ВЕРТОГРАД

Иеромонах Макарий (Маркиш): «В столь серьёзном деле, как семейная жизнь и воспитание детей, не принимайте на веру ничего без тщательной проверки»

В издательстве «Никея» в прошлом году вышла новая книга ответов на волнующие людей вопросы иеромонаха Макария (Маркиша) «Мужчина и женщина». Предлагаем вашему вниманию некоторые из вопросов и ответов.

– Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, возможен ли брак между крёстными, если мы крестили взрослого человека? У нас раньше были серьёзные отношения, а потом мы расстались. Через некоторое время наш общий друг решил креститься и пригласил нас быть ему крёстными родителями. Мы были не просто заочно вписаны, а прошли обряд крещения. И вот теперь, спустя несколько лет, зашла речь о том, чтобы вернуть отношения, но боимся, что это грех.

– Вопрос о браке между восприемниками (крёстными родителями) одного и того же младенца вызывает немало разногласий и споров. Прежде всего заметим, что никаких церковных канонов на этот счёт не существует, в чём каждый может убедиться, просмотрев Книгу правил. Однако есть определённые церковно-правовые акты, касающиеся данного предмета.

Далее, дабы избежать возражений и полемики, сошлёмся на следующий авторитетный источник: Григоровский С. П. «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении». (Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II.) С. 49-51: «В настоящее время приведённая 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отменённою… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».

Тем самым вопрос исчерпан. Что же касается ваших «отношений» и того, что за ними стоит, то этот предмет, скорее, принадлежит частной исповеди.

– После многих лет в браке я начал думать, не принять ли мне монашеский постриг. Моя жена несчастлива со мной – это твёрдо осознанный и принятый мною факт. Причина? Их тысячи! Да, я несовершенен. Но что поделаешь? Для чего-то Господь дал мне все мои качества?! Нельзя же прибавить себе росту на локоть.

– Не надо прибавлять себе росту. Это неразумно. Не для этого Господь дал вам жизнь, жену, детей. Едва ли не самая гнусная и губительная ложь безбожного мира заключается в этих словах: «Какой я есть, таким я и останусь».

На самом деле, наоборот: «Какой я есть, таким я не буду больше никогда». Жизнь – не состояние, а процесс.

Восхождение в гору или соскальзывание с неё происходит в зависимости от направления моей воли. Что во мне есть доброго и светлого, то я, благодаря Господу, буду в себе укреплять и развивать. Что есть во мне злого и тёмного, то я, с Божией помощью, буду в себе искоренять и уничтожать. Это называется покаяние. Это называется жизнь. Не надо прибавлять себе росту. Надо прибавить добра и убавить в себе греха. Этим всё главное сказано. А выводы очень простые.

Начиная с сегодняшнего дня посмотрите на себя другими глазами – глазами Христа. И исполняйте Его волю здесь и сейчас, а не в фантастическом «постриге» или ещё какой-то выдумке. Рядом с вами – живые люди, ваша жена и дети, которым вы можете принести добро. Вы можете сделать их счастливыми – это опять же не состояние, а процесс.

Каждый день, каждый час посвятите тому, чтобы в чём-то, хотя бы в чём-то, сделать их счастливее, радостнее, ближе ко Христу. Дети, в силу их возраста, будут постепенно отходить от вас («Оставит человек отца и мать...»), а жена, наоборот, приближаться к вам, по мере того как вы будете преодолевать ошибки, грехи и заблуждения прошлого. Не останавливайтесь в этом благодатном подвиге! Путей и способов – тысячи! Употребите здравый смысл и жизненный опыт, молитву и христианскую мудрость, чтобы выбрать наилучшие для вас. Начинаем с себя самого. Начинаем сегодня же.

– Друзья меня попросили принести им святой воды, чтобы омывать личико некрещёного ребёнка (ему 2 года, крестить собираются через год). Можно ли это делать?

– Формально говоря, можно. Но формализм, как мы знаем, приносит больше вреда, чем пользы. Помните, что младенец входит в Церковь как составная часть своей семьи, по вере родителей. А что же родители, что же их вера? Вот вы и спросите: «Если вы верите в Бога, в Его Святую Церковь, то почему не крестите ребёнка? А если не верите, то зачем вам святая вода?» И прочтите им знаменитый стих (3 Цар. 18, 21): «И подошёл Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова».

– Доброго вам дня! У меня дочь часто приносит рисунки или игрушки: пони, кони разных цветов с рогом на лбу. По Библии, это единорог, а в Интернете я нашла информацию, что образ единорога связан с магией, злом. Я всё, что плохо (игрушки, рисунки), проверив, выбрасываю. А тут не знаю, что делать, так как нигде ясно не сказано, что единорог – образ дьявола. Потому обратилась к вам. Помогите разобраться и поступить правильно, так как я всегда объясняю дочке, почему сделала так, а не иначе.

– В Интернете можно много чего найти... И всё, что находите, вы реализуете в своей «родительской заботе» о дочери? Бедная ваша дочь. Судя по письму, она ещё маленькая: значит, шансы пока есть. Вам надо НЕМЕДЛЕННО исправить своё отношение к дочери, к миру её игр и детских забот: ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧИТЬ надзирательский произвол по отношению к её игрушкам и рисункам, дать ей СВОБОДУ в этой сфере, возможности для проявления собственных желаний и предпочтений.

Это ни в коей мере не означает вашего равнодушия, безразличия к тому, во что она играет, что рисует и т. п., но полностью исключает НАСИЛИЕ и требует МАКСИМУМА СДЕРЖАННОСТИ, рассудительности, спокойствия и уступчивости, когда вы будете обсуждать с ней те или иные элементы её игр. Если вы этого не сделаете, если будете продолжать практику административного контроля детских игр, игрушек и рисунков (особенно руководствуясь сведениями из Интернета или лжеправославных брошюрок!), вашу дочь – и вас вместе с нею – ждут следующие перспективы:

1) юношеский бунт по достижении пубертатного периода;

2) полный разрыв общения с матерью в постпубертатном возрасте;

3) неспособность к ответственному поведению в обществе, в среде себе подобных;

4) неспособность к плодотворным отношениям с противоположным полом, к созданию семьи;

5) нервно-психические расстройства, связанные с глубокими дефектами личности.

– Прочитали в книге какого-то священника, что мы не должны играть со своими детьми. Но у нас остались сомнения...

– Сомнениям тут не место. Вы обязаны играть со своими детьми. Да и с чужими тоже невредно. Играйте с детьми. С младенческого возраста входите, внедряйтесь, врастайте в их игрушечный, узкий, но стремительно расширяющийся мир: ведущее место в нём должно принадлежать вам.

А затем, по мере взросления детей, начинайте вводить их в свой мир, мир реальности – и материальной, и духовной. Постепенно дети начнут отличать реальность от игры. И когда настанет подростковая пора, они войдут в стремнину «трудного возраста» отлично подготовленными, в надёжном единстве с родителями, с Церковью, с Христом.

Игра, от младенчества до юности, – это школа общения, школа жизни, школа любви. Что же касается чьих-то мнений, проповедей, книг и т. п., будьте разумны и внимательны: «какой-то священник» не заменяет собой полноты церковного наследия. В столь серьёзном деле, как семейная жизнь и воспитание детей, не принимайте на веру ничего без тщательной проверки и сопоставления с авторитетными источниками.