ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

«СЕРБЫ, У ВАС СВЯТОЙ ПАТРИАРХ»


15 ноября в Военно-медицинской академии в Белграде после приобщения Святых Христовых Таин мирно почил о Господе Предстоятель Сербской Православной Церкви Святейший Патриарх Павел. В стране был объявлен трёхдневный траур и три дня длилось прощание сербов с их духовным отцом в соборном храме Архангела Михаила. 19 ноября траурная процессия доставила гроб с телом почившего в собор Святого Саввы. Хотя это самый большой в Сербии храм, пришедший на отпевание народ в нём не помещался, и отпевание совершили на площади перед собором в присутствии тысяч людей.

По окончании отпевания местоблюститель Патриаршего престола митрополит Амфилохий обратился к народу. Он отметил, что над Святейшим Патриархом Павлом исполнились его собственные слова: «Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нём плакали, а он один радовался».

По завещанию тело покойного должны были похоронить в монастыре Раковица. Сотни тысяч людей наполнили улицы и сопровождали гроб до самого монастыря, который находится в семи километрах от Белграда. После литии над могилой митрополит Минский и Слуцкий Филарет огласил послание соболезнования, направленное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Не только в Сербии, но и во всём православном мире Блаженнейшего Павла, 44-го Предстоятеля Сербской Церкви, считали авторитетнейшим иерархом Церкви, стойким исповедником веры в ХХ веке.

Родился он 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас – в Хорватии. Мирское имя его было Гойко Стойчевич. Отец его был серб, а мать – хорватка, оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий Патриарх с детства был слаб здоровьем, потому его не привлекали к обычным деревенским работам, но отправили учиться.

В 1929 году Гойко окончил гимназию в Белграде, затем поступил в семинарию в Сараево, которую окончил к 1936 году. Вернувшись в столицу, он поступил сразу на медицинский и на богословский факультеты Белградского университета – первый он оставил после второго курса, а второй окончил как раз перед началом Второй мировой войны.

Во время войны по приглашению своего школьного друга будущий Патриарх поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре, затем преподавал Закон Божий детям беженцев. В это время он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулёз и предрекали, что осталось ему лишь три месяца жизни. Гойко перешёл в монастырь Вуян и здесь получил от Господа исцеление.

Уже после войны, в 1946 году, он принял монашество с именем Павел в Благовещенском монастыре и тогда же был рукоположён в диаконский сан. Затем служил и подвизался в обители Рача, где нёс различные монастырские послушания, а также преподавал в Призренской семинарии имени свв. Кирилла и Мефодия. После принятия иеромонашеского сана в 1954 году учился на богословском факультете в Афинах. В 1957 году иеромонах Павел был избран во епископа Рашко-Призренского – это епархия Косово и Метохии. Епископ Павел активно строил здесь новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Много путешествовал и служил во всех приходах своей епархии. Особенно заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык. Имея степень доктора богословия, он продолжал заниматься научными трудами – стал автором монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского, печатал статьи, которые позднее были изданы в трёхтомнике «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры».

Будучи епископом Косово, Павел постоянно сталкивался с бедствиями, доставшимися от прошлого. Во время Второй мировой войны, пытаясь одержать победу над косовскими албанцами в битве за власть, Тито пообещал им автономию и изменение положения края в их пользу после окончания войны. Во время войны албанские коллаборационисты изгнали из Косово более 100 000 сербов. Причём после 1945 года сербам не позволено было вернуться домой. С конца 50-х до начала 80-х годов край покинуло ещё 200 000 сербов, в основном не по своей воле. На покинутых землях поселилось 200 000 албанцев. Албанские «кадры» получили контроль над местными коммунистическими органами. В 1948 году албанское население составляло около половины населения Косово, к 1981 году – уже 78 процентов.

В 70-х годах православные священники подвергались в Косово ежедневным нападкам. Епископ Павел и сам становился жертвой насилия: один раз албанец напал на него, когда владыка шёл к почтовому отделению Призрена, другой раз епископа ударили по лицу на главной городской автобусной станции. Власти, разумеется, «не смогли» найти преступников, не говоря уже о том, чтобы предъявить им обвинения. Монастырское имущество было испорчено или конфисковано задолго до волны разрушений 1999 года, когда НАТО развязало руки Армии освобождения Косово. Был разрушен и крупнейший в Метохии храм в Дьяковице, чтобы освободить пространство для массивного монумента в честь «партизанского движения».

Павла избрали Патриархом в декабре 1990 года, накануне распада страны. Сам он не претендовал на этот пост, но его выбрали как компромиссную фигуру, так как ни один из двух лидеров голосования не смог собрать необходимого большинства голосов. Чем-то эта ситуация напоминает избрание Патриарха Тихона в России, когда по Божьей воле Церковь получила как раз такого Предстоятеля, который был нужен пастве. В течение последующих безрадостных лет Патриарх Павел не уставал повторять, что «никакими интересами – ни личными, ни государственными – нельзя оправдать бесчеловечность». Когда в бывшей Югославии лились реки крови, он призывал верующих молиться не только за своих союзников, но и за врагов, так как «они гораздо больше нуждаются в спасении». А беды шли одна за одной: распад страны, война с хорватами и боснийцами и натовская агрессия в середине 1990-х годов. Затем начались волнения в Косово и вторая агрессия НАТО против Сербии, произошло отделение Черногории, где при поддержке властей возникла и поддерживается раскольническая «Черногорская Церковь». Самой же больной раной было насильственное и противозаконное отторжение Косово, истребление косовских сербов. Во всех нелёгких событиях Патриарх поддерживал и утешал свою паству.

Люди искренне любили своего Патриарха, многие считали его современным святым. Он был единственным главой Церкви современной истории, которого ни один из патриархов других Церквей никогда ни в чём не упрекнул. «Сербы, у вас святой Патриарх», – говорили они.

За время Патриаршества Павла в Сербии открывались семинарии, был восстановлен в рамках Белградского университета богословский факультет, с 2002 года началось преподавание Закона Божия в светских школах. В 1992 году был уврачёван «американский раскол», возникший в среде сербов США во время коммунистической Югославии – своего рода некий аналог Русской Зарубежной Церкви. Велась большая работа по уврачеванию македонского раскола: после того как в 2002 году перешёл из раскола митрополит Велесский Иоанн и были рукоположены другие архиереи, возродилась Православная Охридская Архиепископия.

С 2007 года состояние здоровья Патриарха ухудшилось настолько, что он был вынужден проводить всё время в палате Военно-медицинской академии. Неоднократно Патриарх обращался к Архиерейскому Собору с просьбой об увольнении на покой по состоянию здоровья, но архиереи Сербской Церкви сочли лучшим не избирать нового Патриарха при жизни Его Святейшества Павла, считая его Предстоятелем Церкви.

Почивший Патриарх Павел оставил после себя большое письменное наследие. В том числе и написанные им молитвы. Вот одно из его молитвенных прошений, составленное им во время войны на территории бывшей Югославии и которое следовало вставлять на богослужении в сугубую ектенью. Эта молитва показывает, какое отношение Патриарх Павел имел к тем трагическим событиям и какое отношение взращивал среди своей паствы. В ней также содержится немалое назидание всем тем, кто терпит обиды и притеснения от врагов.

О милости Божией к нам, недостойным рабам Его, да сохранит всех нас от ненависти и злых дел, и да вселит в нас любовь самоотверженную, по которой все узнают, что мы ученики Христовы, народ Божий, как и святые предки наши, и да вовек знаем, как определить истину и справедливость Царства Небесного, Господу помолимся.

О всех тех, кто чинил неправду ближним своим, угнетал сирот или невинную кровь пролил, воздавая ненавистью за ненависть, да дарует им Бог покаяние, просветление ума и сердца и воссияние души светом любви ко врагам, Господу помолимся.

Господи, сколь много врагов, воюющих против нас и говорящих: нет им помощи ни от Бога, ни от людей. Господи, простри к нам руку Твою, да станем народом Твоим и по вере, и по делам. Если надлежит пострадать нам, пусть будет это на пути справедливости Твоей и истины Твоей – не допусти, чтобы то было по неправде нашей или по ненависти к кому-либо. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!

Ещё молимся Богу, Спасителю всех людей, и за врагов – да отвратит их человеколюбивый Господь от насилия над православным народом нашим; дабы не рушили наши святые храмы и могилы, не убивали детей, и народ не изгоняли, но да и они пусть обратятся на путь покаяния, правды и спасения. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга