СОБОР


МЫ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ДРУГ ДРУГУ

Закончился Архиерейский Собор 2011 года

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2 февраля в Москве

Архиерейский Собор Русской Церкви, прошедший 2–4 февраля в Москве, призвал всех православных христиан помнить, что «вера без дел мертва», а посему служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил». Без сомнения, Собор стал одним из самых насыщенных за последние годы.

О священнослужителях, вышедших на покой

«В церковной семье не должно быть никого, кто страдал бы от отсутствия необходимого», – говорится в деяниях Собора. Долгие годы у нас поддержка вышедших на покой священнослужителей, даже архиереев, остаётся не вполне удовлетворительной. Вспоминается архиепископ Михаил (Мудьюгин), остро нуждавшийся в лекарствах. Но денег на них ему не хватало. Возможно, новые правила изменят это положение.

Создан список обителей, где каждый архиерей, вышедший на покой, сможет обрести благоустроенное жилое помещение и должный уход. В том числе за счёт последней кафедры, где он служил. Но отчитываться перед Патриархией о своих усилиях по обеспечению владыки будет ежегодно та епархия, где он поселился.

Далее, все приходы обязуются предоставлять епархиальному архиерею реестры служителей Церкви, потерявших трудоспособность или просто нуждающихся в помощи. Помощь должна оказываться из средств прихода, ставшего последним местом их служения. В случае, если этот приход слишком беден, правящий архиерей должен помочь тем труженикам на ниве церковной, которых оставили силы, за счёт другого прихода или за счёт епархиального благотворительного фонда.

Речь не только об иереях и диаконах, но обо всех служителях Церкви. В случае их смерти в реестры вносятся семьи почивших. Им также должна оказываться помощь в случае материальных затруднений. Членам семьи покойного, проживающим в здании или помещении, «принадлежащем религиозной организации», по решению епархиального архиерея может быть предоставлено другое пригодное для проживания жильё.

О поминовении самоубийц

В Русской Церкви допускается отпевание и церковное поминовение самоубийц, лишивших себя жизни в состоянии психического расстройства. Но грань между помешательством и тяжёлым душевным расстройством столь зыбкая, что возникает масса преткновений на этой почве. Одни архиереи занимают в подобных случаях чрезмерно мягкую позицию, не желая усугублять страдания членов семьи самоубийцы, а другие, наоборот, действуют жёстко, опасаясь, что верующие перестанут воспринимать самоубийство как страшный грех. В обоих случаях появляется много недовольных.

Как же родственникам самоубийц молить Господа о близких, совершивших этот смертный грех? Их не вычеркнешь из памяти, о них болит душа. А к кому обращаться с этим, как не ко Господу? И не лучше ли молиться о несчастных вместе с братьями и сёстрами во Христе? Разумеется, этого нельзя делать на литургии, не может быть и речи об отпевании.

Но Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на Соборе с инициативой ввести единую практику в вопросе о молитвенном поминовении самоубийц. «В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах», – сказал Святейший, поручив Богослужебной комиссии его изучить. В случае одобрения нового чина Синодом он будет направлен во все епархии для использования.

О введении грифов

Архиерейский Собор одобрил решения Священного Синода, касающиеся введения грифов Издательского совета и Синодального информационного отдела – специальных разрешений, без которых православную литературу нельзя распространять в храмах.

Если в отношении рекомендательного грифа для СМИ особых вопросов нет, то с синодальной книжной цензурой дело обстоит сложнее. К сожалению, мы здесь сталкиваемся с тем редким случаем, когда Собор принял решение в той области, где он не вполне компетентен. Правящий архиерей очень редко бывает знаком с особенностями книгоиздания. Нередко он лично отбирает те книги, которые хотел бы видеть в храмах своей епархии. Но из чего складывается их стоимость, каким образом они проходят путь от рукописи до готового издания – это та область, вникать в которую архиерею не было до сих пор никакой необходимости.

Поэтому изменения, принятые на Соборе без того, чтобы учесть возражения тех, кого они касаются, трудно признать выстраданными. Книжное дело в России – от издания до реализации – и без вновь возводимых препятствий существует на грани выживания. Положение ухудшится, если издателю придётся отправлять или везти рукописи в Москву, несколько месяцев ждать ответа, выплачивать значительное вознаграждение за услуги Издательского отдела.

Есть опасность, что мы лишимся многих книг, которые участники Собора хотели бы видеть в библиотеках своей паствы. Вместе с тем, едва ли удастся с помощью запрета отсечь от православного читателя те книги, которые Церковь не может одобрить. Такого рода литература распространяется как огонь в степи, и требуется громадный труд по воцерковлению и вразумлению людей, чтобы справиться с этим бедствием. А запрет, к сожалению, часто для таких книг служит дополнительной рекламой.

О помощи малым народам

Речь, прежде всего, идёт о коренных народах нашего Русского Севера и Сибири. Святейшего Патриарха уже давно волнует эта тема. Он выступал в печати, призывая общество и государство помочь этим народам, многие из которых вымирают. Нам предложено осознать, что ценность каждого из них велика в очах Божиих. Поэтому на каждом великом народе лежит ответственность за существование и развитие народов небольших.

Коренные малочисленные народы, говорилось на Соборе, обладают высокой естественной нравственностью, отличаются гостеприимством, добротой и щедростью, серьёзным подходом к созданию семьи. Отчасти благодаря этому созвучию с характером многих коренных народностей так глубоко пустило среди них свои корни православие. Но сейчас они переживают ту же трагедию, что и другие народы России. И если даже численность русских людей непрерывно сокращается, вымирают тысячи деревень, то малые народы истаивают так заметно, что некоторые из них могут исчезнуть в ближайшее время.

У людей ослабла сама воля к жизни. Это вызвано, прежде всего, неблагополучием в духовной, нравственной и эмоциональной сферах, и, как следствие, длительной депрессией. Причина последней – отторжение человека от Бога, разрыв преемственности поколений, деградация национальных традиций, разрушение связи с природой. Воспитание детей в интернатах породило у многих коренных жителей иждивенчество, нежелание трудиться, неспособность принимать самостоятельные решения и хранить семейные ценности.

В последнее время приняты некоторые государственные решения, направленные на развитие коренных малых народов. Однако вопросы их духовного и нравственного возрождения почти не затронуты, хотя именно они являются решающими.

Сегодня Церковь предлагает в школах, где учатся дети малых народностей, преподавать не как детям мегаполисов, а с учётом региональных особенностей их проживания. Конечно, детям оленеводов куда важнее понимать не строение компьютера, а то, что именно природу в православии называют Пятым Евангелием и народ Божий призван к соответствующему к ней отношению. Но для того, чтобы было кому рассказать это детям, нужны курсы подготовки преподавателей духовно-нравственных дисциплин, необходимо готовить и поддерживать священников, которым выпал тяжёлый крест миссионерского служения в труднодоступных районах проживания малочисленных народов, нужна бесплатная духовно-просветительская литература на «малых» языках – обо всём этом говорится в решении Собора.

Почти два года назад в Якутии был организован так называемый миссионерский стан – туда для проповеди среди эвенов и якутов были направлены преподаватель Белгородской миссионерской семинарии игумен Агафангел и два её выпускника. Очень важно также для них постараться найти будущих священников и миссионеров из числа местного населения. Между прочим, в задачу белгородским миссионерам вменили и духовное просвещение расквартированных в Тикси военнослужащих и членов их семей, который в этом нуждаются не меньше, чем коренное население. Этот опыт возрождения миссионерских станов (они существовали в нашей Церкви и до революции) был признан на Соборе заслуживающим всяческой поддержки.

Как помочь мигрантам?

Сегодня в Россию ежегодно притекают в поисках лучшей жизни сотни тысяч мигрантов. В связи с этим много говорится о том, как усложнить им жизнь и выдворить за пределы страны. При этом понятно, что, даже если эти методы получат самую энергичную поддержку правительства, несколько миллионов человек, в основном граждан бывших республик СССР, домой всё равно не вернутся.

Поэтому вопрос стоит так: либо мы помогаем им стать достойными гражданами России, либо с помощью оскорблений, пренебрежения, насилия превратим их в сплочённое и враждебное нам сообщество.

На встрече Президента Д. Медведева с участниками Собора епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт предложил разработать широкую программу интеграции мигрантов. Очень важно, что с этой инициативой, как и с инициативой помощи малым народам Севера, выступила Церковь. Владыка Феофилакт предложил создать государственную программу интеграции мигрантов, включая духовно-нравственное просвещение с участием православного духовенства и представителей традиционных в России направлений ислама.

Духовенство и политика

Долгое время, с начала 90-х годов, участие духовенства в политике было в нашей Церкви запрещено.

Это правило, в основе своей мудрое, но недостаточно проработанное, исполнялось лишь отчасти. Нередко епархиальные власти поддерживали тех или иных кандидатов на выборах. Не всегда, кстати, побеждавших. В результате Церковь несла урон не только духовный. С другой стороны, присутствие священника в том или ином законодательном собрании иногда просто необходимо. Ведь наши депутаты, судьи, чиновники, правозащитники иной раз с почтением смотрят на лидера сектантов или священника-расстригу. Воспринимают их как специалистов в своей области, с пренебрежением оценивая православных мирян.

Собор вновь подтвердил, что священнослужители Русской Церкви не должны занимать должности в органах исполнительной и судебной власти, выдвигать свои кандидатуры на выборах. Недопустимо участие их и в предвыборной агитации.

Однако в исключительных случаях Синод может отступить от этого правила и благословить священника на участие в выборах. Это может быть вызвано необходимостью противостоять раскольникам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Церковью. К тому же приходы РПЦ есть во многих странах, и везде политическая ситуация неоднородна. Например, на Украине участие духовенства в выборах – дело обыкновенное.

Священнослужителю, выражающему политические убеждения, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви. Недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона, а также предоставлять для политических мероприятий церковные помещения.

Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как её самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно когда речь идёт об открытой или скрытой пропаганде безбожия, пересмотре традиционных нравственных норм поведения, о разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей.

Памяти новомучеников

Особое место в деятельности Собора заняла подготовка резолюции по сохранению памяти всех невинно пострадавших в годы гонений.

Чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников. Нужно не только регулярно совершать богослужения в дни их почитания, но и возводить храмы и часовни в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали, проводить посвящённые их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, съезды), а также вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодёжи.

Подвиг новомучеников необходимо изучать в духовных семинариях и училищах – с учётом истории региона.

Создание мемориальных досок, памятников, музеев в местах, связанных с подвигом новомучеников и исповедников, наименование в их честь улиц и площадей – всё это одобрено Собором. Необходимо продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населённых пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.

* * *

В одном газетном тексте осветить подробно все деяния Собора невозможно. В следующих выпусках «Веры» мы расскажем о взгляде Собора на клевету в адрес Церкви и богохульства, которые непрерывно умножаются в последнее время, расскажем и о других вопросах, рассматривавшихся на Соборе.

Заканчиваем же мы поздравлениями в адрес епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был награждён орденом Святого преподобного Серафима Саровского.

Г. РЕШЕТОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга