогательное описание посещения св.Иоанном своего “колыбельного уголка” также дошло до нас благодаря стихам игумении Таисии. Вот как она рассказывает об этой встрече:

Домик древний, обветшалый,
Дом без крыши и крыльца,
Но прикрыт как бы футляром,
Чтоб не рухнул до конца...
Пред иконами в смиреньи
Он колена преклонил,
На скамью присев, он молвил –
“Здесь я мальчиком сидел”.
И, былое все припомнив,
Судьбы Божии воспел.

В домике сохранялись немногие уцелевшие вещи семьи Сергиевых – иконы, а также каменный жернов в деревянном ящике. Одна из двух комнат была превращена в часовню.

То, что переживал батюшка Иоанн, посещая свой старый домик, можно понять, прочитав в стихах м.Таисии. Она пишет, что для ночлега в Сурском монастыре батюшка выбрал именно ту келью, что выходила на его дом окнами. Видимо, летняя белая ночь в Суре была для него не только ночью молитвы, но и воспоминаний. Печальных и светлых.

Утром 19 июня Иоанн Кронштадтский отслужил Божественную Литургию в Никольском храме, а вечером – всенощную в новой церкви Сурского монастыря. На другое утро, 20 июня, произошло освящение монастырского храма в честь св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова и отслужена первая Литургия в нем. Служба была очень торжественной, вместе с о.Иоанном в ней принимали участие 8 священников и 6 диаконов. После Литургии св.Иоанн произнес в монастырском храме проповедь. В ней говорил он о милости Божией, благодаря которой теперь в Суре есть “святое место постоянных богоугодных подвигов, всякой христианской добродетели, которое может служить живым примером благочестия”. А еще – о том, каким должны быть те, кто решился уневеститься Христу, служить Ему в иноческом чине. Приведу несколько отрывков из этой проповеди, чтобы показать, насколько глубоко понимал Иоанн Кронштадтский смысл монашеской жизни:

“Первым вашим делом, сестры, должно быть богомыслие и молитва, вторым всегдашнее воздержание в пище и питии, чистота помыслов и чувств, телесный труд и беспрекословное послушание, обучение себя кротости и смирению... Вы, обрученные Святейшему Жениху-Христу девы, должны принести Ему как бы дорогое нетленное приданое – всегдашнее девство и чистоту душевную и телесную. Без чистоты душевной и телесной монахиня – не монахиня... Искупайте же грехи свои трудами духовными и телесными и достигайте спасения душ ваших со славою вечною. Будьте верны Господу и оправдайте делом свою верность”.

С трепетом в душе внимали его словам юные насельницы Сурского монастыря. Я не оговорилась, называя их, вслед за м.Таисей, “юными”. Это действительно было так. Один из паломников в Сурский монастырь оставил о них следующие интересные воспоминания: “Много я видел мужских и женских монастырей на Руси, но такого еще нигде не видел. Не монастырь, а институт какой-то. Что ни монахиня, то семнадцати-восемнадцатилетний ребенок”. Самой старшей из них, кроме настоятельницы, игумении Варвары, не было тридцати лет. После литургии св.Иоанн благословил каждую насельницу, одарил их иконами. Об этом также говорится в стихах м.Таисии:

Всех с любовию ласкает,
С каждой кротко говорит,
И, как мать, их утешает,
Образочками дарит.

Большинство инокинь приехали в Суру из Петербурга, Петергофа, Кронштадта, хотя были и северянки. Об их подвижнической жизни, пожалуй, лучше всех поведала в своем очерке “Пинега” А.Ильинская: “Не на легкую жизнь собрались сюда подвижницы. Ни садов, ни огородов, ни обработанных полей в Суре не было. Все сестры несли тяжелые послушания на монастырской лесопильне и кирпичном заводе. Плач ветра, стоны вьюги, но и созывающий к молитве колокольный благовест – вот судьба, которую с батюшкиного благословения избирали себе юные Христовы невесты”. Но несмотря на все лишения, число насельниц Сурского монастыря год от года увеличивалось. В 1903 г. их было уже 120. Нам сейчас остается лишь поражаться беззаветной преданности этих юных девушек своему Жениху-Христу, ради Которого они добровольно избрали путь злостраданий на земле. Позже, в годы гонений, им суждена была скорбная и славная доля мучениц. “Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе...” – эти слова могла бы повторить любая из них.

После освящения монастыря Иоанн Кронштадтский пробыл в Суре около суток. Игумения Таисия в своих стихах сообщает, что он уехал из родного села в полночь. Снова стоял на пристани народ, снова звонили колокола Никольской церкви и пели монахини-клирошанки. Но с печалью провожали своего гостя и земляка суряне, и пение инокинь прерывалось рыданиями. А батюшка Иоанн, стоя на палубе парохода, глядел на родное село и безмолвно молился. О чем? Для нас это останется тайной. Но м.Таисия завершает свой рассказ об освящении Сурского монастыря обетованием, которое дал св.Иоанн монахиням, расставаясь с ними:

Никогда вас не оставлю,
Сестры добрые мои,
Все вам нужное доставлю
Во все жизни вашей дни.
И молитвенник усердный
За вас к Богу я всегда;
Уповаю – Милосердный
Вас не презрит никогда.

И эти слова были утешением для тех, кто июньской ночью 1900 г. провожал Иоанна Кронштадтского на сурской пристани. И в наше время пусть они служат утешением для тех, кто ждет возрождения Сурского монастыря.

На этом кончается рассказ игуменьи Таисии об открытии Сурской обители. Кончается и наше повествование. О дальнейшем – о построении двух ее подворий – в Архангельске и в Санкт-Петербурге (где был погребен Иоанн Кронштадтский и где сейчас совершаются чудеса от его мощей), мы знаем уже из иных источников. Как и о разорении, постигшем Сурский монастырь и его подворье в Архангельске в послереволюционное лихолетье. Но мы верим, что он возгорится, как и другие обители нашего Севера. Ведь об этом молит Бога его святой основатель – праведный Иоанн Кронштадтский, как сам он в 1900 году обещал сурским инокиням:

“Никогда вас не оставлю,

Сестры добрые мои”...

Монахиня Евфимия.
г.Архангельск.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera