ПАМЯТЬ

ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТ МУКИ

Исполнился год со дня трагической гибели протоиерея Алексия Сухих

Встреча

…То был седьмой год моей работы на областном радио, жизни в Вятке после окончания факультета журналистики Уральского университета. Радостное время поздних разговоров с мужем на кухне о «своей теме» в журналистике, рождения сыновей, больших компаний друзей со спорами, что главнее в этой жизни: «бытие» или «сознание»... Но главное тогда уже случилось (не прошли даром студенческие искания смысла жизни, обретение вятских воцерковлённых друзей, чтение русских религиозных философов): в один день со старшим сыном окрестилась в только что открывшейся Свято-Троицкой церкви в Макарье, а с младшим и вопроса не было – крестины состоялись вскоре после его рождения. Не было только радости единения с церковным народом, службы по-прежнему были непонятны, не раз начатое чтение Библии столько же раз и откладывалось, чувство родства со всем происходящим в церковных стенах не приходило. Накатывало отчаяние: ты не такая, как все, хуже, коли время идёт, а ты так и стоишь на церковном пороге и нет в твоей душе никакого сдвига… Пусто знание, если сердце холодно.

…Холодным осенним днём 1994 года с робостью, несвойственной молодой корреспондентке, поднималась я по скрипучим деревянным ступеням на второй этаж старого здания епархии на улице Герцена. К одному из первых интервью со владыкой Хрисанфом (Царствие ему Небесное! Горькая потеря постигла Вятку!) готовилась долго и усердно, очень боялась спросить что-нибудь совсем «не то», но так радушно он меня принял, так душевно проговорили мы добрый час времени, что, оказавшись снова в приёмной и складывая громоздкий радийный магнитофон, за крайним своим воодушевлением не сразу обратила внимание на присутствующих там. Римму Яковлевну Лаптеву, режиссёра с телевидения, конечно, знала, а вот высокого осанистого священника с рыжеватой бородой и живыми-живыми глазами видела впервые. Слово за слово, разговорились, познакомились. Отец Алексий Сухих, настоятель Свято-Никольского собора в г. Вятские Поляны. Снимают телевизионную передачу. Сейчас едут в женский монастырь в селе Макарье, который скоро откроется.

Пртоиерей Алексий Сухих

– Поехали с нами, – предложил отец Алексий.

– А можно?

– Отчего ж нельзя?

Так начался многолетний путь под чутким окормлением моего дорогого батюшки. И вдруг – трагическая весть из Вятских Полян в октябре 2010-го: отец Алексий погиб… За нахлынувшими горькими слезами только и смогла произнести: «Как же я теперь без него?!» Сорок дней минуло и ещё столько же, и ещё… И за это время увидела, узнала, как много людей согрел он своей любовью, поняла, какое бесценное наследие оставил он нам в своих словах. Перечитывая тексты радиопередач, слышу голос его и все интонации. И представляю, что бы мог сказать в ответ на вопросы нынешние…

Из записи радиопередачи «Время и судьбы» с настоятелем Никольского собора в г. Вятские Поляны протоиереем Алексием Сухих (7 января 1995 г.).

Отец Алексий: 400 лет назад по благословению святого Трифона был заложен город Вятские Поляны. Преподобный, прибыв в это место, был так пленён его красотой, что дал благословение не только град заложить, но и монастырь. В этом монастыре было более 100 человек, из них 15 старцев – это одни из тех людей, по молитвам которых стоял и держался, да и сейчас стоит и держится, весь мир поднебесный. Село назвали Рождественским, в честь славного Рождества Христова.

…Рождество Христово. Родился Христос, Спаситель мира, родился для того, чтобы спасти создание Своё, привести к Отцу Своему для вечного упокоения, вечного ублажения. Ведь человек был создан для вечной жизни. И Господь, когда творил его, то «вдохнул в человека душу живую» и стал человек душою живой. И вот в эти святые дни хочется сказать, чтобы каждый человек, каждое создание Божие не утеряло душу живую, которую дал Господь, и чтобы каждый человек стремился к самосовершенствованию, стремился к Богу и, распиная себя вместе со страстями, как бы по ступенечке приближался к Богу. В эти святые дни всем желаю здоровья, радостного соединения с Христом и обновления вашей жизни!

Корр.: Вот вы сейчас такие тёплые, хорошие пожелания сказали. А ведь обидно, если вы говорите, но не бываете услышаны?

Отец Алексий: Священник – это такой же человек, как и все. Конечно, чисто по-человечески бывает и обидно, и больно, и горестно, когда слово пастыря не доходит до сердца и ума человека. Но отчаиваться нельзя. Священник обязан стучаться в каждую душу человеческую, потому что Спаситель сказал: «Стучащемуся да отверзется». И так бывает на самом деле. Ведь за 70 лет пытались искоренить из человека всё, что только можно, его Божий образ, но земля Русская стояла и стоит праведниками. На заповедях Божиих стоит жизнь. А что может быть ценнее человеческой жизни? Каждая душа для Господа бесценна. И Он, как чадолюбивый Отец, призывает каждого из нас приблизиться к Нему, искоренить в себе то волчье, что есть в каждом: жадность, гордость, ненависть. Искоренить – то есть переродить себя посредством покаяния. И Бог дал великое дело человечеству – это покаяние. Молитву.

За всех и за вся молятся монахи. И вот на Вятской земле, овеянной молитвами преподобного Трифона, недавно открыт женский Свято-Троицкий монастырь. Это чудо! Потому что последнюю монахиню из вятских монастырей, а её звали Олимпиада, отправили на Соловки, и, как рассказывают очевидцы, она была с камнем на шее утоплена в море. И вот сейчас эти молитвенницы за мир, эти небесные труженицы, а их иначе не назовёшь, несут свет миру, слово Божие, несут чистоту веры и православия. Они несут людям добро. Монахини, несмотря на всё «человеческое», всё же являются звёздочками, свечушками в том море темноты, горя, ненависти и прочего, что есть в миру. Это те маячки, к которым должна стремиться каждая православная душа. Монахиня – это всё же тот островок надежды и спасения, данный Богом для человечества.

Из записи радиопередачи «Вятка православная» (8 октября 2004 г.).

Корр.: Девять лет назад, 3 ноября, по благословению тогда архиепископа, ныне митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа вышел в эфир первый выпуск «Вятки православной». Лично мне практически невозможно представить, как сложилась бы моя собственная и «Вятки православной» жизнь без участия в ней протоиерея Алексия Сухих, сегодняшнюю встречу с которым начинаю с просьбы рассказать о его служении.

Отец Алексий: Службы в нашем храме начались во время перестройки, когда в 1987 году Совет по делам религий принял решение зарегистрировать здесь общину, и вот с того дня по благословению владыки Хрисанфа я являюсь здесь настоятелем. Конечно, за эти годы сделано много, очень много, но беда в том, что люди очень плохо, тихо, слабо воцерковляются. Десятилетия коммунистического режима наложили определённую печать. Люди редко задумываются о смысле своего существования, потому что сейчас само время уводит человека от Бога. Вроде на первый взгляд сейчас время благоприятное и для Церкви, и для людей, для материального положения (и зарплаты прибавляют, и пенсии добавляют). И кажется, что человек начинает жить гораздо легче, но в духовном плане ему гораздо тяжелей, потому что погоня за этим же рублём, за работой, за платной учёбой – всё это уводит человека от Церкви. А кто уводит? Уводит диавол, который делает всё возможное и невозможное, чтобы человек не познал евангельской истины, не познал евангельского учения. Если даже человек и прочитал Евангелие, лукавый делает так, чтобы он не задумывался: а что же там сказано, что же там написано? Прочитал – и на этом кончено. И вот Церковь должна, по словам апостолов, идти и учить народы. «Шедши, научите все языцы». А затем уже нужно людей крестить. В первую очередь необходимо сейчас преподавание Закона Божия в детских садиках, в школах.

У нас вот приход многонациональный, но бояться не надо, что в школах будет священник. А так как у нас здесь всё же мусульманский край, то я думаю, что должен быть в школе и мулла, потому что нужно и детям, и взрослым дать возможность самим выбрать. Но чтобы выбирать, нужно знать. Ведь когда Господь жил на земле, то и в это время Он давал человеку выбор. Всё равно что две дорожки: одна широкая, которая, по словам Спасителя, ведёт туда, где плач и скрежет зубов, другая – узкая, ведущая туда, где радость, счастье, мир и любовь, то есть жизнь с Богом. По какой дорожке идти, и должен выбрать человек.

К сожалению, сейчас во многих храмах и монастырях процветает младостарчество. То есть люди, которые не познали на себе силу Духа Святаго, начинают учить православный народ, как жить, как спасаться, как идти ко Христу. Но как может человек учить и приказывать, что именно вот тот путь правильный, когда он сам не знает глубины силы Духа Святаго?! Многие ищут каких-то старцев, прозорливцев, каких-то людей не от мира сего, которые беседуют «усты с устами» с ангелами Божиими, и вот таким людям верят, идут за ними, выполняют всё, что они говорят, и итог-то порой получается очень и очень плачевный. Многие попадают и в психбольницы, просто в больницы, оттого что без рассуждения следуют приказам вот этих младостарцев. Ведь Бог никогда никого не принуждал, Господь есть любовь, любовь всепрощающая, всепобеждающая и всех спасающая. И если даже в очень хорошем священнике, проповеднике не существует вот этого дара любви, дара всепрощения, то нужно задуматься: а можно ли следовать полностью его советам? Можно ли отдать свою душу для руководства такому человеку?

Не надо забывать, что Господь пришёл не праведников спасти, а грешников привести к покаянию и через покаяние – в Царство Божие. Ведь несть человека без греха. Прежде всего для человека важна милость Божия, а где милость, там опять же и радость, там любовь, там всё, что нужно для спасения человека и для жизни его здесь, во временном мире.

Корр.: За эти двадцать лет, батюшка, сильно ли изменился ваш приход в Вятских Полянах?

Отец Алексий: Очень сильно. Практически уже три поколения сошли на нет. То есть людей, которые были до войны (а я ещё застал тех, кто потрудился в храмах и до революции), уже нет. Сейчас люди совершенно другой культуры, с другим воспитанием, другим настроем, и поэтому вот те старые наработки, которые были у духовенства, уже не срабатывают. Потому что со старыми мерками подходить к теперешнему молодому человеку уже нельзя. Да, Евангелие не изменилось, но одному нужно «прописать» пластырь какой-то, другому – какие-то таблетки, третьему – припарки, и всё это от одной и той же болезни. И поэтому сейчас на священника накладывается особая ответственность. Не только перед Богом, но и ответственность перед людьми. Куда же тот или иной священник ведёт свою паству? Либо он ведёт её к спасению, либо совершенно в другую сторону от спасения. К сожалению, и это есть. Поэтому нужно сейчас учиться: и самому учиться, и людей учить. Но всё обучение должно основываться на Евангелии, потому что это краеугольный камень, без которого жизнь на свете бессмысленна. И если мы сейчас начнём смотреть на Евангелие другими глазами, мы увидим, что Евангелие – это прежде всего любовь.

И вот эта любовь должна распространяться на новое поколение, которое сейчас приходит. Оно многого не знает, не понимает, да даже и не хочет знать, изучать, думать, но всё же священник обязан стучаться в каждое сердце. И вот нынче так получилось, что мне неоднократно пришлось в течение года бывать во многих школах города. И что же я заметил? Школьники 8-11 классов слушают с большим интересом, задают потрясающие вопросы, на которые иной раз трудно бывает ответить. У меня сложилось впечатление, что люди начинают думать. Думать и искать. И вот когда были встречи, организованные в школах со мной, то оказалось, что на эти встречи приходили и дети-мусульмане. Хотя им говорили, что если они не хотят, то могут не участвовать в этом. Но приходили и задавали конкретные, очень интересные вопросы, на которые нужно было отвечать. И, как стало потом известно, даже родителям своим рассказывали о том, что говорил на встречах священник. Вот это уже хорошо, потому что через детей начинают воспитываться и родители. Это очень важно. В одной из школ города у нас организована библиотека православная, там книги берут, книги читают, они не лежат на полках. В нашем храме есть большая библиотека православной литературы.

Допустим, если возьмём хор наш, то он полностью изменился за двадцать лет. Пришли молодые, умные, опытные люди. Есть среди них и учителя, и врачи. Люди пришли не ради там каких-то денег, не ради заработка, а ради того, чтобы своим умением, своим талантом похвалить Христа и воспеть Его премудрость. Это самое главное. Пение, служба – это ведь ангельское служение. Певчие уподобляются хору ангельскому. Те, кто приходит в хор, работая на основной работе, они совершают подвиг ради спасения своей души.

Корр.: Батюшка, скажите, пожалуйста, почему всё-таки сейчас большинство в приходе – женщины?

Отец Алексий: В связи с этим мне приходят на память слова митрополита Николая (Ярушевича), ныне покойного. Однажды он, приехав в храм, увидел море женщин и сказал: «Как хорошо, что вы есть. Этими платочками спаслась Церковь, спаслась Россия». То есть именно молитвами матерей, бабушек и спаслась Россия. Кто первым пришёл ко гробу Христа? Не апостолы, не Его ученики, а Мария Магдалина, Саломия, Пресвятая Богородица и другие женщины. Кто увидел первым Христа Спасителя? Мария Магдалина, женщина. Кто понёс весть о воскресшем Христе безбоязненно? Опять же женщины. То есть они по натуре своей более восприимчивы к святости, более восприимчивы к получению благодати, их сердца более открыты для веры, и вот поэтому большинство в храмах – женщины. Ведь и раньше, хоть и при царской власти возьмём, мужчин в храмах было много, но большинство прихожан всё равно – женщины. Так эта традиция и осталась. Мужчины несколько ленивы к молитве, ленивы к получению благодати, но ради жён, матерей Господь и мужчин не забывает. Мужчины у нас ходят, особенно, конечно, в воскресенье, но не очень много. Да ведь и по статистике женщин-то чуть не в два раза больше мужчин.

«Так бы и сказали...»

…Помню, как однажды с мужем подзадержались в дороге, заплутали в Вятских Полянах по темноте и давай спрашивать у редких ночных прохожих, как найти улицу Зои Космодемьянской. Одного, второго, третьего – всё безуспешно, никто не знает. В сердцах воскликнула: «Да что ж вы, не знаете, где у вас священник живёт?!» – «Вы ж про улицу спрашиваете! Так бы и сказали, что дом священника нужен!» И буквально через несколько минут уже рассказывали мы батюшке, как его искали...

Приехав в Поляны на похороны, не решилась я идти к этому дому, принимавшему меня всегда как родную. Рассказали, что остался первый, кирпичный, этаж, а вместо второго, деревянного, – пепелище... Во внезапном ночном пожаре сгорели уникальные краеведческие документы, исторические архивы, что по крупицам собирал долгие годы отец Алексий. Вместе с ними погиб и он сам, придя домой из больницы на выходные…

Уже потом неведомо как появилась вызывающе-беспощадная мысль, что не мог он уйти из жизни «обычно». Будучи при жизни необычным священником (таких, уверена, единицы!), он и смертью своей мученической это засвидетельствовал.

Письма отца Алексия

Отец Алексий Сухих, Вятские Поляны

«Дорогая Оленька, здравствуй! Господь да благословит тебя и всех живущих с тобою при домашней церкви!

Сердечно благодарю за письмо и фотографию. Сидим, как два “учёных секретаря”. Спасибо!

Смирение – это самая высокая добродетель. Вспомни, как смирялся Спаситель, святые, а ведь мы тоже образ и подобие Божие, т. е. мы дети Божии и мы должны, да просто обязаны брать пример со своего Отца Небесного. К смирению прикладывай терпение и усердие. Только так можно достичь единения со своим Отцом, соединиться с Ним духовно. Всмотрись хорошенько в Животворящий Крест. Господь раскинул руки – обнимает весь грешный мир, защищает Своё создание, пусть и падшее, но Своё, от тех невзгод и неприятностей, которые нас подстерегают на каждом шагу в жизни, но и призывает: приходи ко Мне каждый человек, и Я приму тебя. Иди добровольно, направляй свою жизнь и вечно будешь любим Мною, обласкан, не будешь нуждаться ни в чём. Он как бы говорит: “Человече, Я ведь спасу тебя и сейчас как никогда Я распинаюсь за тебя вновь и вновь, а ты видишь Мои страдания и смеёшься над ними, но Я не обижаюсь, не злюсь, не посылаю на твою голову проклятий, а только скорблю, терплю, смиряюсь и молюсь… Прости им, Отче, не ведают, что творят. Но и надеюсь и знаю, что Любовь победит и Мои муки, Моё страдание и скорбь будут вознаграждены. И всех соберу, как курица собирает своих птенцов под крылья, всех обниму и упокою в «месте светле, в месте покойне», где нет воздыхания, слёз и печалей”.

Ты знаешь, когда душа и сердце сливается при помощи молитвы с Господом – это радость всех радостей, за этот миг можно отдать всю свою жизнь, жизнь земную. Отдать за то, чтобы этот миг длился как можно дольше. Но такие миги в жизни бывают редки, по нашим грехам, лености, нерадивости, но отчаиваться грех, нужно искать, упорно искать потерянное, а Господь всегда и в нужный момент даст всё необходимое, и в душе вновь зацветут райские цветы, и их благоухание сопровождает человека очень долго, а порой – до нового цветения, и терпение всегда вознаграждается!

Вот расписался как! Читай мои каракули. А у нас радость райская. Получили частички Гроба Господня и Св. Голгофы. Я скорбел душой, что поехать в Иерусалим нет средств, а Господь Сам ко мне, грешному, приехал, это ли не чудо! Вот как Он о нас печётся! Хоть мы и не достойны, но Боговы, а это главное. Господи, спаси и помилуй нас!

Желаю тебе всего самого хорошего! Помоги Господи во всём!

Твой молитвенник – духовник недостойный Алексий. 6.11.1998».

* * *

«Дорогая Оленька, здравствуй!

Что-то заболело сердце о тебе, вот и решил написать. Тебя не слышно и не видно. Как идут дела, как здоровье, дома как? Мы живём всё по-старому: служим Богу да людям, вот и весь от нас толк. Строимся помаленьку. Храм получается на заглядение, просто чудо. Сейчас делаем вход, будет, как в Троице-Сергиевой лавре, с надвратным храмом в честь преп. Онуфрия Великого. Конечно, движется тихо, хотелось бы быстрее, но разные причины, в т. ч. и финансовые. В Вятке бываю очень редко. Работаю дома. Дали послушание – председатель епархиальной канонизационной комиссии. Писем море. Только за прошедшую неделю отправил более 70 штук, а получил 120. Читаю да даю ответы. Секретаря нет да рука ещё порой подводит. Но всё слава Богу. Думаю, что к осени прославим о. Стефана Филейского. Помолись об этом деле.

Сильно соскучился, хочется повидаться. При первой возможности поездки в Вятку сообщу. Помню, молюсь, и часто болит сердце за тебя, т.к. обратной молитвы я не чувствую. Находи время, хоть минуточку уделяй Спасителю, и тогда все дела пойдут легче, не торопись, не гони и не пытайся обогнать время – не получится. Одна милость Божия поможет нам, не отказывайся от неё. Приготовил тебе подарок – иконочку Св. Троицы с частичкой дуба Мамврийского. Приеду – привезу и подарю на память.

С пишущей братией теперь встречаюсь редко, но передачи на местном телевидении веду регулярно – раз в неделю. Вчера заходила твоя студентка, поговорили, рассказала все новости. Желаю тебе всего самого лучшего, а главное – не унывай.

С искренним уважением – о. А. С. 27.07.2001».

* * *

«Дорогая Оленька, Господь да благословит тебя и даст силы и мудрость для преодоления житейских нестроений!

Вот выполняю своё давнишнее обещание – присылаю в благословение икону Святой Троицы с частичкой того самого дуба, у которого и явилась Аврааму Св. Троица.

Как твоё духовное здоровье? Как молитва, а на Афоне говорят: “Как спасаешься?” Вот и я задаю тот же вопрос: “Как спасаешься?” Молитва – всему голова. Только веруй и молись, а Господь всегда слышит каждое наше воздыхание и даёт просимое, если оно направлено для нашего спасения. Я часто думаю о спасении, о суде, о грехах и ужасаюся, как ещё Господь терпит, прощает, даёт время на покаяние. А мы ленивы и нерадивы. Хотим спастись, хотим быть в райских обителях, а трудиться забываем. Забываем, что Царство Небесное силой берётся – трудом, молитвенным подвигом и добрым делом. Что из этого есть у нас? Да и любовь забываем к творению Божию – человеку, не берём пример с Христа Спасителя, а Он ведь страдал до крови на Кресте за нас, за каждого, а любить не переставал. Вот эта-то жертвенная любовь и спасла человечество от праведного гнева Божия, и нам поступать нужно так же. Понуждать себя, заставлять, вот тогда и будет радость и на Небе, и на земле.

...Теперь как мы живем. По милости Божией освятили нижний храм и начали службу. Радуется душа и ликует – храм воскрес, зажил литургической жизнью. Мы обрели ещё одну молитвенницу у Престола Божия – св. муч. Параскеву Пятницу, ведь нижний храм посвящён ей. Сейчас начали выделывать ещё один храм – надвратную церковь в честь преп. Онуфрия Великого. Ну а доживём до лета, то и сам Михайловский храм начнём делать. Теперь с уверенностью можно сказать, что складывается целый ансамбль в том виде, как он был в 16-м веке. Помолись за успешное продолжение работ. Трудно, сложно особенно сейчас, но мы уповаем на помощь и милость Божию. Господь нас не оставит.

Здоровье слава Богу, только рука иногда плохо слушается, это видно по письму. Всё хорошо – тоже нехорошо. Всяческими искушениями мы закаляемся, очищаемся и с покаянием идём к Богу, к радости и Любви.

Всего тебе доброго и хорошего.

Храни тебя Господь.

С искренним уважением – о. А. С. 13.02.2002».

Прощание

Раннее воскресное утро октября двадцать четвёртого началось с телефонного звонка из Вятских Полян. Звонил Владимир Трефилов, директор детской музыкальной школы духовых и ударных инструментов: «Несчастье у нас…» Сердце ёкнуло: «Что-то с батюшкой?» – «Сгорел он…» Почему-то вырвалось: «Да что ты?! Он же на операцию лёг в больницу!» – «Домой пришёл на выходные, а ночью пожар случился…» Потом звонила Наталья Суворова, директор детской школы театрального искусства им. А. Калягина, потом – из администрации Вятских Полян, потом пошли кировские звонки, ещё и ещё, а всё не укладывалась в голове страшная весть… Услышала от Анатолия Гребнева: «Маковка моя! Горе-то какое!» – и слёзы хлынули неостановимые… Когда бывшая заведующая культурой Полян Валентина Агафонова предложила свою помощь с машиной, только и смогла сказать: «Спасибо!»

По дороге говорили с ней, что не было, наверное, в городе и окрест человека, который бы не знал отца Алексия. Кто-то называл его батюшкой, кто-то Алексеем Алексеевичем, но слово он для всех имел веское. Потому что любил людей. Скольких привёл в храм, скольких добрым словом обогрел, скольким помог… Ни одно много или мало значимое событие не обходилось без его инициативного участия, будь то городской праздник или открытие благотворительной столовой... Он жил жизнью этого города, знал его горожан, много сделал хороших дел и заслуженно носил звание почётного гражданина города.

Прощаться с ним шли в храм до поздней ночи. А в день похорон собор не смог вместить всех пришедших, да и церковный двор оказался мал. По пути траурной процессии из Никольского собора в церковь Михаила Архангела по обеим сторонам улиц стояли люди. В будний день два с лишним часа вилась беспрерывная людская нить для последнего перед захоронением прощания с батюшкой.

Что ещё тут скажешь!

…На пороге храма задержалась, собираясь с силами. Как тогда, много лет назад, перед первой исповедью у батюшки, первой в жизни. Сначала увидела его портрет, потом огромные охапки цветов… С колен у гроба, закрытого покрывалом («Батюшка, я приехала! Как же так, батюшка?! Как же я без тебя теперь?..»), подняла матушка Галина. Обнялись. У неё глаза сухие: «Чего плачешь? Молись! Только молитвой ему и себе поможешь! Разве не помнишь, он чёток из рук не выпускал». К ней подходили люди, она тихонько отвечала на соболезнования и их же утешала. Возвращалась, садилась рядом, и мы так же тихонько, под чтение молитв, долго переговаривались, то ли вспоминая, то ли переживая батюшкины слова, фрагменты встреч… Отец Александр Попов привёл в небольшую комнатку при храме, где собрались священники, круглые сутки ежечасно сменявшие друг друга на молитве. У каждого было что вспомнить о благочинном Вятско-Полянского благочиния: как учил служить, как наставлял… Как в последнее время собирал экспонаты и материалы для открытия литературного музея. В подвальном помещении храма хотел открыть выставочный зал. Мечтал выпустить много книжек...

Я сидела в батюшкином креслице, слушала, рассказывала, как много лет вели мы с батюшкой секцию для журналистов на Трифоновских чтениях и какие порой нелепые вопросы ему задавали, а он всё равно на них отвечал. В какой-то момент увидела себя в этой же комнатке после той далёкой первой исповеди. Пришло запоздалое раскаяние: как же редко я сюда приезжала, как много драгоценного времени общения упустила... Жила с ощущением присутствия батюшки в своей жизни как навсегда данным. И вдруг от этой мысли стало странно легко. Он не оставил своей паствы. Просто молитва его теперь в мире ином...

Ольга БАКИНА
г. Киров (Вятка)




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга