КОЛОКОЛЬЧИК

ЛЕСНАЯ ШКОЛА

Дорогие друзья! Сегодня «Колокольчик» наш «прозвенит», поздравляя вас с началом нового учебного года. А эту сказку он хочет рассказать тем мальчикам и девочкам, которые пойдут в первый класс. Конечно же, они волнуются: как там, в школе, что их ждёт? А вдруг там страшно? Герои этой истории тоже волновались... Вот послушайте.

Жил-был Ёжик. Маленький, кругленький, с остреньким носиком и чёрными глазками-пуговками. А на спине самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым.

Елена Григорян

А жил Ёжик в школе. Да-да, в самой обыкновенной школе! Как он туда попал, Ёжик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принёс его для «живого уголка» ещё крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ёжик себя помнил, он всегда любил школьные звонки, тёплые руки детей, вкусное угощенье и уроки...

Очень нравилось Ёжику, как проходили уроки. Вместе с детьми он учился читать, писать, считать, изучать разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает зверёк, радуется жизни. А Ёжик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет, чему научился сам у людей в школе.

Вот Ёжик стал взрослым и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Ёж принёс учебники – книжки с картинками, которые помогут научиться писать и считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик – учитель поручил ей отвечать за звонки. Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть.

...В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля ещё нет. Как же ему книжки да тетрадки носить?

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», – ласково приговаривает она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисёнка помыть, расчесать, а его всё нет, всё где-то с Волчонком играет!»

Но Лисёнок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя Ежа. Он получился таким красивым! Жёлтые листья клёна, веточки рябины с яркими ягодами, лиловые крючочки мышиного горошка, кустики черники – всё это вместе смотрелось замечательно.

* * *

Наступило первое сентября. Нарядные, с новенькими портфелями, приближались зверята к Лесной школе. Учеников встречал учитель Ёж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился. «Спасибо!» – сказал Ёж, и его глаза засветились весёлыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала зверят звонком-колокольчиком, который эхом разнёсся по всему лесу.

– Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! – торжественно произнёс учитель.

Первоклассники разбрелись по светлому классу и каждый сел там, где ему понравилось. А потом учитель стал знакомиться с учениками. Все рассказывали о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не сказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Ёж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

– А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? – прозвучало над заячьим ушком.

– Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

– Кто тебя так напугал? – забеспокоился учитель.

– Бра-братишка... – ответил Зайчонок. – Он сказал, что в школе меня проучат как следует, да ещё будут наказывать хворостинками. Кстати, м-можно потрогать ваши иголки? Брат сказал, что они у вас очень острые и что непослушных учеников вы больно ими колете.

Ёж и все ученики дружно рассмеялись, глядя на них, заулыбался и Зайчонок.

– Ну и фантазёр твой братишка! – с улыбкой сказал учитель. – Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

– Наверное... – уже спокойно ответил Зайчонок и вылез из-под парты. В школе оказалось совсем не страшно!

* * *

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

– Да, попрыгать-то здесь особенно негде! – произнесла Белочка.

– Почему? – возразил Волчонок. – А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков годятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре.

– Да, повеселились... – спокойно произнёс Ёж. – А звонок на урок уже прозвенел!

– Я не слышал! – сказал запыхавшийся Волчонок.

– И я не слышала... – прошептала Белочка.

– Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой всё время крутились, поэтому ничего и не поняли.

А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

– Как у тебя получилось, Белочка? – обратился к ученице Ёж.

– А я ничего не смогла сделать, – произнесла она, спрятав орешки в парту.

– Но ведь сейчас Заяц ещё раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

– Нет! – помотала головой Белочка. – Не слышала...

– А что же ты делала? – поинтересовался Ёж.

– Я играла с орешками, – честно призналась она.

– Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, – обратился учитель ко всему классу. – Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры. Ведь если скакать и бегать по классу, могут произойти неприятности. Какие, ребята?

– Испачкаются, сломаются столы или стульчики! – ответил Лисёнок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

– Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! – забеспокоился Зайчонок.

– Да, это верно! А ещё? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно слушать, понимать! – подсказал ребятам Ёж.

– А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и там устраивать соревнования? – предложил Заяц.

– И ещё повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! – размечтался Лисёнок.

– Молодцы, ребята! Здорово придумали! – похвалил учитель. – Так мы и сделаем.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре, и вскоре по нему весело запрыгал мячик. Это уж точно лучше, чем Белочке прыгать по столам.

* * *

На следующий день учитель Ёж сказал ребятам:

– Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

– «Правило» – значит делать правильно! – догадался Медвежонок.

– Молодец! – похвалил учитель. – А нужны эти правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

– Как это у вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.

– А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

– Конечно, согласны! – хором ответили ученики.

– Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое. В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

– Готово! – обрадовался Лисёнок.

В школе «здравствуй» говорят

И с улыбкой дарят взгляд!

– Отлично! Второе правило потруднее. До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт учителя около своей парты.

– Можно я попробую? – предложил Зайчонок. – Вот:

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя стоят!

– Молодец, Зайчонок!

Третье правило. Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

– Это сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок через минуту.

Друга зря не беспокой,

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Когда хочешь отвечать

Или важное сказать.

– Очень хорошо, Медвежонок! – похвалил учитель и продолжил: – Правило четвёртое. Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются – пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

– Это легко! – воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то – нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовёт.

– Превосходно! Да вы совсем как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо. Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и чтобы товарищам не мешать.

– Сейчас моя очередь! – крикнула Белочка. И, подумав минутку, выдала стишок:

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку всё,

Чтоб училось нам легко!

– Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Ёж. – А теперь пойдёмте ко мне, пить чай с малиновым вареньем!

– Ура! – закричали ученики и пошли к учителю в гости.

А школа глядела вслед этой весёлой компании своими окошками и думала: «Как хорошо, что завтра вы все вернётесь!»

По книге М. ПАНФИЛОВОЙ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга