ЖИВОЕ СЛОВО


СОГРЕТЬ ДИТЯ

В стране сегодня очень много детей-сирот, которые нуждаются в обретении семьи. Но далеко не всегда люди, решившие стать их новыми родителями, справляются с этой ношей. В каких случаях подвиг усыновления спасителен, а при каких обстоятельствах от него следует воздержаться?

Протоиерей Алексий Сухих (Вятская епархия, г. Вятские Поляны):

– Принимая сироту, мы принимаем Христа. Но перед тем как вкусить Святые Дары, человек совершает молитвенный подвиг, проходит через покаяние, иначе причастие будет ему в суд и осуждение. Не всякий способен стать родителем. Отсюда малое число усыновлений и множество отказов от детей. Сегодня беспризорников больше, чем было в 20-е годы прошлого века, потому что браки заключаются без благословения Господа. А всё, что сотворяется не по благословению Божию, не имеет в себе силы жизни.

Другая причина, по которой множится число сирот: государство от нас, людей, отказалось. Недавно пришла к нам в храм с завода «Молот» многодетная мать – не просит денег, ничего не просит, только говорит: «Дайте что-нибудь поесть, неделю хлеба не видали». Смотришь ей в глаза – и дрожь берёт. Вот и дожили мы до XXI века. Если что-то с этой женщиной случится, сколько новых сирот появится? А ведь случается по всей стране. «Молот» – градообразующее предприятие в Вятских Полянах. Прежде производил ракеты, стрелковое оружие, мотороллеры «Вятка» и «Стриж», котлы для отопления. А в последние годы окончательно перестал сводить концы с концами. Чтобы новое производство освоить, нужны деньги – а где их взять? Задержки зарплаты такие, что люди голодают, падают в обморок. Доходило до того, что вся область и другие регионы нам еду и одежду присылали. Усыновление – это подвиг, а у нас не до подвигов. Подвиг, что люди выживают в такой ситуации. Наш храм до сорока человек кормит три раза в день. От властей не получаем ни копейки. Делаем это силами прихода. Подвиг, что люди не отдали своих чад в детские дома, не пополнили число сирот. Сейчас вот сколько-то денег выдали нашим вятско-полянским рабочим – зарплату, но надолго не хватит. А ждать следующей получки в этом году или не ждать – никто не знает. Некому усыновлять.

Мужики не выдерживают, спиваются, в городе предприятия позакрывались, в селе ситуация близка к неисправимой. Ездил тут на Крупинские чтения, побывал в деревнях. Одни отчаялись, другие поняли, что надеяться не на кого, пытаются что-то сделать – но это даже не дореволюционный уровень, а первобытный. Не только тракторов – лошадей нет, на себе пашут. Дорог нет, инфраструктура разрушается. Губернатор заявляет, что деревни нам не нужны, предлагает оттуда переезжать. А на что переезжать и куда, не говорит.

Отсюда сироты. Чтобы их воспитать – в семье ли, в детских домах, – любовь нужна. На беду нашу, не видно её у государственных мужей, без любви они нами правят. Нужные законы не принимают, зато вредные продолжают появляться. Сколько законов во вред! Закрывают школы в малых селениях, детей забирают в интернаты, и они там сиротами растут при живых любящих родителях. Их государство пытается воспитывать, но пока не будет в нём корня веры, любви, оно будет воспроизводить себе подобных – безжалостных, безответственных людей. А ещё ювенальную юстицию придумали, чтобы развалить семью, забрать для воспитания ребят в те же детские дома. Вместо того чтобы думать, как сократить число сирот, решают, как его пополнить.

Должно ли усыновлять? Никто никому не должен. Это может быть лишь порывом души, готовностью к жертвенному служению. Не всем даётся понести. Сейчас, в двадцать первом веке, решать подобные вопросы (когда общество довели до того, что родителям не нужны дети) – это позор. Нет работы у людей, а в школах готовятся к тому, чтобы несколько основных предметов оставить бесплатными, остальные сделав платными. То, что происходит, – это геноцид русского народа. Сознательный или по небрежению, не скажу, не знаю, но это так. Идёт планомерное уничтожение семьи, а значит, России. Вместо того чтобы улучшать нашу жизнь, её ухудшают. И если завтра ничего не изменится, то очень скоро менять что-либо будет поздно. Когда русский человек пойдёт войной, он не будет разбирать, кто правый, кто виноватый, начнёт крушить всё и вся, а это кровь, грех, но ведь к этому сейчас народ толкают.

С войны шестьдесят лет прошло, а война всё не кончается. Сколько через аборты погубляется, а ведь каждая невинно убиенная душа к Богу вопиет об отмщении. Страшно рожать, страшно жить, а вера в Бога, молитва слабы. А ведь делать что-то надо, безвыходных-то положений не бывает. Ну а как!? Вот так, наверное...

Протоиерей Михаил Левковец (г. Сыктывкар):

– Трудно воспитывать даже собственных детей, родных тебе по крови. Есть такая поговорка у меня на родине, в Белоруссии: «Детей годовать – век коротать». То есть растить чад – век свой сокращать, жертвовать собой. Но вот человек принимает решение – воспитать приёмное дитя. Это ещё большая жертва, требует большей способности к любви, самоотверженности. Есть ли эти качества у тех людей, которые решились на усыновление? Далеко не у всех. Но когда доверяют воспитывать ребёнка, смотрят в первую очередь на материальное положение, а не на то, что это за человек. Не интересуются, понимает ли он, что дитя человеческое – не игрушка, не собачка, которая всю жизнь будет на тебя смотреть благодарными глазами, что воспитать его не просто труд, а трата нервов, физического здоровья.

Знаю, в Москве есть группы, где готовят людей, желающих взять сирот на воспитание. Им подробно объясняют, с какими трудностями придётся столкнуться. В результате половина выпускников этих групп понимает, что в не силах справиться с такой ответственностью. И это правильный подход. Христианину, с одной стороны, легче – Церковь учит его любви, пониманию, что материальная сторона не главное, с другой – труднее. Если ты православный и не справился с воспитанием, какой соблазн ребёнку! Ты же веру в нём погубишь. Как правило, взялся за какое-то новое дело, не справился – и ничего страшного, может, в другой раз получится. Но с ребёнком не так, это живая душа, если не справишься – это настоящая беда, трагедия.

Усыновление – подвиг, причём сугубый подвиг, который не всем по плечу. Я бы, наверное, не смог его совершить, здесь нужно особое устроение души. Иные решаются вроде бы из чистых побуждений, но сил не соразмеряют, и выходит у них не очень хорошо. Ребёнок так и не получает любви, усыновившие его люди остаются без удовлетворения своим поступком.

Что же делать нам с сиротами, как им помочь? Вопрос острый, больной, я часто над ним думаю. Надо что-то менять, а как – не знаю. Благородство, христианское отношение к жизни совершенно истощились, вперёд вышло потребительское отношение. Таков результат безбожия. Триста метров отделяет наш храм от детского дома. А как трудно помочь. Конечно, крестим безвозмездно, дарим иконочки, но этого мало, детей с малолетства каждодневно нужно приучать к вере. Тогда не придётся тратить громадные деньги на то, чтобы содержать воспитанников детских домов в тюрьмах, колониях, тащить их на себе, пока не умрут.

Деньгами не поможешь, а их много вкладывается в сирот. Только ребёнку не деньги нужны, а любовь. Вот у нас в городе директор 3-го детского дома Зоя Алексеевна Вахнина – христианка. Она и коллектив настраивает соответствующим образом, поэтому там есть любовь, есть молитва. Но много ли государство обращает внимание на личность директора? Какие качества он должен иметь, чтобы получить назначение? По-настоящему осмысленной позиции здесь не существует. Нет её по детям вообще.

Настоящих, круглых сирот в стране – пять-десять процентов, остальные социальные. То есть один или оба их родителя живы, но не смогли приспособиться к жизни. Никакими усыновлениями этой брошенности не преодолеть – негативное отношение к жизни, обида уже посеяны, а значит, жди новых сирот. Хотелось бы ответить, что делать, но что – не знаю. Человека нужно воспитывать, чтобы сирот не было.

Протоиерей Евгений Соколов (руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии):

– Взять ребёнка на воспитание – это крестоношение. И если человек берёт крест не по силам – это грех гордыни. Вместо совершенствования души тогда получается всё наоборот – человек себя губит и ребёнка. Прежде чем брать на себя подвиг усыновления, задай себе вопрос – умеешь ли ты любить? По причине умножения беззаконий способности к любви всё меньше, и это трагедия великая. Вместо любви прививают светские привычки, учат правилам поведения, интеллектуально развивают, но всё это останется здесь – на земле, да и на земле не сделает ни одного человека счастливее. Научение любви – главная наука, которую мы можем передать детям, но именно она сегодня в небрежении. Вот беда наша главная.

Недавно у школьников-семиклассников спросил: какими чертами должен обладать ваш сверстник, чтобы с ним было приятно иметь дело? На Западе уже давно на этот вопрос отвечают – он должен быть умным, воспитанным. У нас: добрым, честным, чутким, надёжным, терпеливым. Я остался доволен этими ответами, порадовался за ребят, а потом спросил: «На каких уроках, каким образом вам эти качества в школе прививают?» Ответ был один: «Не знаю».

Когда неверующий, нелюбящий берётся воспитывать, это как если чумного пускать к здоровым. Но если можешь усыновить ребёнка, если по силам – это огромное духовное свершение. Во время Великой Отечественной войны сирот было мало, русские женщины своей измученной душой согревали всех – своих и чужих детей. Это благодатное, отверзающее двери Царствия Небесного деяние – согреть дитя, помочь одинокой, страдающей душе ребёнка.

От ведущего рубрики:

Обращаюсь с просьбой к нашим читателям – присылать, передавать по телефону волнующие вас темы для рубрики «Живое слово». Священнослужителям будем благодарны, если они не просто зададут вопрос, но и попытаются на него ответить, поделятся размышлениями и опытом.

В. ГРИГОРЯН

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга