ПОДРОБНОСТИ


«НЕ РАЗДЕЛЕНИЕ, А СОЗИДАНИЕ»

Новые епархии

Карта Архангельской митрополии

Череда открытий новых епархий дошла и до Русского Севера. В Архангельской митрополии, созданной решением Священного Синода 27 декабря 2011 года, теперь три епархии. Как написал в рапорте Святейшему Патриарху епископ Даниил, «Архангельская и Холмогорская епархия является одной из самых крупных... На сегодняшний день площадь её составляет 589 566 кв. км, общая численность населения – около 1 228 000 человек. Значительная удалённость некоторых населённых пунктов от центра, суровые климатические условия, слаборазвитая инфраструктура (некоторые территории доступны только для авиатранспорта) не позволяют правящему архиерею в полной мере осуществлять архипастырское окормление многих приходов».

Священный Синод постановил:

- образовать Котласскую епархию в административных границах Вельского, Верхнетоемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского и Шенкурского районов; епархиальному архиерею иметь титул «Котласский и Вельский»;

- образовать Нарьян-Марскую епархию в административных границах Ненецкого автономного округа, Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа; епархиальному архиерею иметь титул «Нарьян-Марский и Мезенский»;

- образовать Архангельскую митрополию, включающую в себя Архангель­скую, Котласскую и Нарьян-Марскую епархии; главой Архангельской митрополии назначить Преосвященного Архангельского и Холмогорского ­Даниила.

Также владыка Даниил будет временно управлять Котласской епархией. А Нарьян-Марскую и Мезенскую после хиротонии возглавит ныне иеромонах Свято-Троицкой Сергиевой лавры Иаков (Тисленко). Надо сказать, отец Иаков знаком с Севером, в том числе бывал на Северном полюсе.

На том же заседании Синода решено образовать в пределах Новгород­ской области Новгородскую митрополию, главой её назначить Преосвященного Новгородского и Старорусского Льва. Из состава прежней епархии выделена Боровичская епархия в границах Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов.

Скорее всего, изменения коснутся также Вологодской, Вятской и Сыктывкарской епархий. На этот счёт неофициально высказываются разные предположения. В частном порядке в Интернете опубликована «рабочая карта» будущей Вятской митрополии. В центре её – епархия в составе Кирова, Слободского, Котельнича. Северно-западную часть будто бы соединят с Великоустюжской епархией, которая образуется от деления Вологодской епархии. А на юге образуют сразу две епархии: Нолинск – Советск – Яранск и Уржум – Малмыж – Вятские Поляны. Но пока официально это не подтверждено.

Надежды и сомнения

Образование Архангельской митрополии вызвало много комментариев. Обозреватель Дмитрий Жаворонков («Правда Cеверо-Запада») произвёл следующий подсчёт:

«Распределение населения по епархиям будет неравнозначным:

– 818 000 человек, 85 приходов (Архангельская),

– 288 000 человек, до 45 приходов (Котласская),

– 66 тысяч человек, до 10 приходов (Нарьян-Марская).

В Ненецком округе всего 40 тысяч человек. Мезень и Лешукония дадут ещё 20 тысяч. Получается епархия, расположенная на территории с населением в 66 тысяч человек. Плюс полярные станции, воинские части на Новой Земле и т. п. Не очень-то много...

Здесь вылезают проблемы границ областей. Административно-территориальное деление у нас зачастую проводилось без учёта культурно-исторических особенностей. Это и Важский край, разрезанный границей между Архангельской и Вологодской областями, и Ленский район, экономически больше связанный с Сыктывкаром, и Соловки, которые в разы ближе к карельским портам. Котлас – молодой город, «ровесник Октября», но получил старшинство над старинным Вельском, Сольвычегодском или Красноборском. Недовольна будет матушка-Мезень. Ведь именно она была центром освоения Севера. А теперь город с ненецким названием, где и храмов-то кот наплакал (в Ненецком благочинии всего три прихода!), стал центром целой епархии. Но это всё частности... Мало жителей «на квадратный километр»? Плохие деньги? Разорённые церкви, сотнями стоящие вдоль дорог и рек? Разгул сектантства? Со всем этим и предстоит разбираться уже в трёх епархиях».

Оптимизм архангелогородца разделяют не все обозреватели. Наверное, самым скептическим было высказывание протодиакона Андрея Кураева. В своём интернет-блоге он написал о практике «деления епархий»:

«Не знаю, с какой целью дробятся епархии. Если с целью усиления контроля епископа над жизнью приходов, то это тупиковый путь. По нашей отечественной традиции усиление вертикали власти с годами ведёт к атрофии всего того, над чем эта власть простирается. Уж лучше оживлять жизнь самих приходских общин, давать им больше самостоятельности и ответственности. Если же их (приходы, прихожан и настоятелей) приучат жить в режиме управляемых вручную фортепьянных клавиш, то клавиши быстро сотрутся.

Очевидная проблема церковной жизни: искренняя энергия священников не передаётся прихожанам, и оттого священники глохнут в огромном количестве и разнообразии совершаемых ими самими дел и служений. Поэтому меня так обрадовали инициативы Патриарха Кирилла о возрождении на приходах миссионерской и социальной работы. Но эта очень личностная гуманитарная работа станет лицемерием и имитацией, если вместо «батюшки» над душой встанет «начальник», требующий мероприятий и отчётности. Сможет ли епископ, приближённый к группе приходов, стать для них не титулярным, а действительным отцом? Нынешнее дробление епархий, не решив проблемы нравственно-аскетического порядка, породит ряд сложностей в самой церковной жизни».

Также о.Андрей опасается: «Решительно будет подорвана возможность прежних больших епархиальных центров вести образовательные, информационные и иные проекты. Сможет ли существовать Тобольская семинария без богатых северных округов? Что будет с телеканалом «Союз», который теперь лишается поддержки всей Сверд­ловской области? Среди минусов – сложность осуществления епископом политических манёвров. Например, новый Екатеринбургский епископ теперь обречён гораздо внимательнее прислушиваться к мэру: от епископа, ставшего почти что чисто городским, область, по сути, отрезана. Для чисто городского епископа отношения с мэром становятся важнее отношений с губернатором. Но, значит, и в глазах губернатора епископ становится человеком мэра. А у мэров и губернаторов в современной России отношения весьма непростые».

«Я заранее готов признать, что моё мнение об этом проекте некомпетентно, – заключает между тем православный публицист. – Реформа только началась. А дуракам, как известно, наполовину сделанную работу не показывают. Кроме того, я понимаю, что люди, гораздо лучше меня понимающие особенности епархиального управления, инициировали эту реформу».

Действительно, мы видим только внешнюю сторону готовящихся изменений. Но причины их – на поверхности.

Смысл разукрупнения

Вот что сказал по этому поводу порталу «Православие и мир» пресс-секретарь Святейшего Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский:

«Епархии, в которых имеется 200, 300 и более храмов, очень трудны для управления. Епископ только за несколько лет может посетить на праздники свою паству и свои храмы.

В древних Церквях епископ был в каждом городе. Само слово «митрополит» происходит от слова «метрополия» – город. Теперь же в епархиях есть города с количеством паствы в сотни тысяч, а в некоторых епархиях таких городов может быть несколько. Это не характерно для церковной традиции. В Греции, например, епископ есть в каждом городе. Маленькая 11-миллионная страна имеет около 100 епископов, соответственно числу греческих городов. Причём городки эти очень маленькие – то, что мы называем посёлками городского типа, и в России таких десятки тысяч».

Сам Святейший Патриарх Кирилл говорил об этом ещё в августе 2011 года. Вот его слова:

«Когда в 1917 году начался Поместный Собор и был избран Патриарх Тихон, то одной из первых задач, поставленных перед Церковью, стало увеличение количества епархий и создание митрополий. Несомненно, со временем так бы и произошло. Но мы знаем, что затем случилось...

Архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое у них образование. Он должен точно знать, что происходит в каждом приходе: есть ли там какое-то развитие или нет, служит ли священник ревностно или, простите, больше всего о деньгах думает, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодёжь или нет, совершаются дела благотворительности или нет, издаются приходские издания или нет – каждый архиерей должен всё это знать и видеть.

Мы называем, может быть, неправильно, разделением епархий – точнее было бы говорить о создании новых епархий. Конечно, мы будем идти по пути создания митрополий – с тем чтобы достигать большей координации в деятельности епархий, работающих в одном регионе. Этим вопросом займётся Межсоборное присутствие».

Роль митрополий

В комментарии «Церковному вестнику» заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) пояснил, каков может быть круг обязанностей главы новообразованных митрополий:

«Быть старшим товарищем, наставником – это одна из важных функций главы митрополии. Сейчас, когда новые епархии только формируются, особенно важно, что во всех митрополиях её главами являются многоопытные архиереи, которые смогут помочь молодым, возглавившим новые епархии.

Кроме этого, митрополит является координатором... Руководству области, государственным органам власти проще и понятнее вести диалог с кем-то персонально. Это вовсе не значит, что другие архиереи митрополии должны быть отстранены от диалога с тем же губернатором. Это будет противоречить церковно-правовым нормам. Возможно, время покажет, что полезна будет и централизация в решении некоторых вопросов. Однако здесь необходима осторожность. Митрополит не может вмешиваться в отношения между высшими органами власти и епархиями. Любой епархиальный архиерей, в том числе епархиальный архиерей новой епархии, входящей в состав митрополии, может напрямую обращаться к Патриарху и к председателям синодальных учреждений. Этим они отличаются от викариев, которые обращаются к высшим органам власти через своих правящих архиереев.

Нередко бывает так, что на имя Патриарха поступают жалобы на епархиальных клириков, порой и на архиереев. Положение о митрополиях предусматривает, что такие обращения может принимать и митрополит. Одно дело – пытаться разобраться в ситуации издалека, другое – если местный митрополит будет принимать участие в примирении сторон на месте».

Игумен Савва ответил и на критические замечания, в том числе о. Андрея Кураева, процитированные выше. В интервью журналу «Нескучный сад» он заметил, что «разукрупнение» действительно в какой-то мере изменит взаимоотношения глав епархий с губернаторами. Но, по мнению о. Саввы, церковная жизнь не должна ориентироваться на жизнь государственных органов.

«Что касается епархиальных отделов, то, конечно, новым епархиям придётся создавать свои собственные. Но это вовсе не значит, что если в старом отделе было 30 сотрудников, то в новой епархии нужно создавать отдел с таким же штатом. Скорее наоборот: новые отделы должны быть меньшими по составу, но более активными, более мобильными. Ведь одна из задач реформы заключается в том, чтобы епархиальные структуры стали ближе к приходам. Разделение епархий – не повод для бездумного увеличения административного аппарата.

Возможно, имеет смысл устраивать стажировки для сотрудников новых епархий в «старых» отделах. Кроме того, останутся и проекты, требующие совместных усилий всех епархий области. Например, о материальной поддержке семинарии или училища, расположенного в одном субъекте федерации (если говорить о России) должны заботиться все епархии данного региона. Семинария, конечно, должна воспитывать священников для всех епархий, которые её содержат.

В чём ещё новые епархии смогут взаимодействовать? Миссия, образование, преподавание «Основ православной культуры», социальная работа, молодёжное служение – во всём, и особенно в тех программах, которые нуждаются в поддержке центральной светской власти. Можно создавать совместные рабочие группы для решения общих задач, проводить обучающие семинары, конференции. Кроме того, могут созываться и какие-то общие пастырские совещания. Более конкретно о механизмах координации епархий одного региона будет сказано в документах, которые под председательством митрополита Варсонофия готовит комиссия Присутствия по вопросам церковного управления».

Открытие новых епархий будет продолжаться. Владыка Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, в недавнем интервью назвал «минимум деления»: «Если архиерей за год посещает 50-60 приходов, то за два года он сможет посетить все приходы своей епархии. Не зайти, проезжая мимо, а именно приехать и послужить. Раз в два года объехать все приходы – это очень хорошо. Думаю, в епархии может быть и меньше 100 приходов, тогда работа будет ещё более эффективной».

Подготовил Михаил СИЗОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга