ЖИВОЕ СЛОВО


ЧТО СМОТРЕТЬ?

За минувшие сто с лишним лет созданы многие тысячи фильмов. Что из этого наследия, в том числе снятого в последние годы, вы считаете приемлемым, как минимум не душевредным для православного человека?

Протоиерей Андрей Лебедев (г. Уржум Кировской обл.):

– В нашей воскресной школе есть довольно большая фильмотека. И я заметил: когда ребята начинают смотреть что-то хорошее, например наши старые мультфильмы вместо современных западных, они меняются. Это нужно понимать: существует прямая связь между тем, что ребёнок смотрит по ТВ, в кинотеатре, и его состоянием. Бессмысленно перечислять, что именно можно смотреть, а что нельзя. Я сказал о мультфильмах, снятых в советское время, но есть отличные современные вещи, например «Карлик Нос» или «Святой Владимир», существуют хорошие американские мультфильмы – «Душа прерий» например. Зато «Ну, погоди!» я бы смотреть не советовал.

В чём разница между хорошей картиной и плохой? В хорошей содержится нравственный урок. Персонаж, сталкиваясь с испытаниями, меняется к лучшему. Этот урок не должен навязываться. Вот в недавно снятом фильме «Щенок» о Боге не говорится, но там всё пронизано христианскими смыслами. Такие уроки необходимы. Возьмём шедевры Александра Роу, такие как «Морозко», «Кощей бессмертный», «Василиса Прекрасная», возьмём «Хроники Нарнии» или фильм «Властелин колец» – везде мы видим труд авторов во имя ребёнка. Там видно желание не просто ублажить зрителя и заработать на этом, а попытаться передать что-то важное. Раньше в семинариях студенты изучали русскую классику, чтобы понять внутренний мир человека. Для того же необходимо и кино.

Но есть и совершенно другой подход. У моего племянника любимый фильм – «Книга мастеров», а есть ещё «Волкодав», тоже российский, в обоих очень много оккультного. Или вот возьмём «Том и Джерри», все эти бесчисленные фильмы про супергероев. В них добро не побеждает, герой нравственно не растёт. Такие вещи формируют потребительское, клиповое сознание, для которого нет принципиальной разницы между добром и злом. К сожалению, тяга к зрелищности, спецэффектам настолько вошла в нашу жизнь, что старые добрые сказки дети часто не могут воспринять. Наверное, их, особенно чёрно-белые картины, нужно переснять – сделать ремейки.

Потребность в таких фильмах, несомненно, существует. Я замечаю, как надоели детям всяческие стрелялки, ужастики. К нам недавно привезли прекрасную американскую ленту «Спешите любить». Она о том, как умирает человек и все вокруг него меняются – страдание возвышает окружающих. И у нас этот фильм был очень хорошо встречен. Молодёжь наша с большим интересом посмотрела сериал «Идиот» по Достоевскому. И старые добрые киноленты, такие как «Летят журавли», она тоже воспринимает. Сериал «Гибель империи» заинтересовал. И такие бессмертные фильмы, как «Ромео и Джульетта», «Джейн Эйр», которые учат, что такое настоящая любовь.

И очень хорошо обсуждать кинокартины после просмотра. У нас это делает отец Андрей Поляков. Обсуждение много даёт, заставляет размышлять. Желательно смотреть такие фильмы всей семьёй, а потом делиться впечатлениями.

Игумен Варлаам (Дульский) (Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл.):

– В нашем монастыре по благословению настоятеля изначально формировалась, наряду с обычной библиотекой, видеотека. Со временем мы поняли, что, кроме картин о церковной жизни и документальных работ, стало необходимостью собирать и коллекцию художественных фильмов. Дело в том, что нужно было учитывать, помимо интересов монашеской братии, интересы простых людей, которые тоже живут и трудятся в обители. Таким образом, постепенно монастырская видеотека пополнялась самыми разными фильмами. Иногда мы все вместе просматриваем какие-то серьёзные вещи с последующим обсуждением. Но приходится иметь в виду такой фактор: хотя люди и проходят реабилитационный период в монастыре, но зачастую они к нам попадают не по доброй воле, а от безысходности. И нагружать внутренней работой на этом этапе, учитывая их тяжёлое душевное состояние, бессмысленно. Таким людям лучше подходят несложные фильмы.

Я помню, как почти все трудники плакали во время просмотра детского фильма «Маленькая принцесса», а ведь большинство из этих людей в своей лагерной жизни прошли через такое, что навсегда может избавить от сострадания и любви. «Кассовым» долгое время у нас оставался красочный голливудский фильм «Гладиатор», но нравился он в большей степени потому, что в простой и доступной форме рассказывал о таких понятиях, как честь, верность и мужество. Кстати, о фильме Павла Лунгина «Остров» скажу отдельно два слова. Увидев эту историю, наши трудники, в общем-то имея перед глазами постоянный опыт монастырской жизни и человеческих отношений между монашеской братией, поверили этому рассказу. Никто не смутился и даже не обратил внимания, например, на то, что старца-чудотворца изображал человек, сам не достигший бесстрастия. Вот так всё у нас просто. И слава Богу.

Иеромонах Александр (Митрофанов) (г. Сыктывкар):

– Существует множество интересных и достойных фильмов. Но какие из них можно рекомендовать православному человеку? Да пожалуй, никаких. И это не потому, что фильмы плохие, а потому, что всё-таки православному лучше бы заниматься чем-то более полезным, например делами милосердия. Да много чего можно придумать доброго, чем можно заняться, вместо того чтобы тратить время на сидение перед телевизором. Не рекомендовали же святые отцы, например, в театр ходить. Не из-за того, что театр плохой. Хотя, конечно, были времена, когда театр был исключительно придатком языческого культа. Современный театр ничего общего с ним не имеет. Почему же сейчас некоторые батюшки продолжают относиться к нему настороженно? А всё по той же причине. Православный человек призван не к тому, чтобы потреблять, а чтобы созидать. То есть нет ничего плохого в том, что верующий придёт на какой-нибудь спектакль или фильм, но будет гораздо лучше, если он вместо этого навестит больного, накормит голодного, поможет нуждающемуся.

Но, как сказал Господь две тысячи лет назад, «не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдёт в Царство Небесное» (Мф. 7, 21), так и до сих пор не всякий, называющий себя христианином, уже стал таковым. Многие к этому стремятся, но кто из нас достигает святости? Вот на этом пути и светская культура вполне способна помочь. И Церковь всегда это понимала. Так, например, святитель Дмитрий Ростовский написал для театра несколько мистерий, благодаря чему считается основоположником русской драматургии.

В кинематографии наибольший акцент делается на коммерческий успех, но тем не менее встречаются фильмы, заставляющие человека задуматься о вечном, о смысле жизни, обратить свой взгляд к Богу. Одним из самых ярких примеров я бы назвал «Остров» Павла Лунгина. Я, например, уже будучи священником, смог для себя найти в нём много назидательного. И радует, что Павел Лунгин – не единственный режиссёр, затрагивающий вопросы веры.

Порой назидательными могут быть и фильмы, не говорящие о Боге напрямую, а просто учащие добру, милосердию, преданности. Детский кинематограф в этом сильно преуспел. Причём удивительно, что и в советские годы, когда вера была под запретом, наш кинематограф умудрялся снимать картины с христианской моралью. Нынешнее российское детское кино советскому сильно уступает. Из детских фильмов, снятых после распада СССР, хотелось бы отметить разве что «Маленькую принцессу», снятую Владимиром Грамматиковым в 1997 году. Зарубежное же детское кино всегда не особо впечатляло, хотя, конечно, и тут исключения есть. Из последних хотелось бы отметить первую и третью части «Хроник Нарнии». Это удачная попытка рассказать детям о христианстве с помощью сказки.

То есть от каких-то фильмов мы можем получить некоторое духовное назидание, на каких-то можем основывать проповедь, какие-то помогут в воспитании детей, помогут стать добрее. Но всё-таки, если мы хотим духовно совершенствоваться, надо стараться уделять больше времени чтению Священного Писания, святоотеческой литературы, деланию добрых дел и молитве.




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга