ДЕРЖАВА

СВЯЩЕННИКИ ПОЕХАЛИ В ВОЙСКА

В начале февраля, накануне Дня защитника Отечества, на Архиерейском совещании в Москве Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что Русская Православная Церковь в ближайшее время выделит для служения в Вооружённых силах РФ на штатной основе около 400 священнослужителей. Именно «на штатной основе» – то есть служение священников будет оплачиваться армией, они станут неотъемлемой частью Вооружённых сил. Ещё год назад такое трудно было представить...

О возрождении института полковых священников у нас говорят уже давно. И только в июле прошлого года дело сдвинулось, когда Президент России Дмитрий Медведев официально поддержал давнюю инициативу руководителей традиционных религий страны. «При введении должностей воинских и флотских священнослужителей в частях, я думаю, мы должны руководствоваться реальными соображениями, реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений, – сказал тогда Президент. – Можно было бы подумать, как вариант, о том, что, если более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, священнослужитель данной конфессии может быть включён в штат соответствующего соединения».

Минобороны РФ тут же представило статистические выкладки, по которым национальный состав призывников 2009 года выглядел следующим образом: русские (славяне) – 79,8% от общей численности, татары – 3,3%, дагестанцы – 0,3%, башкиры – 0,2%, буряты – 0,2%, по 0,1% – представители Чувашии, Мордовии и иных народностей. При этом 63% военнослужащих считают себя верующими, из них 80% исповедуют православие, 13% – мусульманство, 3% – буддизм, 1% – иудаизм и другие религии. Это данные Минобороны. По другим социологическим подсчётам, верующими считают себя более 70 процентов военнослужащих, в остальном же – в соотношении конфессиональных принадлежностей – цифры совпадают. Впрочем, будь то 63 или 70 процентов – в любом случае это намного выше «заявленных» 10 процентов.

Уже в октябре прошлого года при штабе Северо-Кавказского военного округа начал действовать отдел военного духовенства. В декабре в округ направили 13 первых «штатных» священников, ещё 30 должны были послать в войска архиереи южных епархий. Как пояснил председатель Синодального отдела по взаимодействию с ВС протоиерей Дмитрий Смирнов, поскольку соответствующего закона пока нет, институт военных священников будет работать в экспериментальном режиме. Готовить их предполагается из офицеров, которые достаточно воцерковлены, имеют желание принять священнический сан и отправиться к месту своей новой службы. Кроме того, в ряды военного духовенства войдут священники, прошедшие армию, а также молодые ребята, для которых, как предполагает о. Дмитрий, на базе Рязанского сержантского училища будет создан факультет для духовенства. На нём будут учиться и мусульмане, и православные – представители основных традиционных религий.

Отец Дмитрий также сообщил, что в Министерстве обороны будет создано управление, курирующее военное духовенство, его главой станет православный священник, как представитель главенствующей в стране религии. Следующий уровень управления – Координационный совет – будет состоять из представителей всех традиционных религий.

Российские полковые священники, в отличие от капелланов некоторых зарубежных армий, не будут иметь воинских званий. Это вполне согласуется с русскими, православными традициями – священник есть священник, даже в армии он не должен носить погоны и брать в руки оружие. По словам начальника отдела патриотического воспитания Главного управления воспитательной работы ВС полковника Игоря Сергиенко, священники будут приниматься в армию в качестве гражданского персонала с соответствующим окладом и назначаться на должности «помощника командира воинской части по работе с верующими» – так «по-уставному» это будет называться. Соответствующая директива подписана начальником Генштаба 1 декабря 2009 года. По ней священнослужители будут непосредственно подчиняться командирам части, работать в соответствии с распорядком дня воинской части и окормлять верующих только во внеслужебное время.

Также полковник Сергиенко, выступая на заседании Общественной палаты РФ, пояснил следующее. Если священник на постоянной основе будет работать в военном городке, то обряды крещения или венчания он сможет проводить в ближайших действующих храмах (сейчас в российских военных городках открыто 420 церквей). Если же часть находится на учениях или за границей в полевых условиях, скажем во время вооружённого конфликта, для священнослужителя, как правило, будет установлена отдельная палатка. Сколько будут получать военные священники, полковник не уточнил. Но, по некоторым сведениям, в среднем – 25 тысяч рублей, за рубежом, в частности на военных базах в Закавказье, – до 40 тысяч.

Надо сказать, не все были в восторге от этого проекта Минобороны. Так епископ, управляющий делами РОСХВЕ (пятидесятники), член экспертного совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Константин Бендас высказал мнение, что священники в армии должны как минимум иметь звание офицера и даже возможность повышения по службе. Точка его зрения понятна: у пятидесятников роль священников выполняют обычные проповедники, которые не претендуют на большее, чем на психическую поддержку солдат, а потому могут надеть и погоны. Не всё удовлетворило и православных. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с ВС протоиерей Михаил Васильев отметил, что только за последние 20 лет были убиты четыре священника, находившиеся в составе воевавших армейских частей, а 20 из них были ранены и контужены. Но ни сами пострадавшие, ни их вдовы из-за отсутствия специального статуса не получают даже пенсий. Поправки в законодательство должны наделить военных капелланов не только зарплатой, но и социальными гарантиями. В том числе и страховкой. Так считают не только в РПЦ, но и в других традиционных конфессиях.

Между тем в начале февраля министр обороны РФ утвердил «Положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооружённых силах РФ». Этот документ разработан ГУВРом совместно с Синодальным отделом Московского Патриархата. Плох он или хорош, но на его основании, как сообщил Святейший Патриарх Кирилл, уже в ближайшее время в войска должны выехать 400 священников. «Учитывая неравномерную численность духовенства в епархиях и их концентрированность в европейской части России, кому-то из священнослужителей потребуется переехать к новым местам служения», – сказал Патриарх.

Надо сказать, священники поедут не на пустое место – за последние годы уже накоплен опыт духовного окормления военнослужащих. Много лет наша Церковь изучала и опыт служения капелланов в других странах, где традиции военного священства не прерывались. Так, в конце прошлого года в Санкт-Петербурге вашим корреспондентам довелось пообщаться с одним из старейших капелланов Великобритании Джоном Саммерсом, которого теперь часто приглашают в Северную столицу России. Эту беседу мы предлагаем вашему вниманию.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга