МРЕЖА

БЕДНОСТЬ И СВЯЩЕНСТВО

Из воспоминаний м. Силуаны (в миру – Надежды Андреевны Соболевой):

«В 50-е гг. в Пюхтицком монастыре бедность была ужасная – прожить на монастырском питании было немыслимо. Ели картошку с грибной подливкой. Хлеба совсем не было. Почти всем что-то присылали – мне присылать было некому, но Божия Матерь хранила. Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнатку, поговорила с ним ласково, принесла поесть – всё той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – всё больше изумляется. «Я всегда хотел помогать храмам, но, когда видел, как живут московские священники, не хотелось давать. Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается, когда увидел, как вы живёте. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, чтобы, если буду в Москве, обязательно заехала к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил тогда с женой на 250 руб. в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите ему.

Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игумении. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и всё больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню. Открыл хозяин, тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повёл меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том «Добротолюбия», в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа... В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, 500 рублей, а оказалось, что пять тысяч рублей. Какая это была помощь для нас!

Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый (а это был академик Королёв) – сидим в моей келье и пьём чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря вам нашёл настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором вы говорили. Я ему сразу по приезде в Москву послал 1000 рублей и пригласил приехать ко мне. Он приехал, так благодарил, говорил, что был в отчаянии, так голодали с женой – хотел даже бросить приход. Потом всегда, когда приезжал в Москву, останавливался у нас и жил».

* * *

Есть мнение, что батюшке не к лицу иметь хорошую машину, технику... Ведь кормят-то его прихожане, значит, и «шикует» он на их деньги. С чем связано такое представление о «бедном священнике» в народе?

Отвечает прот. Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

– Еду я в набитом автобусе, в потёртом подряснике, с крестом на груди, портфель тяжёлый, и никто мне место не уступит, хотя видят же, что я в годах и батюшка. А в окошко я вижу иностранный автомобиль и в нём молодого священника с коротко подстриженной бородкой. И мне обидно и за наше молодое духовенство, и за нашу молодёжь, которая ни старых не уважает, ни стыда и совести не имеет, разъезжая среди нищего народа на иномарках. А обидно мне потому, что я завидую богатым, потому что сам хотел бы ездить на иномарке, только мне её, во-первых, никто не дарит, а во-вторых, я боюсь людских пересудов. И такое моё духовное устроение очень плохо. А если бы я ехал в автобусе, или на новом «Мерседесе», или на осле, или пешком шёл, молясь Богу в сердце, это было бы очень хорошо. Перед Богом всё равно, во что мы одеты, как причёсаны, на чём едем и сколько у нас денег в банке. Но у священника есть ещё и пастырский долг. Мне всё равно, я не привязан к земным благам. Но меня окружают немощные люди, они верующие, добрые, но немощные. Есть в них и жертвенность, и зависть, и любовь, и ненависть, и желание добра, и подчинённость злу. Всё как у меня. И судя по себе, я думаю, что им тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются – они не правы. Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Поэтому если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. А ещё хочу сказать, что не спасут нас ни роскошь без милосердия, ни нищета без смирения, поэтому простим друг другу.

По материалам сайтов «Дорога к храму» и «Нескучный сад»



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга