ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

ЕСТЬ ЛИ БРАТСТВО В ИНТЕРНЕТЕ?

Провал форума

«Эту бы энергию – да в благих целях!» – посетовал Патриарх Кирилл, открывая 23 марта координационный комитет по поощрению творческих инициатив под эгидой РПЦ. А говорил Святейший Патриарх о православных участниках интернет-форумов и блогов. «Никак не умаляю важности и необходимости глубоких, серьёзных дискуссий в православной среде, но хочу каждому их участнику напомнить, что именно к нему относятся слова Спасителя "по плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16). По плодам, а не по разговорам и тем более не по ёрничанию, не по анекдотам, не по болтовне, не по желанию показаться сильным, умным, убедительным, хлёстким и так далее», – заметил Святейший.

Наверное, одной из причин такой критики был аналитический доклад о первых итогах интернет-обсуждения документов Межсоборного присутствия РПЦ. Слышать этот доклад мне довелось, как говорится, из первых уст – на «круглом столе» прошедших Рождественских чтений, посвящённом проблемам православного Интернета. И он весьма впечатлил.

Надо сказать, Межсоборное присутствие – учреждение новое, действовать оно начало с 2010 года. Вспоминается, как в 90-е годы многие православные активисты ставили вопрос о периодичности проведения Поместных Соборов и ратовали за демократические процедуры при принятии общецерковных решений. И вот появился совещательный орган, который в период между Соборами должен учесть все предложения и пожелания. Более того, на сайте Межсоборного присутствия www.msobor.ru выложены проекты церковных документов и предложено всем заинтересованным людям обсудить их в формате интернет-форума. По итогам дискуссий обещано внести поправки в документы. Куда уж «демократичней»!

Как же это применили к делу пользователи Интернета? На «круглом столе» главный редактор портала «Богослов.ру» протоиерей Павел Великанов рассказал следующее.

Начал он со статистики. На сайт для обсуждения было представлено 15 проектов самой разной тематики: «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления», «Общественная деятельность православных христиан», «О принципах организации социальной работы в РПЦ» и другие. Какие темы стали обсуждаемыми, а какие нет? Разброс поразительный. Под проектом, посвящённым миссионерской работе РПЦ, оставлено всего... 2 комментария. А под документами по вопросу церковнославянского языка – почти 2000. Разница в тысячу раз. Удивительно и то, что «Процедуры и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» удостоились всего 58 комментариев, хотя сколько было «шума» в Интернете накануне выборов нынешнего Предстоятеля.

Качество обсуждения проектов протоиерей Павел оценил так: «Реальные проблемы жизни Церкви мало кого волнуют. Но при этом любая попытка сверху предложить даже направление для решения той или иной актуальной церковной проблемы сразу сталкивается с алармистской (панической, тревожной. – Ред.) интерпретацией».

На примере дискуссий вокруг церковнославянского языка он выделил четыре группы участников:

«Это идеалисты, психопаты (в хорошем смысле слова), голосующие и захожане. Для "идеалистов" характерна деловая заинтересованность в дискуссии, они, как правило, конструктивны, чётко выражают и аргументируют свою позицию, эмоционально держат себя в рамках. Обычно количество их комментариев минимально. "Психопаты" наиболее болезненно реагируют на противоположную позицию. Для них первичным является декларация своей позиции и отождествление отстаиваемой позиции с собственной личностью и прежде всего вопросом её спасения. Именно этим объясняется крайне высокая эмоциональная заряжённость таких комментариев и их неизбежно шквальный характер. Показательным для такой группы также является быстрое уклонение от предмета обсуждения, проскальзывание мимо любой логической аргументации, нечёткая структура и, перемежающаяся с обидчивостью, агрессивность».

Собственно, между «идеалистами» и «психопатами» обычно и ведётся дискуссия. «Голосующие» просто высказывают своё мнение и далее молчат. А «захожане», оставляя свои комментарии, вообще не понимают, о чём идёт речь. При этом пять самых активных участников обсуждения занимают более 30% всех комментариев.

Как отметил священник, реальные предложения в таких дискуссиях составляют не более 5-7% от общего количества записей. «Как только достигается порог интеллектуального и богословского уровня диспутантов, включается совершенно иной механизм. Мы назвали его "партийным заказом". Если у той или иной "партии"есть какая-то организованность, единое управление, они с лёгкостью, посредством трёх-четырёх участников, быстро завладевают дискурсом, затем его аккуратно подменяют и в итоге срывают обсуждение». «Партий», как можно догадаться, обычно две – те, кто склоняется к консерватизму или либерализму. Они совершенно «забивают» голоса других участников.

Окончательный вывод священника неутешительный: надежды на вдумчивое обсуждение межсоборных документов в Интернете, можно сказать, провалилось.

Что делать?

На том «круглом столе» интернет-секции Рождественских чтений протоиерея Павла Великанова забросали вопросами. Задал и я сакраментальное: «Что делать?» Если кратко, то редактор Богослов.ру предложил следующее.

Нормальная дискуссия возможна лишь при её умном сопровождении. Те, кто организует её, должны вначале создать «группу поддержки». По ходу обсуждения эта группа может как минимум нейтрализовать «партийную» склоку, давая возможность высказаться всем. Необходима и постоянная работа аналитиков, которые могли бы по ходу обсуждения формулировать промежуточные итоги, выкладывать их в «тело» дискуссии и тем самым направлять её в конструктивное русло. Полезно, по мнению о. Павла, и качественное справочное сопровождение интернет-форумов. Например, если бы на сайт Межсоборного присутствия были выложены не только готовые проекты решений, а и материалы, использованные при их подготовке, то исчезла бы большая часть пустопорожних споров на форуме.


На секции «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования»

– То есть к каждому документу надо было приставить тот сопровождающий материал, дающий понять, откуда он родился. Это информационные, аналитические, исторические и другие материалы, – пояснил отец Павел. – Тут как получилось... Президиум Межсоборного присутствия, в общем-то, не возлагал много надежд на интернет-обсуждения, и правильно. Но в итоге те отзывы и предложения богословов, что сыграли ключевую роль в подготовке текстов, были закрыты и не опубликованы на сайте Межсоборного присутствия. И в этом, я считаю, заключается большой недостаток. Ведь церковная общественность не понимает, а что, собственно, происходит в духовных академиях и на епархиальных обсуждениях, как богословски образованные люди смотрят на эти вопросы, как аргументируют свои позиции. К сожалению, мы смогли опубликовать только те предложения, которые были непосредственно направлены нам и предполагали именно форму интернет-обсуждения. Как, например, отзыв Преосвященного митрополита Евсевия на документ, связанный с местом церковнославянского языка в жизни Церкви. Если мы сделаем и остальные документы открытыми, то дискуссии автоматически поднимутся на другой уровень.

Проблемы, о которых рассказал отец Павел, наверное, знакомы всем православным форумчанам. Не раз сталкивался с ними и я, администрируя форум нашей газеты. А вот предложенная им технология «сопровождения» дискуссий оказалась внове. Учиться ещё и учиться... На той же интернет-секции узнал я, что сейчас по епархиям ездит группа консультантов из Синодального информационного отдела, помогая приблизить епархиальные сайты к единому стандарту. Со своими сомнениями подхожу к руководителю информационно-аналитического управления этого отдела Денису Маханько.

– Зачем сайтам единый стандарт? – спрашиваю его. – Ведь разнообразие – это же интересно.

– Речь об официальных епархиальных сайтах, – поясняет он. – В декабре прошлого года было решено внести какой-то порядок, мы разработали стандарт, разослали его по епархиям, и вот к маю ждём отчётов о проделанной работе.

– Думаете, это повысит посещаемость епархиальных сайтов?


Слева – Денис Александрович Маханько

– Однозначно! Мы же этот стандарт составляли на основе лучшего, что уже имеется. За образцы взяты сайты Московской епархии, а также Екатеринбургской, Нижегородской, Саратовской, Ставропольской, Южносахалинской, Красноярской и Ростовской-на-Дону. Вот они как раз посещаемы. А есть противоположные примеры. Например, сайты-визитки, на которых только общая информация. Или вот ещё распространённая ошибка: на сайт вешают ленту событий, взятую с общецерковных православных ресурсов, – и всё. А ведь людям, зашедшим на сайт определённой епархии, вовсе не интересно, что происходит в Москве. Мы проводили замеры: на некоторых сайтах общецерковные новости в десять раз превосходят местные. Словно в епархиях никакой жизни нет. Но это же неправда! В наше время каждый день что-нибудь происходит.

– А в чём различие между епархиальным и просто православным сайтом?

– Если сайт не епархиальный, то к нему особых требований нет. Он может быть любым. Например, есть православный сайт для поиска работы. Требование тут одно – нравственный уровень авторов. А что они там уж придумают и сделают, одному Богу известно.

– А что бы вы пожелали рядовым пользователям Интернета? Для них есть свои требования?

– Быть разборчивыми и не делать в сети того, что мы не делаем в реальной жизни. Заповеди распространяются ведь не только на реальную жизнь, но и на виртуальную. Нужно быть христианином везде – и дома, и на работе, и в Интернете.

Вопрос этот Денису я задал неслучайно, поскольку давно уже закралось ещё одно сомнение...

– Знаете, есть у меня такое маленькое наблюдение, – начал я издалека. – Бывая на некоторых сайтах, в том числе на православных форумах, иногда ловлю себя на мысли: как здорово, что прихожанки, с которыми я молюсь в одном храме, в большинстве своём компьютерно безграмотны! Ведь они потом ночи спать не будут, переживая. Столько разного «интересного» узнают и про своего архиерея, и про батюшек. Где ложь, а где правда – ведь неискушённому человеку трудно сориентироваться.

– Конечно.

– Причём с этим можно столкнуться в блогах или на страничках соцсетей, которые ведут даже сами архиереи. Появляются там разные «тролли», грязь льют. С одной стороны, можно ввести жёсткую премодерацию (предварительную цензуру), с другой – дискуссия должна с живым диалогом, который задержки премодерации просто погубят. Вот как этот вопрос решить?

– А никак не решить, – скептически ответил Денис Маханько. – Можно решить только для себя: либо вы туда ходите, либо нет. Это вопрос нравственный, не технический. Если вы решились на дискуссию и вас «тролль» оскорбляет, то вы не должны вестись на это. Я ж говорю: просто оставайтесь христианином. Всё! Ничего больше не требуется.

– Но ведь часто в искушение вводит вовсе не «тролль», а человек, искренне переживающий за Церковь. Бывает так, что у него просто неполная информация, он сам дезинформирован и невольно дезинформирует других.

– Ну, если у вас есть полная информация, то выложите её. В чём проблема-то?

– Так невозможно же всё знать!

– Нет, тут надо рассматривать каждый конкретный случай, а не теоретически. Вот вы сами с какой епархии? А... теперь понял. Ну, тут вы ничего не сделаете, просто у человека настрой такой.

– Ничего-ничего не сделать?

– Ничего. Только жизнь рассудит. Простите, что не смог ответить...

После этого разговора с руководителем информационно-аналитического управления я подивился: вот и в Москве знают про нашего «возмутителя спокойствия» – бывшего епархиального работника, интернет-журналиста, который поставил себе цель найти компромат на церковную жизнь в епархии. По терминологии отца Павла Великанова, его бы можно причислить к «психопатам», если бы не холодный расчёт и профессионализм блогера. Впрочем, и без него в православном сегменте Интернета хватает искушений, из-за которых поневоле вспоминается стишок: «Не ходите, дети, в Африку гулять».

Секрет – в людях

Конечно, если быть разборчивым и не ходить, куда не надо, то православный рунет – настоящая кладовая. Поражает разнообразие сайтов. На секции «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования» о своих детищах рассказали авторы Temples.ru (сайт организует восстановление заброшенных храмов и миссионерскую работу), Miloserdie.ru, Sobory.ru и др. Очень интересным оказался миссионерский проект «Батюшка онлайн». Ровно год он действует в социальной сети «ВКонтакте» по адресу www.vk.com/batyushka_online. Суть проекта заключается в том, что на вопросы пользователей сети отвечают известные священники со всей России. Этот ресурс насчитывает уже более 2З миллионов посещений.

О том, как с толком можно использовать Интернет, рассказал мне и давний знакомый – игумен Владимир (Маслов) из Свято-Екатерининского монастыря г. Видное. Во время бесплатного обеда (встреча интернетчиков проходила на базе Российского Православного Университета, и организация была на высоте) случайно оказался я с ним за одним столиком. Спросил между прочим, участвует ли батюшка в интернет-форуме Межсоборного присутствия.

– Времени не хватает, – с сожалением ответил он. – Но к нам в монастырь пришло циркулярное письмо с темами обсуждения, и настоятель благословил написать мнение. В основном я высказался о переводе Библии.

– И каково ваше мнение?

– Считаю, с этим не надо торопиться. Церковнославянский язык Библии, особенно Псалтири, – это язык Церкви. Если делать перевод, то он должен быть лучше нынешнего. А что для этого потребно? Собрать хороших лингвистов? Нет. Любой перевод – это интерпретация, работа со смыслами, поскольку буквально с одного языка на другой значение слова невозможно перенести. Так что для перевода необходима духовная полнота Церкви, высокий уровень церковной жизни. Кроме того, я считаю, что это не просто разовая акция. Сама работа по переводу – то есть уточнению смыслов – могла бы по ходу дела поднять и решить многие богословские и церковные вопросы. Это бы могло стать центром, вокруг которого жизнь церковная собирается.

– В формате интернет-дискуссии это невозможно?

– Ну, отец Павел Великанов уже говорил, как они проходят. Кстати, я бы предложил простейший способ организации дискуссий. Обычно на форумах как? Есть один модератор, который стирает ненормативную лексику, «банит» злостных нарушителей – и всё, дискуссии он не касается. А там нужен авторитетный человек, который бы задал тон, показал образец общения – и чтобы вокруг него кристаллизировался диалог. И это должен быть не просто порученец, на которого повесили форум в нагрузку, а человек, кровно заинтересованный в обсуждаемом вопросе. Вот только где таких людей взять? Вообще же, Интернет все вопросы не решит. Знаю по собственному опыту. На мой сайт заходит человек 40-50 в день, мы беседуем, обмениваемся точками зрения. А потом, бывает, встречаемся в «реале» – и намного быстрее и содержательней решаем вопрос. Глаза в глаза всё лучше делается.

– Батюшка, а чем ваш сайт такой особенный? – вступила в беседу соседка по столику. – Сейчас, гляжу, все свои сайты открывают, мода пошла. А зачем их столько?

– Да я просто выложил в сеть свои богословские работы, – скромно ответил игумен.

– У батюшки есть очень интересный труд «Четыре Евангелия», мы о нём в газете писали (Утро пришествия в № 435 «Веры»), – пояснил я женщине.

– Да, там несколько работ, – кивнул отец Владимир. – Вот думаю как-то связать «Утро пришествия» с «Аксиомой грехопадения» и потом, может быть, издать книгой. Обсуждение их на сайте помогает осмыслить такую связь... А вы, кстати, в мультимедиа не разбираетесь? Хочу разместить на сайте аудиофайлы, да не знаю как. Постоянный помощник мне нужен.

Обещаю батюшке через газету сообщить просьбу о помощи, подаю ему блокнот, чтобы записал адрес сайта.

– А вы и так запомните: игумен точка ру, – рассмеялся игумен. – Пишется: www.igumen.ru.

Порадовался я за батюшку: какое доменное имя успел взять. Знай наших!

Вспомнилось, как я тоже искал квалифицированного помощника, когда делал сайт нашей газеты. И он нашёлся на Мреже.ру (ныне оrthodoxy.ru – сервер «Россия православная»). Александр Дятлов, создатель этого огромного ресурса, на котором бесплатно «прописалось» свыше 800 различных православных сайтов, нашёл время, чтобы объяснить «чайнику», как пользоваться менеджером загрузок и т. д. Никогда этого не забуду... А как он развеселился от вопроса, где взять для программки, работающей под DOS, «руссификатор»! Другой бы послал подальше... Настоящий русский человек – умный, терпеливый и жертвенный.

На интернет-секции мы встречались как раз накануне годовщины его смерти. И о нём многие вспоминали. Как Александр, прилично зарабатывая в иностранной фирме, на свои деньги покупал оргтехнику для православных сайтов и тратил всё свободное время на разработку интернет-проектов. Он и Геннадий Рябов (военный программист, также рано ушедший из жизни) были у истоков православного рунета, и, собственно, именно их заслуга в том, что он сейчас разнообразен и интересен.

Во время литии по Александру все участники встречи спели «Вечную память». Сергей Чапнин, редактор «Журнала Московской Патриархии», потом заметил: «Если, собравшись, люди могут так без подготовки спеть литию, то значит, эта сфера для нас – она тоже воцерковлена». Наверное, он имел в виду Интернет. Да, в нём есть христианское братство. Там, где собираются христиане – будь то «реал» или «виртуал», – там и есть христианство.

Михаил СИЗОВ
Фото автора




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга