ДЕНЬ ПОБЕДЫ

ТАНКИ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ

Танк Димитрия Донского

Когда говорят о роли Церкви в Победе, возникает много недоразумений.

Некоторым кажется, что наши солдаты, за малым исключением, были ревностными христианами. Рисуется такая радужная картина: Сталин встречается с митрополитом Сергием и православные красноармейцы вдвое охотнее начинают бросаться на дзоты. Что-то в этом духе. Но, конечно, не было ничего такого.

Просто борьба с верой раздирала страну по живому. Вспоминаю рассказ моей старой доброй знакомой, Людмилы Дмитриевны Петровой, отец которой был, что называется, пламенным чекистом. Однажды она услышала, как он громко произнёс: «Не знаю, кто всем правит – Бог, Всевышний, но верю, что над нами и над всем миром Кто-то есть». Так думали многие.

И когда началась война, кто-то сразу, а кто-то к осени, после гибели лучших наших армий, нутром понял, что и верующим, и неверующим надо теперь держаться вместе. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В тот же день закончилась война гражданская. Хотелось этого властям и воинствам или нет, только пришлось признать очевидное: Кто-то есть. Не с митрополитом Сергием (Страгородским), а с Богом заключил мир бывший семинарист Иосиф Сталин.

Он сделал это одним из последних. В блокадном Ленинграде ещё в голодную зиму 1941-1942-го православные приходы регулярно снабжались вином и мукой, необходимыми для причастия. Правда, вино сильно разводили, иногда заменяя свекольным соком, а просфоры выпекались размером с пятикопеечную монету. Но понимание, как много значат уцелевшие храмы для Победы, в городе было.

* * *

Окончательный перелом в отношениях Церкви и государства произошёл в 43-м. Сегодня мы расскажем о символе этого примирения – танковой колонне «Дмитрий Донской», построенной на деньги православных. Собрано было 8 миллионов рублей, не считая драгоценностей – обручальных колец, серёжек. Собирали по копейке.

Митрополит Николай (Ярушевич) вместе с офицерами Советской армииМитрополит Николай (Ярушевич) с офицерами Советской армии
Митрополит Николай (Ярушевич) вместе с офицерами
Советской армии

Как вспоминал протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлев, «в церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрёна Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ внёс свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход – деревни, хутора и посёлки, отстоящие в 5-20 километрах от села, и в результате – 10 тысяч рублей, сумма по нашим разорённым немецкими извергами местам значительная».

Важная деталь. Для сбора средств по личному указанию Сталина был открыт специальный счёт в Государственном банке СССР. Это было первое утверждение юридического статуса Русской Православной Церкви за годы советской власти.

Так появились на свет сорок лучших в мире танков Т-34-85. Это были не те «тридцатьчетвёрки», с которыми мы встретили войну, а совершенно новые машины, способные на равных биться с немецкими «тиграми». Новые танки имели более мощную пушку, их броня была куда сильнее прежней. Это не говоря о том, что больше половины машин в колонне – 21 из 40 – были огнемётными. Это было страшное оружие. Заряд огнесмеси объёмом до 10 литров выстреливался на расстояние 70–130 метров. Причём скорострельность достигала 30 огневыстрелов в минуту, что позволяло буквально поливать струёй огня вражеские укрепления.

Танковая колонна перед отправкой на фронтТанковая колонна перед отправкой на фронт
Танковая колонна перед отправкой на фронт

Из огнемётных танков был сформирован 516-й отдельный танковый полк, 19 других машин передали 38-му отдельному танковому полку. Это произошло у деревни Горелки, что в пяти километрах северо-западнее Тулы. 8 марта 1944-го состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной армии. На заснеженном поле стояли боевые машины с надписями: «Дмитрий Донской». Перед ними выстроились экипажи.

«Я чувствую себя глубоко счастливым быть среди вас», – сказал владыка и поведал, что Церковь в первый же день войны благословила всех православных на защиту Отечества. Вскоре с танкистами в Москве встретился и Патриарх Сергий, пожелав им вернуться живыми из огненной печи войны: «Чтобы вы здоровыми и невредимыми возвратились домой и радовались бы и с нами со всеми, и с вашими близкими людьми. Дай Бог вам... чтобы слава Димитрия Донского коснулась и вас, и всех представителей танковых войск».

* * *

Господь так устроил, что танки из колонны «Дмитрий Донской» продержались дольше других, несколько из них встретили Победу в Германии. Это при том что среднее время жизни танкового взвода в сражении на войне – минут десять.

Первым в бой вступил 38-й полк. Это случилось через две недели после того, как владыка Николай благословил танкистов честно драться за Родину.

Близ города Балта, что в Одесской области, завязался жестокий бой. Против полка были брошены «тигры», самоходки, авиация. Но танкисты освобождали одно село за другим. Вечером 27 марта танки колонны «Дмитрий Донской» с десантом на броне ворвались в город. Двое суток продолжались уличные бои. К исходу 29 марта противник полностью был выбит из Балты.

Развивая наступление, полк с флангов обошёл город Котовск, создав угрозу окружения для засевших в нём немцев. Те побежали, но танкисты настигли врага и полностью уничтожили его группировку.

К апрелю уцелело лишь девять машин. За форсирование Днестра полку было присвоено имя Днестровский, хотя полком это было назвать уже трудно. Скорее, это была теперь рота.

К концу апреля лишь четыре танка Днестровского полка продолжали драться с фашистами. У высоты 111,1 в районе молдавской деревни Устя оставшиеся боевые машины с десантом атаковали немцев, уничтожая их огнём и гусеницами. Но атака пехоты захлебнулась. Высота казалась ей неприступной. И тогда танкисты пошли на прорыв. Первым был экипаж под командованием младшего лейтенанта Румянцева. Танк сумел преодолеть две полосы траншей, прежде чем вспыхнули бензобаки. Как писал один из историков, «продолжать движение дальше было невозможно, но танкисты понимали истинную цену их каждого выстрела. Так и не покинул экипаж пылавшую боевую машину, до последнего дыхания посылая в цель снаряд за снарядом. Посмертно герои были награждены орденами Отечественной войны первой степени. В числе отважных – неразлучные земляки-ленинградцы: младший лейтенант Николай Михайлович Румянцев, проживавший до войны по улице Седова, 20, и его друг – старшина Константин Фёдорович Морозов из Парголово. Нет на земле их могил...»

Благодаря этому танку два других, увлекая за собой пехоту, взяли высоту, следом освободили деревню Жервень и форсировали реку Реут. Это был последний бой Днестровского полка. За месяц он уничтожил полторы тысячи фашистов, было подбито и захвачено 38 танков.

* * *

Другой полк, получивший боевые машины из колонны имени Дмитрия Донского, – 516-й отдельный огнемётный танковый – должен был выполнять специальные задачи. Вместе со Второй штурмовой инженерно-сапёрной бригадой он вскрывал, как ножом, наиболее укреплённые места обороны гитлеровцев.

Сохранилось письмо коммунистов и комсомольцев полка митрополиту Николаю. Они писали: «Вы говорили: “Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную Русскую землю. Вперёд, к победе, братья-воины!” Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части на вручённых вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укреплённую долговременную оборону немцев и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю... Мы будем громить и преследовать немецких захватчиков, пока видят глаза, пока бьётся сердце в груди, не зная пощады к злейшим врагам человечества. Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия, мы пронесём на броне наших танков вперёд на Запад, к полной и окончательной победе».

Из этого текста видно, что слова владыки произвели на танкистов очень сильное впечатление. Танки «Дмитрия Донского» дошли до Берлина. Не все. Девятнадцать человек сгорели в боевых машинах заживо.

* * *

Нужно понимать, что богоборцев в этих полках не было. Может, и имелись, пока не сели они в танки, на бортах которых было начертано имя князя Димитрия. А после этого как рукой сняло. И если мы, православные, хотим, чтобы нас уважали, к нам тянулись, мы должны не просить, а давать. Без этого не будет услышана никакая, даже самая хорошая, проповедь. Жертвовать на самое важное, самое нужное людям. Во время войны это были танки, самолёты – кроме танковой колонны, на средства верующих была создана эскадрилья имени св. Александра Невского. Церковь помогала детям-сиротам и раненым красноармейцам, собрав 300 миллионов рублей. Чтобы было понятней, этого хватило бы на две танковые армии. Так был прорван фронт безбожия.

Г. ДОНАРОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга