ЖИВОЕ СЛОВО

УВЛЕЧЕНИЯ И УВЛЕЧЁННОСТЬ

Может ли быть хобби у православного человека? Одни марки коллекционируют, другие – монеты или спичечные коробки... Для православного аскета это, наверное, всё лишнее. Но у мирянина могут быть увлечения, слабости, которые необязательно ему ставить во грех?

Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск):

– Коллекционирование – это не обязательно страсть. Требовать от православного человека, чтобы он стал подвижником, всё время проводил в молитве, – невозможно. Не получится у него, и он тогда «сорвётся». Также не стоит запрещать невинные увлечения – если их отбросить, то на освобождённое место может прийти нечто намного худшее.

Проблема тут не в увлечении, а в увлечённости. Ведь всё что угодно может обратиться в страсть, принять ненормальный характер. Например, всем нам необходимо питаться, но следует удерживаться от чревоугодия. Или, скажем, в колокола звонить – это грех? Любой ответит, что нет. А я вспоминаю свою историю. В то время, когда я ещё работал врачом, а в храме пономарил, увлёкся звоном сверх всякой меры. Стою, бывало, на службе, а в голове какой-нибудь новый звон прокручиваю. Рассказал об этом духовнику, покаялся, что «надо бросать» это дело. А он ответил: «Нет, не надо, просто сдерживай себя».

Если кто-то как Кощей чахнет над своим коллекционным собранием – в этом нет ничего хорошего. Нет смысла чем-то заниматься бездумно. В детстве я коллекционировал марки, монеты, кое-что было из дореволюционных и заграничных – отец плавал в загранку, привозил. Но собирал я бессистемно. Другое дело, когда человек коллекционирует те же спичечные коробки, потому что увлечён историей, через картинку на коробке он смотрит в прошлое. Или вот у меня сейчас имеется, можно сказать, собрание музыкальных инструментов. Коллекция? Но они мне действительно нужны – я на них играю.

Когда родители не чужды музыке, это хорошо влияет на детей, в семье становится больше взаимопонимания. Да и не только в семье. Однажды мы решили создать молодёжный ансамбль при нашем приходе. Для христианина это очень важно – не только через молитву, но и через другие делания искать возможности лучше друг друга почувствовать, понять. Помню, с одним футболистом разговаривал на эту тему. Он не сразу, но услышал меня – а именно то, как важно, когда люди, можно сказать, становятся одним целым, понимают друг друга без слов, перестают быть чужими. «Понимаешь?» – спрашиваю. «Понимаю», – говорит, а у самого даже слёзы на глаза навернулись. Это самое худое – когда мы перестаём ощущать ближних. Скажем, перестаёт приливать кровь к руке – и она немеет. Так бывает и с человеком, когда прекращается действие благодати, иссякает любовь к ближним.

В Америке, например, в каждой школе есть оркестр. Его участники необязательно станут выдающимися музыкантами, они могут как угодно плохо играть. Смысл этих оркестров в другом – приучить к командной работе. Нам, христианам, без этого вообще нельзя. Всякое движение, которое пробуждает в нас чувство родства с ближними, имеет большое значение. Так, сложился у нас пару лет назад ансамбль из трёх девочек и троих ребят. Играют на флейте, скрипке, гитаре, мандолине и на клавишных. Когда не репетируют, девушки поют на клиросе, парни помогают в алтаре. И остальная наша приходская молодёжь – вокруг них. А в прошлом году появился у нас ещё и детский оркестр из тех, кто помладше – семи-десяти лет. Назвали мы его «Оркестр имени неизвестного композитора». И другие ребятишки просятся. Так что увлечение увлечению – рознь.

Иеромонах Александр (Митрофанов) (г. Сыктывкар):

– Я не очень понимаю тех людей, которые что-то коллекционируют. Зачем? То оно у кого-то лежало, а теперь у тебя лежит. Если уж выбирать себе хобби, то оно хотя бы должно быть созидательным: своими руками что-то поделать, что-то связать, сшить, сплести из бисера. Вот не было этого, а ты потрудился – и оно появилось. И тебя радует, и окружающих. А тут только владение предметами, без участия в их создании.

Только хобби ведь не выбирают. Эти увлечения могли появиться ещё тогда, когда человек был далёк от Бога. А обретя веру, стоит ли себя ломать и отказываться от любимого занятия? Я думаю, такая жертва необязательна. Ведь в чём отличие заповедей строителя коммунизма от заповедей Христовых? Марксисты учили: надо себя сломать. Вот хочется человеку богатства – ты должен себя сломать и не хотеть. А Господь предлагает просто направить это желание в нужное русло: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 19-20). Так же и тут. Нужно просто подумать, как наше увлечение может послужить Богу. И примеров перед глазами достаточно. Увлекался молодой человек игрой на гитаре; стал батюшкой, смотришь – духовные канты поёт; увлекался единоборствами – патриотический клуб открыл; любил на мотоцикле покататься – мотокружок при храме организовал. То есть просто надо проявить смекалку. Те же марки: можно создать кружок православных филателистов; можно устроить выставку, а вырученные деньги передать на благотворительность. Нужно просто включить воображение. И тогда мы не будем постоянно обличаемы совестью за то, что тратим время на ерунду, а начнём приносить духовную пользу и себе и окружающим. А увлечение наше станет от этого только интереснее.

Протоиерей Александр Попов (с. Кильмезь Вятской епархии):

– У нас в сельском приходе такая нагрузка большая, что священник – он и бухгалтер, и строитель, и учитель воскресной школы. Да и в детстве и в юности мне было как-то не до собирательства. Я ведь деревенский. Что там коллекционировать? Выживать надо было. И здесь, в Кильмези, коллекционеров у нас нет. Неизбалованный народ. Подсобное хозяйство у каждого: поросята, куры, а то и коровы. Не слышал, чтобы марки собирали или ещё чего. Чем увлекаются наши приходские ребятишки, так это русским стилем по Кадочникову, то есть рукопашным боем. У кого-то вызывает сомнение это увлечение, но я считаю – не правы они. Это русская традиция, русская борьба, которую нужно возрождать. Вот мы и возрождаем. Мальчишке мало на службе постоять или даже в воскресной школе посидеть. Одни девочки в неё ходили. А на тренировки ребята потянулись. Общаются со мной, друг с другом, молимся вместе, и потихоньку они воцерковляются. Направляем их в нужное русло через интерес к рукопашному бою. В алтаре помогают, за подсвечниками на службе следят, а девочки на клиросе поют – им петь нравится. Так и живём.




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга