КОЛОКОЛЬЧИК


«НЕ ПОДНИМИ РУКУ НА БРАТА...»

18 сентября – память святого князя Глеба

Июльским днём 1015 года все колокола стольного града Киева понесли миру горькую весть: умер князь Владимир Красно Солнышко, креститель Руси.

Кто же теперь сядет на престол? Старший из сыновей Владимира – Святополк – знал, что отец хотел бы видеть на великокняжеском престоле не его, Святополка, а Бориса – своего младшего сына. И задумал страшное дело – избавиться от Бориса, чтобы самому княжить в Киеве. Святополк подослал к брату убийц. Но мало ему оказалось пролить кровь Бориса – решил он расправиться и со вторым своим младшим братом, Глебом.

Скромный юноша, Глеб мирно жил в своём Муромском княжестве. Никогда не мечтал он о великокняжеской власти, да и той, какую имел, тяготился. Любил молиться и читать святые книги, жить в одиночестве в лесу. Здесь-то и нашёл его гонец с грамотой Святополка.

«Брате, наш возлюбленный отец тяжко болен. Приезжай скорее в Киев, чтобы успеть проститься с ним», – писал старший брат, и это была ложь – ведь отца уже месяц как не было на свете.

Глеб с небольшой дружиной быстро собрался и отправился в Киев. Но по дороге Глебу передали грамоту от Ярослава, старшего брата, который княжил в Новгороде. «Не ходи в Киев, дорогой брат! – писал ему Ярослав, – отец наш давно умер. А брат твой Борис убит Святополком».

Это известие ужаснуло Глеба. Что же теперь делать? Дальше идти страшно – его ожидает смерть. Однако Святополк – старший брат, теперь он всем им заменяет отца. А долг сына – быть послушным отцу. Глеб перекрестился, снял меч, висевший на поясе, и приказал плыть в Киев.

Было начало осени. На берегах в воду роняли листву золотистые березы, в небесной выси далеко слышались трубные крики отлетающих на юг журавлей. И не хотелось верить в дурное. «Да и зачем брату убивать меня? – простодушно думал Глеб, стоя в ладье. – Он всегда был добр ко мне, даже как-то привёз мне игрушку – коня с золотой гривой...» Но, вспомнив убиенного брата Бориса, Глеб заливался слезами, и душа его скорбела и тосковала.

Внезапно из-за мыса показался большой струг. На палубе его стояли люди в одеждах княжеских дружинников. Гребцы слаженно работали вёслами, и струг стрелой летел по реке. Глеб, любуясь судном, и подумать не мог, что по водной глади к нему приближается его гибель.

Струг поравнялся с ладьёй Глеба, толкнулся о неё бортом, и на палубу мигом спрыгнули шестеро человек с мечами. И Глеб понял, зачем они здесь...

Сделав чёрное дело, мёртвое тело святого угодника снесли на берег и бросили без погребения в кусты, даже ничем не покрыв.

Смерть Бориса и Глеба ужаснула русских людей. К Ярославу, их брату, отовсюду стекались люди, призывавшие покарать нечестивца, который осквернил Русскую землю грехом братоубийства. Горько было Ярославу возвысить меч на брата, но страшное преступление требовало возмездия. К тому же Ярославу стало известно, что Святополк и ему готовит участь Бориса и Глеба.

И вот рати Ярослава и Святополка сошлись на реке Альте. Сеча была упорной и жестокой, только к вечеру Господь даровал победу войску Ярослава. Дружина Святополка была разбита. А сам он трусливо скрылся бегством. Долго скитался по разным землям и нигде не мог найти пристанища, люди сторонились и презирали его. Так и сгинул на чужбине и закопан был в землю без отпевания. В истории он остался как Святополк Окаянный.

А Ярослава прозвали Мудрым. Более тридцати лет княжил Ярослав в Киеве, враги дрожали от его имени. Много построил он Божиих храмов, основал городов, и до сих пор на волжских берегах красуется город Ярославль, носящий имя князя.

И первое, что решил сделать Ярослав Мудрый, – это отыскать убитого брата. Казалось, это не случится никогда. Больше трёх лет прошло уже после его гибели, может, даже косточки звери дикие растащили. Но однажды купцы, которые всюду ездят и многое видят, рассказали князю об одном пустынном месте. Будто свет там является – то в виде огненного столпа, то в виде множества мерцающих свечей. Пятерых священников и нескольких воинов послал туда Ярослав. А вдруг Глеб там?

Трудно было пробираться сквозь чащу, дорогу приходилось прорубать топорами. Вдруг один из священников воскликнул: «Смотрите!» Над деревьями сиял огненный столп, указывая дорогу, – и вкоре люди нашли, что искали. Как дивно Господь прославил Своего угодника! На середине поляны лежало тело святого князя Глеба. Никто и ничто не причинило ему ни малейшего вреда. Оно осталось светлым и красивым – юноша как будто спал. В слезах облобызав святые останки, священники положили Глеба во гроб, подняли на плечи и вынесли из леса. Пока шли до Киева, со всех сторон к печальному шествию сходился народ. Князь Ярослав с боярами выехал навстречу процессии и сам подставил плечо под край дорогого гроба. Глеба похоронили рядом с братом Борисом, в Вышгороде, что под Киевом. На месте погребения честных останков святых князей сразу же начались чудеса исцелений.

Борис и Глеб стали первыми святыми Русской Церкви. Они положили начало чину страстотерпцев, до них не известному в Православной Церкви. Подобно Христу, зная о неминуемой смерти, они не бежали от неё, а вольно шли на смертные страдания.

Борис и Глеб не одержали ратных подвигов на полях сражений, но они возглавляют собор Небесных сил, обороняющих землю Русскую от врагов.

По книге Р. Балакшина «Житие святых для детей»

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга