ДОБРОСЛОВ

О ЕДИНОЙ РОССИИ И СТРАХЕ БОЖЬЕМ

Кто жил в советское время, помнит, каким было тогда единение народа. Мы старались жить согласно моральному кодексу строителя коммунизма и мало чем отличались друг от друга. Достаток начальника и подчинённого был практически одинаковым. На единение работали и партия с парткомами, и профсоюзы с профкомами, и товарищеские суды, и женсоветы, и прочие общественные организации. Все средства массовой информации, даже культура и искусство, призывали: «Один за всех, все за одного!» Большинство соглашалось с формулировкой, что в СССР сложилась общность – советский народ. И всё бы хорошо, но когда в сердцевине дела нет места Богу, оно быстро изнашивается.

И остались мы без дела, а веры так и не обрели. В современной России народ живёт, будто и не народ он вовсе, а люди, случайно собранные вместе. На дороге стоит под дождём человек. У него нет денег, чтобы купить билет на автобус, а мимо едет кто-то в роскошном джипе с холодильником, кофеваркой и музыкальным центром. Одни не знают, куда бы им ещё вложить деньги, другие – где взять денег на то, чтобы поесть, заплатить за квартиру. В одном населённом пункте есть реальность администрации, реальность криминала, а рядом, в недогоревшем сарае, – сборище пьяниц. Но есть ещё и реальность, где вокруг батюшки в убогом храме собралось малое Христово стадо. И что самое плохое, эти миры не сближаются, а расходятся всё дальше. Люди не понимают друг друга и не желают понять.

Государство, где всё это происходит, слабеет, но не знает, как людей сплотить. Придумывает одни партии, которые должны всех объединить, подавляет другие, чтобы не мешали, а результат выходит обратный задуманному. Новые трещины начинают змеиться, разрушая общество.

Как трудно собирать людей! И как огорчает каждая новая неудача. Позвонил мне как-то знакомый предприниматель (назовём его Никитой), сказал, что семья уехала на отдых, но ему за неё как-то очень тревожно. Приглашаю: приезжай, помолимся, попросим Бога о благополучном отдыхе и возвращении твоих родных. Приехал, отслужили молебен. Душа у предпринимателя успокоилась, и мы сели побеседовать. У него, Никиты, хорошее дело, он радеет о коллективе, который возглавляет, нацелен на добро и доброделание. Примерно два раза в год заходит в православный храм. Но поскольку этого очень мало, чтобы появилось духовное зрение и сложился духовный опыт, Никита охотно впитывает духовность ложную. Не стану перечислять книги, которые он читает, – в книжных магазинах они стоят на полках с надписью «Религия» или «Здоровье», хотя авторы их ни к какой определённой религии не принадлежат, а своего здоровья я бы им не доверил.

И вот говорим, но чувствую: упёрлись в стену. Тут мне понадобилось отлучиться, и я предложил Никите, пока меня не будет, прочесть моё недавнее выступление в «Вере»: «Когда русские – русские». Возвращаюсь – вижу, он не в духе. Неохотно отвечает, что в целом согласен с текстом, но уж очень агрессивно написано. Признаю, что хоть эмоции лишние есть, но есть тревога за своё Отечество, свой народ, а вот агрессии нет. Никита возражает. Много чего сказали, но разошлись ещё больше. Знакомый мой хочет в любой ситуации остаться «добреньким», и убедить его в том, что малодушие – это ещё не добро, у меня не получается.

Это был день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда я на праздничной иконе увидел отсечённую главу, лежащую на блюде, захватила мысль, что ведь для многих, а может и для большинства людей, воспитанных на «правах человека», Иоанн Креститель тоже агрессор. Хотя и сказал Христос, что Иоанн выше всех, рождённых жёнами, но Предтеча ведь не говорил людям приятное – он обличал, призывал к покаянию и народ, и Ирода с его блудницей и с плясовицей. За то и был убит. То есть, согласно логике Никиты, за дело. А начитался бы «Звенящих кедров» – глядишь, живым бы остался.

Как принять эту позицию? Никак! Верующее сердце согласится с тем, что Бог – Любовь. Но добреньким Христос не был. Он был добр настолько, что Его за это убили. А кто поднимет руку на добренького? Он ведь все строгие слова Христа аккуратно забыл, оставил только те, что любому понравятся. Ему кажется, что таким образом он всех объединит. Вокруг кого? Вокруг себя, ведь у Христа не было лишних слов. И если тебе не по душе: «Не мир пришёл Я принести, но меч», это значит, ты всего Господа отвергаешь.

Но как же преодолеть нам раздоры? Мы, христиане, объединены кровным родством через святое Таинство Причастия, являемся одним телом и одной плотью, пусть и различны. И хотя в разных реальностях живут мирянин, монах, игумен, епископ, Патриарх, мы всё равно едины, просто служение у нас различное. Помню, убирались мы в алтаре, мыли полы и стены: 78-летний дедушка, предприниматель, бухгалтер, сварщик, детдомовец-сирота. Мы все разные – по возрасту, по достатку, по статусу, по жизненному опыту, – но как нам хорошо было вместе. Бывает, по немощи рассердимся (врагу рода человеческого ненавистно наше единство), но где не хватит нам любви друг к другу, там страх Божий напомнит о главной цели нашей жизни – спасении души. Страшно не спастись. Не тем страхом мы спасаемся, который нестрашный, а тем, когда геенна дышит нам в лицо.

Страх, трепет перед Богом – это наш спасительный духовный иммунитет. Премудрый Соломон потерял страх Божий, и премудрость не оберегла его. Бог страхом Божиим соберёт народ воедино, и тогда тот, который на джипе, подвезёт идущего пешком. Бизнесмены и высокие власти подумают и позаботятся о малоимущем народе. Банкиры побоятся устанавливать капканы заёмщикам, а СМИ – лгать, сеять раздоры, развращать молодёжь. Что мешает гражданам России приобрести этот трепет? «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас», – говорит псалмопевец Давид. Не идут.

Звоню Никите, говорю: «Знаешь, чего нам не хватает? Страха Божия». Это всё, что я успел сказать. Достал я добренького Никиту. Его возмущённый монолог продолжался минут двадцать. «Хватит, – говорил Никита, – набоялись! Боялись всего: Сталина боялись, партию, Америку, китайцев, голода и прочего. Страх – это плохо, это ужасно. Он деморализует личность. Глушит творчество, глумится над достоинством человеческим»... Так и не дал мне высказаться. И ведь всё это правда, но за одним обстоятельством. Трепет перед Богом делает человека бесстрашным, избавляя от остальных страхов, а вслед за трепетом рождается любовь, как вслед за покаянием наступает время Причастия.

Русь Святая, храни веру православную!

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга