МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ


МОНАСТЫРЁК

Один иерей, два монаха, три послушника... Они не только спасаются сами, но и помогают приходить к Богу другим

Обет трезвости перед ликом блаженной

В салоне микроавтобуса звучат утренние молитвы. В скит Ксении Петербуржской, образованный в селе Визябож Республики Коми, мы едем ранним утром вместе с его настоятелем отцом Александром (Митрофановым). Проезжаем «Село Визябож», за ним «Деревню Визябож», о чём сообщают таблички перед населёнными пунктами. Следующая табличка предупреждает, что мы въехали на территорию «Хутора Визябож», который в виде одной улицы с названием Хуторская, состоящей сплошь из дачных домиков, тянется вдоль Вычегды. «Визябож» с коми переводится как «полосатый хвост» – так коми жители называют небольшого лесного зверька бурундучка. И действительно, улица Хуторская по осени, разукрашенная яркими рябинами и осинами, сверху напоминает рыжий хвост. Возможно, и первые домики деревни Визябож, появившиеся гораздо раньше села, в середине XVIII века, чем-то были похожи на бурундука.

Сейчас в селе, деревне и хуторе живёт около тысячи жителей. Храма здесь до недавнего времени не было, пока 15 лет назад не облюбовал эти живописные места для своей загородной резиденции и для детского православного лагеря епископ Питирим. Новый деревянный храм в честь св. Ксении Петербуржской ещё только заложен, проведён нулевой цикл, а пока здесь действует часовня в честь этой святой.

Подъезжаем к скиту. В этом месте река делает живописный поворот и подходит почти к самым постройкам.

– Скит образован на территории детского православного лагеря, – рассказывает отец Александр. – Братия уже собралась: один иеромонах, двое монахов, трое послушников. Есть желание создать здесь реабилитационный центр алкогольно зависимых. Вот уже два года я при епархии возглавляю братство трезвости в честь святого мученика Вонифатия. Каждую среду, с семи до девяти вечера, мы собираемся в доме владыки. К нам приходят люди, которые страдают алкогольной зависимостью, и те, кто уже от этого недуга избавился. Мы общаемся, пьём чай. Те, кто этот грех в себе преодолел, делятся с другими своим опытом. Смотрим кинофильмы на эту тему, читаем литературу. Бесплатно распространяем её среди населения. А здесь, в Визябоже, мы планируем проводить «трезвые» праздники. Хотим встретить вместе Новый год (естественно, безо всякого спиртного), а наутро отслужить литургию, потому что 1 января – праздник святого мученика Вонифатия, покровителя нашего братства. В следующую субботу после службы в часовне блаженной Ксении Петербуржской несколько участников нашего братства хотят принять обет трезвости – дать Богу обещание, что не будут больше пить никогда.

Часовня эта совсем крохотная. Но в ней есть всё необходимое (алтарь и иконостас), чтобы служить литургию. Известна она ещё и тем, что тут находятся иконы почти всех новомучеников, в земле Коми просиявших; на протяжении нескольких лет после их прославления образа часто мироточили. И сейчас ещё на них можно видеть следы от потёков мира.

От тепла горящей печурки проснулись живущие на чердаке осы. Я смотрю, как золотистые гостьи одна больше другой выползают через дырку в потолке и начинают мирно жужжать над нашими головами. «Тоже молятся», – замечает кто-то. На праздничную службу собралась вся немногочисленная братия, а также приехавшие из города паломники.

По окончании литургии настоятель скита иеромонах Александр по привычке молится «за всех священнослужителей и прихожан храма». Но во время проповеди поправляется: «Раз мы являемся теперь скитом, а скит – это маленький монастырёк, то, наверное, нам надо молиться “за всех священнослужителей, братию и прихожан нашей обители”».

Сказочный городок

После службы гости разбрелись по территории скита. Он похож на сказочный городок, потому что все строения сделаны специально для детей.

Вдоль улочки, спускающейся к реке, в беседках, выполненных в виде часовенок, – скульптуры героев сказок Пушкина. Ниже, среди дремучих елей, на высоких столбах – «тропа чудес», проходя по которой, попадаешь из одной сказки в другую. На фоне этого необычного антуража гнедая кобыла Лана, пасущаяся на привязи, словно сошла на лужок со страниц пушкинской «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Приехавшие вместе с нами дети подходят к лошади, чтобы её погладить. Кобыла ждёт угощений, обнюхивает и залазит своей любопытной мордой в карманы. Батюшка предупреждает, чтобы были поосторожней с этой лошадью, потому что у неё строптивый характер, может и укусить. Раньше она находилась в Ибском монастыре и покусала нескольких монахинь. А в Визябоже на хулиганистую кобылку нашёлся-таки человек, сумевший её обуздать.

– Игоря она слушается, – говорит отец Александр про одного из послушников. – Раньше он в конно-спортивной школе работал, а этим летом помогал нам в детском лагере. Ему понравилось, решил остаться. Он профессионально и достаточно долго занимался лошадьми, любит это дело. Лошади это чувствуют. И эта диковатая кобыла его тоже полюбила, с ним ведёт себя очень скромно. Следующим летом будем на ней детишек катать, кто постарше. Лана, правда, пока не объезжена, седло для неё никак не можем найти, но, я думаю, с Божьей помощью найдём. Игорь с ней справится, объездит. А для маленьких хотим ещё пони завести.

Неподалёку от Ланы пасутся три белых овечки, в хлеву хрюкают поросята. В скиту планируют и впредь заниматься подсобным хозяйством, держать скотину, выращивать свои овощи.

– А вообще скит у нас будет миссионерской направленности, – просвещает нас батюшка. – Выезжаем в сёла, где нет священников. Там крестим, служим молебны, совершаем требы. В одну субботу едем в Мордино, Намск, Позтыкерос. В другую – служим в Визябоже. По воскресеньям посещаем Большелуг и Нившеру...

В миссионерские поездки о. Александр берёт с собой из Сыктывкара целую бригаду помощников. Директор досугового центра пединститута, режиссёр театра-студии «Семь плюс» Марина Афонасенко выбирается в эти поездки вместе с семьёй, а также со студентами и педагогами. Для этих целей раньше приходилось просить у ректора институтский автобус. Но минувшим летом родители о. Александра купили ему «газель» на 14 мест, и теперь микроавтобус батюшки можно встретить в самых отдалённых сёлах республики.

Пока священники с певчими служат и крестят народ, студенты организуют для местных детишек занятия, чтобы они не скучали.

В этот раз Марина Петровна приехала в Визябож вместе с нами и рассказала о том, как это общение с детворой происходит:

– Занимаемся рукоделием, поделки ладим из пластилина и спичек. Есть такая техника – торцевание. Этим можно заниматься и с глиной, и с пластилином. Привозим с собой бумагу, пластилин, клей и всё, что требуется для работы. Рассказываем и показываем детям, потом вместе трудимся. Таких уроков в сельских школах нет. Это старая технология, её мало кто знает. Учителя сельских школ тоже заинтересовались, хотят проводить такие занятия на уроках труда.

– Ещё мы помогаем детям из Республиканской детской больницы, – говорит Марина Петровна. – Туда попадают беспризорники с улиц, груднички, от которых отказываются мамы после родов (они там лежат месяцами, никому не нужные). Грудничкам необходимы подгузники. Мы хотим провести акцию по сбору средств и подгузников для этих сирот. Необходимы деньги и для подарков больным детям на Новый год. В прошлом году мы уже подобную акцию проводили. Устраивали для них новогодний и рождественский утренники, показывали в больнице спектакли – детишки такие радостные были! Их на эти праздники приходит много – тех, кто там лежит в это время. Ребята и сами готовятся к праздникам – вместе с воспитателями делают открыточки. Так трогательно читать эти написанные детской рукой пожелания, пусть и с ошибками, вроде: «Желаю сщасья!» Открытки мы потом продаём за символическую цену, а деньги передаём в ДРБ – они пойдут на детей.

Заботы настоятеля

– Батюшка, расскажите, как вы пришли к Богу и в таком молодом возрасте решили стать монахом? – улучив момент, расспрашиваю настоятеля «о жизни».

– Помню, меня ещё в детстве бабушка водила в храм, когда мы приезжали на лето к ней в гости в Рязанскую область, – охотно рассказывает о. Александр. – С бабушкой мы ходили на каждую службу, но в школе от Церкви я отошёл – история обычная. А в 19 лет уже осмысленно пришёл к Богу, снова стал ходить в храм. Место работы у меня всё ближе и ближе оказывалось к церкви. Вначале работал на снегоуборочной машине в Ухте, потом сторожем в институте, напротив которого стоит храм Стефана Пермского.

Как-то прочитал в газете «Вера», что в Айкино образуется Свято-Преображенский скит и туда принимаются послушники. Я всё бросил и на таком энтузиазме, желая полностью посвятить себя Богу, поехал в скит. Там пробыл где-то полгода, воцерковился. В 2006 году на Казанскую я стал священником, а в монашество постригли на Алексея, человека Божия.

– Как ваши родители отнеслись к тому, что вы решили стать монахом? – спрашиваю у молодого батюшки. – Вот социологи провели недавно опрос жителей страны, и выяснилось, что в глазах родителей самый нежелательный путь для собственных детей – стать священником.

– Я единственный ребёнок в семье. Мать поначалу переживала сильно. Особенно её беспокоило, что мне могут дать другое имя. Успокоилась, когда узнала, что имя у меня своё осталось. Крещён я в честь Александра Невского, а владыка постриг меня в монахи в честь новомученика Александра. Да и мама у меня, по мере моего воцерковления, тоже стала в храм ходить. Отец, хоть сам в церковь не ходит, к вере относится хорошо и даже гордится, что сын у него священник. Доходы на селе у священника невелики, но с Божией помощью я справляюсь, в том числе и благодаря помощи родителей. Отец недавно стал пенсионером. До этого работал авиадиспетчером в аэропорту. У него была хорошая зарплата, благодаря этому он и помог мне купить вначале легковую машину, потом «газель». Без машины священнику на селе нельзя – ничего не успеваешь сделать. Тем более что владыка назначил меня ещё и благочинным Корткеросского округа.

– А окормлять братство трезвости вас тоже владыка назначил или это было ваше желание?

– У владыки мы, конечно же, благословились, но инициатива исходила от нас. Когда-то мы с моим товарищем заметили, что часто стали собираться за бутылочкой пива. Решили, что это дело надо прекращать. У товарища ещё до прихода в Церковь был печальный опыт злоупотребления спиртным, он даже лечился. Долго не пил, а потом иногда стал себе понемножку позволять. Но в запои не впадал, может быть благодаря тому, что начал ходить в храм. Тем не менее, если был такой опыт, всегда существует огромнейший риск снова запить. И единственный способ себя сохранить – полностью отказаться от спиртного. Но на этом мы не остановились и решили не только сами вести трезвый образ жизни, но и другим людям помочь встать на этот путь. Поэтому и создали братство трезвости. Ещё к этому подтолкнул и антиалкогольный проект «Общее дело», запущенный как раз в это время с подачи архимандрита Тихона (Шевкунова). Вообще, алкоголизм для нашей страны стал катастрофой. Мы давно уже вырождаемся как народ. Особенно это на селе заметно, где от пьянства вымирают целые деревни...

– Расскажите о детском православном лагере, о. Александр. Какие дети туда приезжают – воцерковлённые или нет?

– Очень хорошая задумка у нашего владыки, чтобы наряду с детьми из нормальных семей у нас отдыхали дети-сироты и инвалиды из детских домов и разных интернатов. Из кочпонского интерната к нам привозят детей-инвалидов с синдромом Дауна и другими заболеваниями. Все они – «отказники». По возрасту вроде взрослые, но по развитию – как дети. За время отдыха ребята из обычных семей настолько привязываются к сверстникам-инвалидам, что плачут при расставании, когда смена заканчивается. Ясно, что после лагеря они уже не будут смеяться и показывать пальцами на встретившихся им людей, не таких, как все.

Конечно же, находясь в лагере, дети воцерковляются, узнают о родной вере. Утром и вечером у нас молитва, в течение дня – беседы с батюшкой, в общем, проводится целая просветительская программа с занятиями, встречами с интересными людьми и поездками в разные храмы и монастыри республики. Задача визябожского детского лагеря в том, чтобы дети окрепли не только телом, но и духом.

Евгений СУВОРОВ
Фото из личного архива о. Александра (Митрофанова)

Желающим оказать помощь в строительстве храма св. Ксении Петербужской и детям из Республиканской детской больницы сообщаем адрес настоятеля:

168022, Республика Коми, Корткеросский р-н, д. Визябож, ул. Хуторская, д. 8. Иеромонаху Александру (Митрофанову Александру Викторовичу). Телефон 89042731759.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга