ПОДРОБНОСТИ


«ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ...»

Рождественские чтения 2011 - Итоги Рождественских чтений - Ноу-Хау сельского батюшки - Беседа с отцом Сергием Бельковым - 20 лет успешного опыта изцеления наркоманов

В конце января в Москве прошли Международные Рождественские образовательные чтения, теперь уже XIX по счёту. По сравнению с предыдущими годами, они были несколько ужаты по времени: один день на пленарное заседание и два – на работу по секциям. Между тем число конференций, круглых столов и самих участников не уменьшилось, а, похоже, возросло. Всего было десять направлений (по вопросам катехизации, образования, семьи, общества, культуры, СМИ, социального служения, науки, по работе с молодёжью, святоотеческому наследию), внутри которых проводились разные мероприятия. Всё это охватить одному человеку, конечно, было невозможно.

Темы звучали разные. В том числе на одной из секций в первопрестольной обсуждали, как священники могли бы помочь возрождению деревни. Оказывается, нынешние горожане, в том числе и православные, уже плохо представляют себе жизнь на селе – это проявилось прошлым летом во время сбора помощи погорельцам. Горожане собирали и отправляли в деревню вещи, которые сельчанам были просто не нужны. Есть свои особенности и в социальном служении в деревне. С одной стороны, там труднее найти справных помощников (много мужиков пьёт), а с другой – проще, потому что народ открытый.

«Главное – жить всё время на селе», – поделился опытом о. Олег Куря, священник с Нижегородчины, из Арзамасского района. Литургии в сельских храмах обычно совершаются по воскресеньям и праздникам, а остальное время он предлагает посвятить общению с прихожанами – в неделю достаточно посещать одну семью. «В воскресенье после службы подхожу к кому-нибудь, говорю: “Дядя Миша, я приду к тебе в среду, прочитаем акафист, родственников зови”, – рассказывает протоиерей Олег. – Акафист прочитали, хозяева на чай зовут, вопросы задают. На следующей неделе ещё к кому-нибудь иду. На четвёртый месяц – нет отбоя, все зовут: “Батюшка, приходи ко мне”. И в храме новые люди появляются».

На той же встрече предлагались разные пути борьбы с пьянством. Кто-то посоветовал проводить в сёлах конкурсы «Самое цветущее подворье». Вроде бы ничего особенного и что-то такое советское в этом видится – «совковое», как сейчас говорят. На самом же деле идея вполне здравая. Например, подобный конкурс проводили прошлым летом в с. Усть-Цильма Республики Коми, и он удался. Было учреждено три приза за чистоту в доме и вокруг него, эстетический вид построек, культуру ведения подсобного хозяйства и др. – по 7 тыс., 3 тыс. и 2 тыс. рублей. Кроме того, было ещё пять призов от 3 до 1,5 тыс. рублей. Деньги хоть и небольшие, но многие мужики не захотели «ударить в грязь лицом» и занялись хозяйством. Главное тут – с чего-то начать, отвлечь от чувства безысходности.

Не всё так плохо в нашем государстве. В день открытия Чтений Святейший Патриарх Кирилл отметил, что началось реальное сотрудничество властных структур и Церкви. Сейчас, например, обсуждается участие Церкви в работе миграционных служб. Россия входит в тройку стран, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов, и это уже приводит к межэтническим столкновениям. Чтобы мигранты «вписались» в жизнь страны, они должны освоить духовные и религиозные традиции коренного населения.

Ещё один пример сотрудничества Церкви и государства – эксперимент по введению Основ православной культуры в школы. СМИ в последнее время писали, что эксперимент провалился. Но это не так. Президент Российской академии образования Н. Никандров рассказал, что по заказу Общественной палаты РФ было проведено социологическое исследование, которое дало однозначный ответ: ни одно из опасений, связанных с введением ОПК, не подтвердилось. Абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ (Основ религиозных культур и светской этики, куда входит и ОПК), относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребёнок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребёнок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий. Поскольку эксперимент удался, теперь ОРКиСЭ надо вводить на территории всей страны.

Некоторые изменения произойдут и в системе церковного образования. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ владыка Меркурий сообщил, что в ближайшее время программы всех школ, в том числе и воскресных, будут подвергнуты стандартизации. Святейший Патриарх прокомментировал это так: «Стандарт – это не шаблон, это не ограничение свободы. Это планка, ниже которой нельзя опускаться». Также это позволит в перспективе признать государству церковные дипломы, то есть люди с церковным образованием смогут работать в различных госструктурах.

Вообще государственная сертификация как дипломов, так и православных организаций открывает большие возможности. Это видно на следующем примере.

Отца Сергия Белькова, руководителя православного центра по реабилитации наркозависимых - поздравляют с получением гос.сертификата № 1
Отца Сергия поздравляют с получением сертификата 1

В завершение первого дня Чтений в Кремлёвском дворце Председатель Государственного антинаркотического комитета В. Иванов торжественно вручил сертификат № 1 руководителю православного центра по реабилитации наркозависимых протоиерею Сергию Белькову. Сразу после вручения я подошёл к отцу Сергию поздравить его от имени нашей газеты и всех наших читателей.

– Вы из газеты «Вера»? – переспросил батюшка. – Читаю вас ещё с 90-х годов, когда вы о моём духовном отце, протоиерее Василии Борине, писали.

– А с вами мы последний раз брали интервью пять лет назад, – напоминаю. – С той поры многое изменилось у вас в реабилитационном центре в посёлке Сапёрное?

– Сейчас у нас в епархии уже четыре центра помощи наркозависимым. Помимо центра «Сапёрное» при храме Коневской иконы Божией Матери, которому в прошедшем году исполнилось 20 лет, действует женский реабилитационный центр «Торфяное», достраивается центр «Красноармейское», также наркоманов принимаем в амбулаторном центре «Воскресение» и епархиальном дневном стационаре в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Там, в лавре, у меня теперь свой кабинет и я, как руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, координирую всю эту работу.

– Судя по истории с нашумевшим закрытием в Нижнем Тагиле реабилитационного центра Егора Бычкова, власти не очень-то поддерживают православных в борьбе против наркотиков. А ваш центр признали на государственном уровне...

– Я бы не стал сравнивать. Центр Егора Бычкова, хоть он и действовал по благословению приходского священника, был всё-таки самодеятельностью. Сам Егор и его соратники, конечно, достойны уважения, но метод они выбрали не тот. Заставить силком наркомана отказаться от наркотиков невозможно, это проверено временем. Можно лишь обеспечить им выход из «ломки» и месяц-другой спокойной жизни для их родителей, чем центр Бычкова и занимался. Но не более того. Во всех православных центрах, какие я знаю, приём подопечных проводится только на добровольной основе. Если сам наркоман не хочет бросить колоться, ему никто не поможет.

– Выступая здесь, на Чтениях, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков сказал, что церковных реабилитационных центров в нашей стране больше, чем государственных. Это так?

– Да, больше. Сейчас в епархиях РПЦ действует более 30 центров реабилитации. Это не так уж много на фоне общей беды. В год у нас в стране умирает 100 тысяч наркоманов. По сравнению с 90-ми годами количество наркозависимых выросло в 10 раз. Если так будет продолжаться, то к 2015 году, по статистическим расчётам, в каждой российской семье должно оказаться по наркоману. Даже если наркоман не умрёт, он оставит после себя больное потомство. Святейший Патриарх, вы слышали, рассказывал, как в Рождественские дни посещал Филатовскую больницу и видел младенцев, рождённых наркоманками. Я знаю, на их муки страшно смотреть. К счастью, о вымирании России пока ещё рано говорить – появились добрые знаки, что ситуация выправится.

– Чем православные центры отличаются от государственных и частных? У них иная методика лечения?

– Излечить наркомана невозможно, потому что наркомания не болезнь. Наркомана можно только исцелить – то есть вернуть его дух и тело в «целое» состояние. Обычные лекарства, какие-то медикаментозные средства тут не помогут.

– Вы, кстати, только что вспомнили об отце Василии Борине. А ведь он был известен тем, что занимался вычиткой – изгонял нечистых духов из людей. Исцеление наркоманов схоже с экзорцизмом?

– У нас практикуется молитвенное правило, в котором чаще обычного читаются псалом 90-й, молитвы от тёмных сил, «Символ веры». Но экзорцизмом, конечно, мы не занимаемся. Наркозависимость – это не беснование, а, скорее, одержимость страстями. У нашей Церкви за две тысячи лет выработан огромный опыт борьбы с этим. «Рецепты» выхода из наркозависимости вы можете найти, открыв любой Отечник или монастырский Патерик. Поэтому подопечные в наших реабилитационных центрах живут фактически по монастырскому уставу: пост, труд, молитва.

– Это действительно помогает?

– По статистике, в обычных реабилитационных центрах количество пациентов, «вошедших в ремиссию», то есть получивших достаточное ослабление наркозависимости, составляет 5 процентов. У нас же – 45, а иногда и 80 процентов. И обычно никто из наших уже не возвращается к наркотикам. Об этом власти хорошо знают, поэтому и такое внимание к православным реабилитационным центрам. Вы сами слышали, что сказал в докладе Иванов, директор ФСКН: «В ближайшие годы нам критически необходимо совершить прорыв. Без Русской Православной Церкви это невозможно».

– А что значит сертификация вашего центра? И кто её проводил?

Отец Сергий Бельков - руководитель центра реабилитации наркозависимых - Читаю вас ещё с 90-х годов, когда вы о моём духовном отце, протоиерее Василии Борине, писали

– К нам приезжала экспертная группа специалистов из Государственного антинаркотического комитета, научно-исследовательского центра ФСКН и Института демографии. Посмотрели, как живут наши подопечные, поговорили с ними, с их родителями, а также с теми, кто уже прошёл реабилитацию, провели антропологические тесты. Нашей эффективностью они остались довольны. Ну и, конечно, проверили документацию, побеседовали с нашими сотрудниками и волонтёрами, даже с главой Приозёрского района и другими чиновниками встречались. Проверка была всеобъемлющей.

– Что на практике даст эта сертификация?

– Мы признаны государством и теперь можем официально участвовать в госпрограммах. Глава ФСКН признал, что церковных реабилитационных центров должно быть больше и они нуждаются в господдержке. Он же предложил учредить специальный фонд и в восьми федеральных округах создать «модельные центры на основе православных ценностей». Намечено, что до июля этого года в регионах пройдут встречи губернаторов и руководителей местных антинаркотических комиссий с представителями епархий, где будет спланирована практическая совместная работа. Ситуация такова, что дальше уже некуда. И местные власти должны начать действовать вместе с теми, у кого что-то реально получается – то есть с Русской Православной Церковью.

– Насколько я понял, сертификация вашего центра – вообще первая. Прежде государство не сертифицировало ни одной церковной организации, будь то учебное заведение или служба социальной помощи.

– Да, можно сказать, это первая ласточка. Серьёзная совместная работа только начинается.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга