ПАЛОМНИЧЕСТВО


ТИХАЯ РАДОСТЬ СЕВЕРНЫХ ОБИТЕЛЕЙ

Белоснежные стены – и два цвета: благородный серый и небесно-голубой. И медленно розовеющее небо над храмами. Тишина северных обителей... Господи, помоги мне сохранить её в своём сердце! И в минуты душевных бурь, сумятиц и треволнений дай мне вспомнить неяркую красоту северной природы и благословенную тишину всех помыслов и чувств. Дай вернуться духом туда, где прозрачно-чист осенний воздух и даль открывается озёрами и хрустальными ледяными ключами, чудесными источниками, окунувшись в которые, чувствуешь чистоту и свежесть. Как будто нет за спиной горечи скорбей, потерь и расставаний. А жизнь – вот она – вся ещё впереди! И она полна радости и света, неяркого света и тихой радости. Той самой, которая переполняет твою душу в этих северных обителях. Ты увидишь их один раз – и прикипишь душой навек.

«Иди, куда поведут, смотри, что покажут»

По благословлению духовного наставника, игумена Оптиной пустыни, я еду в паломническую поездку по северным монастырям. Были у меня планы насчёт маршрута, но с появлением рядом со мной Михаила и Татьяны с этими планами я попрощалась. И вспомнила слова преподобного Амвросия Оптинского о том, как нужно стараться жить: «Иди, куда поведут, и смотри, что покажут». Воля Божия о нас действует через обстоятельства и окружающих людей. А нам нужно только быть чуткими и стараться не помешать действию этого Божия промысла о нас.

Михаил когда-то жил на послушании в Оптиной. Сейчас он алтарничает в одном из храмов Петербурга. Рассказывает, что ещё в монастыре духовные наставники назвали ему место, где будет он жить и трудиться в будущем. Сказали мягко: «Посмотри, брат Михаил, нет ли твоего места в …» И назвали как раз то место, где сейчас и подвизается Миша. Михаил был очень рад звонку моего духовного наставника и его просьбе показать мне северные святыни. Он несколько раз радостно повторяет: «Ну, держись, сестра, я тебе все наши главные монастыри покажу! Я теперь не просто тебя на машине катаю, я на послушании у самого отца Н.!»

Нужно сказать, что послушание своё Миша исполнял очень усердно и к концу недели мы побывали и помолились во многих монастырях Санкт-Петербургской епархии. Милость Божия даровала в этом путешествии спутницу, ставшую мне сестрой духовной – Татьяну Баскакову, которую Михаил также пригласил в эту поездку по монастырям. Имя её известно в Петербурге: Таня пишет музыку и стихи на православные темы и сама исполняет свои песни. Слушать её – большое утешение. Таня рассказала мне свою историю: как пришла она к Богу, как песни начала писать. История её, без преувеличения, могла бы стать сюжетом захватывающего романа. Но это – позднее. А пока – наша первая остановка.

Славный город Тихвин


У стен Тихвинского Успенского монастыря

Тихвин – город древний, впервые упоминание о Тихвинском погосте датируется аж 1383 годом. Затем – посад, позднее – город. Наши предки знали, что возводить в первую очередь – это была деревянная церковь Успения. Позднее, после пожара, она превратилась в каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

Под защитой Божией Матери храбрые тихвинцы защищали родную землю. В начале XVII века выдержали осаду и многочисленные атаки шведов, а затем разгромили шведское войско. С победы тихвинцев началось освобождение новгородской земли, оккупированной шведскими и польскими отрядами.

А спустя три столетия именно Тихвин стал первым городом, освобождённым от фашистов. Тихвинский храм Иова Многострадального весь испещрён пулями. Рядом с храмом – кладбище и памятник. Слова, высеченные на камне, безыскусны, но они заставили сердце вздрогнуть от боли: «Родина, мы любили тебя».

С трепетом мы входим в монастырские врата. Простор и тишина. Синие купола и белоснежные стены. И ещё – какой же это цвет? багряный? пурпурный? Что он напоминает? Может быть, это: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1, 18).

Братия немногочисленна, но видно, как радеют они о монастыре, как приветливо встречают паломников. Мне подарили здесь большую просфору из алтаря. Сначала вздохнули, что нет маленьких, а узнав, что я прошу просфору для духовного наставника, в Оптину, вынесли из алтаря большую, служебную.

Стены внутри главного храма обители реставрируются, в храме тишина, и тишина эта какая-то особая, прямо-таки звенящая. Каждый из нас чувствует благодать Божию по-своему. Мне показалось, что в этом храме благодать осязаемая и исходит она волнами от иконы. И вот я рядом с ней – чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери, будто купаюсь в тёплых лучах благодати. Время замерло, встало. Хочется стоять у иконы и никуда не уходить. Остаться рядом с ней как можно дольше.

Чудесный образ этот по воле Царицы Небесной сам выбрал место пребывания. В 1383 году из Константинополя, за 70 лет до его падения, «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Икона явилась рыбакам на Ладоге, рядом со Старой Ладогой, древней столицей Руси. Произошло это как раз после победы благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Константинопольский патриарх выслушал свидетельства новгородских купцов о чудотворном образе, их описания иконы и подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». Тихвинский Богородичный Успенский монастырь стал с тех пор хранителем «Одигитрии».

О дальнейшей судьбе святыни «Вера» уже рассказывала. Оказавшуюся в Соединённых Штатах «Одигитрию» её хранитель владыка Иоанн (Гарклавс) завещал вернуть на Родину, что и произошло в 2003 году.

Лучше всего об этом возвращении сказано в песне Татьяны Баскаковой, которая встречала Тихвинскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы вместе с тысячами верующих:


Явила милость Божию нам Царица
Вернула долгожданный образ Свой.
Пришла по небу, словно Голубица,
И благодать вернулась к нам с тобой.
Святая Русь! Святая Русь!
Ты говорила: «Я дождусь!»
И вот настал день дорогой:
Ты приняла Владычицу домой!

Пресвятая Богородица, не оставляй нас Своим милостивым предстательством и заступлением!

А путь наш лежит дальше. И следующая остановка близко – храм праведного Иова Многострадального.

Пока пятеро

Подъезжаем к храму. Расположен он на кладбище. Миша с Таней звонят настоятелю храма отцу Сергию Филонову, с которым давно знакомы. Батюшка тут же откликается и приходит к нам (его домик рядом с церковью). Отец Сергий молод, энергичен. Он водит нас по храму, увлечённо рассказывает его историю, показывает иконы. Мы поднимаемся на колокольню, где год назад был установлен набор из восьми колоколов, и нам разрешают позвонить в них.

История храма напоминает историю самого Иова Многострадального. С момента основания (в 1772 г. – деревянного, в 1852 г. – каменного) до наших дней храм пережил много скорбей. Его настоятель, протоиерей Иоанн Сарв, в 1937 году был расстрелян и в 2000 году причислен к лику святых новомучеников. Стены храма хранят следы от пуль и осколков военных времён.

В «мирное время» в 2004 году храм поджигали сатанисты, они же оскверняли христианские могилы на кладбище. А в 2006 году в ночь на воскресенье была подожжена и выгорела изнутри недавно отремонтированная колокольня. Но внутрь храма, по милости Божией, огонь не прошёл...

Отец Сергий гостеприимно показывает нам новую трапезную, где они не только трапезничают после службы, но и свадьбы празднуют и именины, – дружный приход в этом храме. Рядом с трапезной – поле. И зачем это нам отец Сергий его показывает? А батюшка: «Вот, это наше поле! Видите, какая красота?! Хотим мы здесь часовню построить!»

В своём небольшом уютном домике отец Сергий угощает чаем и мёдом из собственных ульев, прозрачным и душистым. К столу с малышом на руках выходит молоденькая матушка, больше похожая на школьницу. Думаю: «Первенец!..» А матушка приговаривает: «Скоро старшие из школы прибегут, будет веселей». «Так сколько же их у вас?» – удивляюсь я. «Пока пятеро», – с улыбкой говорит отец семейства. И от этого «пока» становится ещё радостней на сердце.

А Татьяна уже берёт в руки гитару и поёт про Серафима Саровского, про его завещание всегда радоваться о Господе.


Преподобный отче Серафиме,
Эти строки в сердце у меня.
Я прошу: молитвами святыми
Не оставь нас до исхода дня!
И ответ мне слышится повсюду,
Не отнять той радости никак,
Радость наполняет мою душу,
Не отнимет радость лютый враг!
Радость моя – Христос воскресе!
Христос воскресе – радость моя!

Так хорошо в этом милом доме, что расставаться с хозяевами не хочется...

История Тани


Татьяна Баскакова

– Таня, а как ты начала писать свои песни? – звучит вопрос.

Татьяна задумывается. Время у нас ещё есть в запасе, водителю нужно передохнуть... И Таня рассказывает нам свою историю.

Наша спутница по путешествию, Татьяна Баскакова, шла к вере долго и трудно. Её путь – не исключение, а скорее, типичная история. От неверия, отрицания, которые внушало безбожное государство, – к Богу. Её история – своего рода назидание тем, кто ещё ищет свой путь к Богу. И пусть оно укрепит в вере тех, кто уже эту дорогу нашёл.

...Жизнь Тани текла обычно: училась, как все. Когда повзрослела, полюбила и вышла замуж. Жили без Бога и женились без Бога. Но, как это часто случается, по мере взросления голос Господа начинает звучать всё сильней. Святые отцы говорили, что Господь зовёт нас через голос нашей собственной совести, а если не слышим, то через рупор скорбей...

Муж Танин, Георгий, был человеком добрым. Но только доброта человеческая – что дом, построенный на песке. Дунул ветер – и всё развалилось. Позвал друг Георгия помочь ему вещи перевезти из одной квартиры в другую. Георгий по доброте своей пошёл. Сердце чувствовало: что-то не так. Квартира-то чужая, и друг что-то темнит. Но пошёл. А как не пойдёшь: надо друзьям помогать или нет?! Оказалось, квартира настолько чужая, что осудили обоих друзей за квартирную кражу. Георгия потом, правда, оправдали. Но успел хлебнуть тюремных порядков. И за спиной теперь была недобрая слава. Стал выпивать.

Таня переживала за мужа, глядя, как, выпив, он начинает искать приключений. Словно кто-то шепчет ему, наставляет на дурное. А он эти наставления слушает. Стала искать, чем помочь мужу. Что может его защитить от этого страшного шёпота? Люди добрые подсказали: «Так ведь некрещёные вы оба! Креститься вам надо!»

И Таня позвала Георгия креститься. Георгий жену любил. Пошли они в храм, окрестились оба. Только чувствует Таня, что дело-то ещё хуже пошло после крещения. Сейчас, будучи воцерковленным человеком, она понимает, что произошло, и с грустью говорит:

– Не было веры у нас. Крестились так просто, наудачу. Как ритуал исполнили – для благополучия семейного. На исповедь и не подумали пойти, не причастились. Вот и случилось с нами то, о чём в Евангелии сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и... и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там – и бывает для человека того последнее хуже первого».

Таня цитирует Евангелие с такой точностью, что я понимаю: много раз она с сокрушённым сердцем перечитывала эти строки.

А тогда, после крещения, они с мужем почувствовали себя окрылёнными, полными сил. Таня прочитала объявление о наборе в группу Рейки:

«Приветствуем вас, как человека ищущего, готового к духовному росту, работе над собой. Рейки – это универсальная космическая энергия. Введение в систему Рейки осуществляется с помощью ритуала посвящения, которую проводит Мастер-Учитель. Инициация трёх ступеней. Медитации...»

«Вот здорово-то! – подумала Таня. – Как раз то, что нужно! Человек я и на самом деле ищущий. К духовному росту готова!» И Таня отправилась в оккультную секту. Но это сейчас она сознаёт, что был это оккультизм:

– Понимаешь, Оля, во время инициации тебе просто-напросто подсаживают беса. Само слово «Рейки» состоит из двух частей: «рей» – дух, и «ки» – энергия. А какой там может быть дух? Сам основатель Рейки японец Микао Усуи паломничал и искал смысл жизни. Во время медитации в пещере к нему наконец явился некто. Контакт произошёл, после чего Микао обнаружил, что соприкоснулся с мощной духовной энергией. Ну, а потом он стал проводником этой энергии, готовил учеников, посвящал их. Вселял в людей бесов. Вот такая «универсальная космическая энергия». Кроме Рейки, много таких инициаций. От шаманов до экстрасенсов. Суть одна. Понимаешь?

– Да, занесло тебя, нечего сказать...

– Многие, кто со мной Рейки занимались, оказались после курсов в психиатрической лечебнице.

Михаил улыбается:

– Видимо, энергии перебрали. Универсальной. Космической.

Таня печально вздыхает и продолжает свой рассказ.

Пока она «росла духовно» на этих курсах, Георгий стал сильнее пить. И как-то вечером пошёл помочь друзьям долг «выбить» из одного человека. Выпили. Стало весело. Всё представлялось безобидным: ну, попугают парня. А чего? Долги возвращать надо! Только кончилась история печально: друг достал пистолет, стал угрожать должнику, потом стрелял, чтобы напугать его. Убивать не хотел. Но исход был смертельным: жена должника пыталась позвать на помощь. Полезла через балкон и сорвалась. Насмерть. Так Георгий оказался в тюрьме во второй раз.

А Таня осталась с маленькой дочкой одна. С ней самой творилось непонятное. Занятия оккультизмом открывают вход в духовный мир, только вход этот оказался не парадным, а чёрным. И сила, которая через этот вход получает доступ к человеку, – тёмная, погибельная. Таня оказалась в больнице. Осложнение, наркоз, операция. После операции Таня долго не приходила в себя.

Одному её видению не было конца: на каталке везут её карлики в капюшонах и читают свою заунывную молитву. А Таня не хотела покидать наш мир с этими страшными карликами, но и двинуться с каталки не могла – холодный ужас сковал всё тело.

В палате с Таней оказалась верующая православная женщина. Когда-то она гадала по руке и делала это мастерски, что предсказывала – сбывалось. Потом она пришла к Богу и гадать перестала. Увидев белое, мёртвое лицо Тани, эта женщина пожалела совсем ещё молоденькую девочку. Села рядом с ней, взяла за руку и стала читать православные молитвы. Все, какие знала. Закончив, читала их снова и снова. И эти молитвы оказались сильнее заунывных завываний карликов. Сейчас Татьяна думает, что молитвы той сестры спасли её. Когда же она очнулась, сестра с трудом поднялась на ноги, отпустила её руку, тяжело вздохнула и сказала:

– Давно я по рукам не гадаю. Каялась в этом грехе. Но твою руку так долго держала... И не могу не сказать: если не пойдёшь в церковь – умрёшь.

Выйдя из больницы, Таня пошла в храм. Начала воцерковляться, сожгла всё, что давали на занятиях Рейки. Стала покупать православные книги. И в одной из книг, под названием «Сердце человека и страсти», репринтном издании 1900 года, увидела своих страшных карликов в капюшонах – бесов.

Таня стала крёстной ребёнка своей подруги. После крещения, когда она произносила за малыша слова отречения от нечистой силы, ей стало ощутимо легче. Как будто мешок тяжёлый скинула с плеч. Но полностью не освободилась. Тёмная сила не отпускает так легко человека.

По благословению митрополита Таня прошла чин отречения от оккультизма. До сих пор помнит имя священника – протоиерей Валерий Швецов. В его храме помогали людям, пострадавшим от оккультизма. Но и это было ещё не всё. Таня с подругой отправились на свидание с Георгием в тюрьму. Дорога была неблизкой: «Как же нам туда добраться-то?» На что верующая подруга ответила уверенно:

– Да с Богом мы нигде не пропадём! Мы вот помолимся сейчас!

Помолились они. Стали голосовать. И первая же машина – чёрная «волга» – остановилась. А в ней ехал отец дьякон. Он не только довёз их до тюрьмы, но и пригласил поехать с собой к отцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит.

Таня с замиранием сердца ждала этой поездки. Что скажет старец? Думали они с подругой: какой подарок привезти батюшке Николаю? Решили из Тервенического монастыря иконочку и воду святую с собой взять. И – в точку попали. Таня до сих пор удивляется: не иначе, ангелы им внушили эту воду батюшке привезти. Потому что, когда приехали они с отцом дьяконом на остров, келейница батюшки их сразу же и спросила:

– А водицы из Тервеничей случайно не привезли? Ей батюшка только и лечится...

Таня улыбается, вспоминая ту историю:

– Эта водица у нас как пароль была. Как пропуск к старцу.

Старец выслушал запинающуюся Таню, которая от волнения двух слов связать не могла, только и сумев пролепетать: «Муж у меня в тюрьме, батюшка...» И ответил:

– Да помоги же тебе Господи!

Только и сказал. А она почувствовала вдруг, что жизнь как бы остановилась. Остановилась и вновь потекла. Словно началась с чистого листа. А потом ехали на машине назад и Таню рвало, просто наизнанку всю выворачивало. Выходило что-то чёрное, грязное. И она думала, что по молитвам старца выходило из её тела и души всё, что там оставалось от бесовских оккультных сил.

Приехав домой, Таня почувствовала в себе силы побороться за мужа. Вместе с подругой они задумали пойти в часовню святой блаженной матушки Ксении Петербуржской и попросить, чтобы помогла матушка и управила всё: чтобы разрешили их с Георгием обвенчать, чтобы перевели мужа куда-то поближе и навещать его можно было... Идти до часовни решили пешком. Шли пять часов туда, молилась Таня, стоя на коленях, а потом шли пять часов обратно.

Вскоре после этого мужа перевели в другую тюрьму. Находилась она в двадцати минутах ходьбы от дома Татьяны. В тюрьме был храм в честь преподобного Тихона Задонского. И Таня вспомнила, что крестились они с мужем как раз на Тихона Задонского. А ещё одной «неслучайной случайностью» было то, что тюремный храм окормлял священник из часовни святой блаженной Ксении Петербуржской...

Георгий согласился венчаться. И венчание разрешили. Таня молилась за мужа. Георгий её мог бы встать на путь спасения... но не пошёл к Богу. После тюрьмы стал ещё сильнее пить. А потом Татьяна с ужасом увидела у него наркотики...

Я слушаю Танин печальный рассказ и вспоминаю, как на Ильин день в этом августе я была в храме св. пророка Илии в Ильинске, близ Оптиной. Назад добиралась на попутке, и подвёз меня майор в военной форме. Оказался верующим человеком. Беседуя с ним, я узнала, что он из отдела по борьбе с наркотиками. Их отдел опекал общину бывших наркоманов при храме Ильи Пророка. Говорил майор скупо, о своей службе не распространялся, а вот о наркоманах сказал:

– Беснование это. Только гораздо более сильное, чем при алкоголизме. Алкоголик ещё может бросить пить. Хоть и редко. А наркоману завязать с наркотиками почти невозможно. Бес вытесняет всё, что жило в душе человека до этого: все семейные привязанности, любовь, профессию, увлечения – всё. И остаётся только пустая оболочка человека. Это уже не он. Оболочка. А внутри – бес. Страшное дело.

– А можно наркоману вернуться назад, в своё прежнее состояние?

– Мы же с тобой едем из села, где есть такая община. Понимаешь, если человек пытается избавиться от беса наркотиков, ему нужно обязательно подняться по духовной лестнице на ступень выше. Там, где он был, он оставаться не сможет. Вот вылечи наркомана, а он, если останется на том же духовном уровне, упадёт на ступень вниз. И опять начнёт колоться. У него для спасения есть только один путь – вверх. Поэтому те, кто завязывают с наркотиками и живут без них, – это люди, поднявшиеся над собой...

Я вспоминаю эту беседу, а Таня молчит. Видно, как тяжело ей вспоминать прошлое. Сколько скорбей пережила эта молодая женщина! Боролась за мужа, но сам он спасения уже не желал. Как в рассказе моего попутчика-майора, Георгий уже не был прежним, от него осталась одна оболочка. А внутри только одна страсть – найти деньги на следующую дозу отравы.

Старец благословил Таню расстаться с мужем: Богу угодно, чтобы хоть часть семьи спаслась, а то вся она погибнет. Но Татьяна медлила, всё жалела Георгия. Силы кончались. И она обратилась к Божией Матери, чтобы Она управила путь её мужа, а она, Таня, будет до конца своей жизни молиться о спасении его души. Видимо, до этого муж её жил на свете только благодаря Тане. Потому что на следующий день после её молитвы он умер – во сне. И сейчас Татьяна молится за упокой его души.

Много она плакала и молилась. По милости Божией на душе постепенно стало легко, а дочка вместе с ней начала ходить в храм. И душа Тани преисполнилась такой радостью и благодарностью к Богу, что как-то раз она в молитве попросила Господа:

– Ты так милосерден, Господи, так утешаешь меня, недостойную! Что я могу сделать, чтобы выразить Тебе, Господи, свою любовь? Как было бы хорошо, если бы имела я дар утешения и могла утешать скорбящих. Тех, кому плохо, как было плохо мне без Тебя, Господи...

Видимо, Бог призрел на эту наивную и искреннюю, идущую от благодарного сердца молитву. После одного из православных крестных ходов вокруг Петербурга Таня читала книгу «Пасха красная» о братии Оптиной пустыни, погибших от рук сатаниста на Пасху. Читала и плакала. А потом за полчаса написала песню об убиенных иеромонахе Василии, иноках Трофиме и Ферапонте. Взяла гитару и спела эту песню так, как будто знала её всю жизнь.

Таня берёт гитару и поёт нам эту песню. У неё очень красивый голос, и музыку она сочиняет хорошую. Поёт простые, незатейливые слова, а сердце откликается и слёзы выступают на глазах. В чём тут загадка? В словах? В голосе Татьяны? Не знаю… Может, действительно послал ей Господь по её детской искренней молитве дар утешения?


Прошу вас, дорогие,
Молитесь за Россию,
Своею кровью выстрадав,
Молитесь и за нас.
За Родину любимую,
За царскую Россию,
За храмы православные,
Кресты на куполах.
За Оптину старинную,
Великую, родную,
За храмы золотые,
Кресты на куполах!

Стала Татьяна исполнять свои песни для православного народа – везде, куда пригласят. Недавно она познакомилась с одной художницей, человеком верующим, но по обстоятельствам своей жизни впавшей в уныние. От уныния она даже перестала заниматься своим любимым делом и уже долго не брала в руки кисти. А услышав песню Тани про убиенных оптинских иноков, как будто очнулась от затяжной болезни, снова взяла кисть в руки и написала портреты иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта.

Родиться вновь...

Какое-то время сидим молча. А потом Таня светло улыбается и говорит:

– Знаете, я думаю, что Господь утешает нас через братьев и сестёр наших. Передаёт нам друг через друга частицу благодати, творческий огонёк. Даёт нам возможность проявить любовь и утешение: кому-то через его картины, кому-то через песни, кому-то через рассказы. Да даже через чашку ароматного чая или ватрушку там с творогом…

Миша улыбается и спрашивает:

– А вот как насчёт водилы, который возит всех уже четыре дня по святым местам?

– Мишенька, ты ж у нас главный утешитель!

– Главный утешитель объявляет следующую остановку: «Покрово-Тервенический женский монастырь»!

...И вот мы стоим у монастырских врат. Смотрим вокруг – и дух захватывает! Какой же это красивый монастырь! Белоснежные храмы с голубыми куполами: Покрова Пресвятой Богородицы, трапезная Успенская церковь и пещерный храм в честь Собора Киево-Печерских святых. Часовня над чудесным источником...

А ведь ещё в начале девяностых годов здесь ничего этого не было. Это молодая обитель. Она выросла рядом с деревней Тервеничи. В этой деревеньке в 1991 году остановились по воле Божией на ночлег уставшие путники. Это был тогда ещё совсем молодой иеромонах Лукиан, настоятель одного петербургского храма, со спутниками. Отец Лукиан как раз искал место для женской православной общины. И ему открылось, что именно на этом месте и будет возноситься молитва Царице Небесной. Согласитесь, не так много деревень, чья история отсчитывается с XII века. Жители Тервеничей были здесь всегда, была церковь, а то и не одна. Последний большой кирпичный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы возвели опять же на средства самих жителей в 1861 году.

В советские времена храм, как и много других храмов на Руси, подвергли разорению и осквернению: из церкви сделали клуб, склад зерна, а затем здесь хранили удобрения, что окончательно разрушило здание. Но не было воли Божией оставить это древнее место без благодати и молитвы. Сейчас тот молодой иеромонах – духовник и основатель Покрово-Тервенического монастыря, настоятель Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря архимандрит Лукиан (Куценко). Здесь и выросла женская православная община, а позднее и монастырь. Его главная святыня – Тервеническая икона Божией Матери. Сёстры верят, что она дарована смотрением Царицы Небесной в благословение новоустроенному монастырю. В 1994 году икона мироточила. Дважды обитель переживала пожары, и чудесная икона была единственной святыней, уцелевшей при пожаре. В летописи монастыря записано множество случаев помощи и исцелений от Тервенической иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас она считается местночтимой.

Мы с благоговением прикладываемся к иконе. И замечаем рядом с ней, на киоте, венчик – серебряный обруч. Традиция изготавливать такие венчики и помещать их на особо почитаемых иконах – древняя. В основном распространена в Южной России и Белоруссии, а также на Украине. Венчик надевают при молитве на голову. Мы тоже по очереди надеваем венчик и тихо молимся, каждый о своём. В храме, кроме нас, никого. Сёстры на послушаниях. А пожилая монахиня терпеливо ждёт, ласково посматривая на приехавших богомольцев-паломников.

Выходим из храма: перед нами открываются чудные дали: лесное озеро, леса... И я понимаю выбор отца Лукиана. На это озеро к сёстрам прилетают лебеди. Как-то в Петров пост на озеро опустились сразу двенадцать прекрасных птиц. Здесь чистейший воздух и чудотворный источник. Пьёшь из него воду и напиться не можешь… Недаром Сама Пресвятая Богородица указала святой источник в тонком сне духовнику новоустроенной обители. Старец Николай (Гурьянов) эту воду очень любил.

Купаемся в источнике, который выходит прямо в озеро. Октябрь, и вода ледяная. Но погружаешься в неё... Видишь голубую гладь озера, а в ней – отражение золотых деревьев. И хочется хоть немного проплыть дальше. А потом, выйдя из источника, чувствуешь, как всё тело горит, и ты – как будто заново родился. Хочется остаться здесь, в этой тишине благословенной обители. Или хотя бы вернуться сюда ещё раз... Но как знать, доведётся ли снова побывать здесь.

И словно отвечая на мою тайную мысль, Таня запевает свою песню:


Друзья мои всё старше с каждым днём.
А жизнь идёт, она неумолима.
И сединою по главе пройдёт...
А всё-таки она неповторима.
Года бегут, и сердцу горячо
От радости, и скорби, и сомнений,
Но только не жалеть бы ни о чём,
А принимать нам всё с благодареньем.
Нам только бы тепло не потерять
Светильников сердец своих горящих,
Любовью всё на свете покрывать,
И согревать, и утешать скорбящих.
Нам кажется, что стали мы мудрей,
Мы свысока глядим на свою юность...
А сколько ошибались в жизни сей,
И на ошибках набирали мудрость.
Но всё же – мы стареем, а душа
Становится моложе с каждым годом!
И к вечности подходит не спеша,
Чтобы родиться вновь под Божьим сводом!

Ольга РОЖНЁВА

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга