ПРАЗДНИК

БЕЙТ-ДЖАЛА – ГОРОД СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Христос родился рядом

Между Вифлеемом и Иерусалимом есть арабский городок Бейт-Джала, о котором православные в России знают неоправданно мало. Почему неоправданно? Потому что это единственный православный город в Палестине. Из 15 тысяч жителей 13 тысяч там – православные христиане. Во всех остальных местах, даже в Вифлееме, они в меньшинстве.

Город известен с библейских времён и прежде назывался Гило. По преданию, здесь был погребён Ессей, отец царя Давида. Рассказывают, что Богородица насадила там масличный сад, масло из которого ценится сейчас в два, а то и в три раза дороже, чем любое другое масло Палестины. Народ его называет «румани», то есть «римское» – из древних олив, посаженных во времена Римской империи. Жители Бейт-Джалы очень переживают, что Христос родился не у них. Утверждают, что Пресвятая Дева шла в Вифлеем, в Бейт-Джале Ей предложили удобный ночлег, но во исполнение пророчества, Божия Матерь поспешила в Вифлеем. Ай, зачем Она это сделала, а вифлеемцы – такие люди! – отправили спать Царицу Небесную в какой-то хлев!

Зато святитель Николай, не связанный пророчеством, знал, что делает, когда, совершая паломничество в Святую Землю, прожил в Бейт-Джале почти три года – с 310-го по 313-й. И только укрепившись здесь духовно, он согласился принять архиерейский сан и взойти на кафедру Мир Ликийских. Как передаёт слова местных жителей побывавший недавно в Бейт-Джале священник из Петербурга Геннадий Беловолов, в память о святителе Николае в городе был основан монастырь, Гило переименовали в Никополис и назывался город так многие века. В VII веке город разрушили персы, но он поднялся из руин. Пережил нашествия крестоносцев и арабов, пока в XIV веке его снова не разрушили мамлюки. Они уничтожили и монастырский собор Николая Чудотворца, оставив лишь нижний придел, в котором находился дом, где жил святитель. После этого обитель, прежде насчитывавшая до пяти тысяч насельников, подняться уже не смогла. Не потому, что иссякли силы – просто пришли турки, которые запретили восстанавливать храмы и монастыри.

Ещё известный русский миссионер отец Антонин (Капустин) в конце 1860-х гг. выкупил два участка в Бейт-Джале и основал здесь школу для девочек. Позже глава Русской Духовной Миссии передал эту школу в дар Императорскому Палестинскому обществу и со временем она была преобразована в женскую гимназию – первую на Ближнем Востоке. А после Первой мировой войны Палестину заняли англичане, которые позволили христианам строить свои храмы. Увы, пробыли они во Святой Земле недолго. После образования Израиля Бейт-Джала и Вифлеем не вошли в состав этого государства, но зато сюда хлынули многие тысячи беженцев, изгнанных израильтянами из своих домов. А ещё через двадцать лет Израиль захватил остатки Палестины. Лишь недавно его войска покинули Бейт-Джалу, расположенную на территории Палестинской автономии.

Как по-русски встречает «русский» святой

«Я не заметил сам момент, когда мы въехали в город, – пишет отец Геннадий Беловолов, – и вскоре мы оказались в самом центре города у главной его святыни. Это храм святителя Николая, на месте дома, в котором жил святой угодник. Храм поражает большими размерами – сразу видно, строили без оглядки на притеснения арабов и запреты турков. Встреча со святителем Николаем на Святой Земле необычная, потому что он в нашем восприятии менее всего ассоциируется с Палестиной, но тем более приятна, поскольку святитель Николай для нас особый, наш, русский по духу святой.

«Русский» святой нас и встретил по-русски, причём в буквальном смысле слова. В храме нам навстречу вышла матушка местного батюшки-араба и заговорила с нами на чистом русском языке. Она сама оказалась русской. Мария, так её зовут, училась на регентском отделении при Санкт-Петербургской семинарии, где познакомилась с семинаристом из Палестины Павлом. Они поженились, в 2004 году закончили учёбу в городе на Неве и отправились служить на родину православного араба-батюшки в Бейт-Джалу. Теперь матушка Мария радушно принимает своих соотечественников на Святой Земле. После её поселения в Бейт-Джале это место всё больше стали посещать русские паломники. В самом деле, не везде на Святой Земле услышишь рассказ из первых уст на русском языке.

Надо отметить, что в матушке Марии мы увидели воплощение лучших качеств русской матушки, как духовно, так и внешне: дородна, с чисто русским лицом, кажется героиней Кустодиева, сошедшей с полотна. Она уже успела обзавестись четырьмя детьми. Чувствуется, что её широкая русская душа глубоко приняла и Бейт-Джалу как родную землю и православных арабов как новых соотечественников. Это явствовало из её искреннего и сердечного рассказа о приходе, прихожанах и чудесах святителя Николая. Было радостно, что такая замечательная матушка представляет наш народ на Святой Земле, хотя и немного жаль: такие матушки нужны и в России...

Когда здесь жил святитель Николай, местные жители его почитали за Божьего человека. И когда он ушёл, дом его сохранялся в неприкосновенности с большой любовью... Община Бейт-Джалы была очень большая. Например, в 1753 году по документам она насчитывала 8500 православных христиан. Но, несмотря на то что они постоянно просили разрешения на строительство хотя бы верхнего храма, чтобы люди могли собраться и помолиться, это разрешение никак не давали. И только в 1914 году, когда Османская Империя была фактически вытеснена отсюда англичанами, был получен параман, т. е. разрешение на строительство храма. Но сразу приступить к строительству не удалось, потому что здесь была очень тяжёлая ситуация: война, холера, нищета, голод. Вы даже представить себе не можете, насколько тяжёлая. Дети ходили за турецкими лошадьми, из их навоза выковыривали уцелевшие зёрнышки, их мыли, сушили и с травами из этого пекли хлеб.

Но когда в 1923 году здесь произошло чудо, то это всех вдохновило на строительство, и оно началось...»

Дальше отец Геннадий приводит несколько историй, которые ему поведали в городе.

Чудо при начале строительства храма


Каменная икона свт. Николая из Бейт-Джалы

Из рассказа бейт-джальца:

«Здесь было большое землетрясение. И оно много домов разрушило и повредило. И видимо, купол нижнего храма тоже пострадал, потому что он неожиданно рухнул, когда под ним находился человек. Естественно, все подумали, что Абуманша – так его звали – уже погиб. Стали раскапывать, чтобы по-человечески похоронить. И когда раскопали, обнаружили его целым и невредимым. И только одна туфля с его ноги пропала бесследно. Тут у нас был один паломник, врач катастроф. И он сказал: "Это чудо для меня. Потому что я, как никто другой, знаю, что если откапывают из обрушившихся зданий человека и обувь у него слетела, то это явный признак того, что это труп. Он уже жив никак не может быть". А вот у него обувь снялась, и даже одну туфлю так и не раскопали – а он жив-здоров».

А тогда, вдохновлённые явным чудом Божиим, жители Бейт-Джалы начали строительство храма.

В 1925 году за два года полностью были построены стены, купол. И нынешний иконостас был сделан тогда же, в 1925 г. Он выполнен из камня, который называют розовым вифлеемским мрамором. Из этой же породы сделаны цельные колонны в храме Рождества Христова. И пол выложен такими же плитами. На самом деле, хотя камень и называется так красиво, это известняк. Но поскольку он розового цвета и очень трудно обрабатывается, его и назвали мрамором. Если вифлеемцы – это резчики по дереву, то бейт-джальцы как раз каменотёсы и прекрасные резчики по камню – с древних времён и по сегодняшний день. Если вы посмотрите, то и ныне на многих христианских домах увидите резные каменные иконы: великомученика Георгия Победоносца, святителя Николая и других святых. Это всё работа бейт-джальцев.

Полностью закончили строить храм в январе 1931 года. Он был освящён и милостью Божией с тех пор не разорялся. Службы проходят здесь фактически ежедневно. И было очень много чудес – как в древности, так и буквально в наши времена, на наших глазах.

Николай, собирающий бомбы

Самой дорогой святыней Бейт-Джалы считается частица мощей святителя Николая. Её передали после чуда, которое было в 1967 году. Во время шестидневной войны, когда стреляли по Бейт-Джале, на крыше храма ночью появился святитель Николай в полном святительском облачении, а сверху мантия – и бомбы, которые летели по небу, он собирал и под мантию складывал. И абсолютно реален факт, что не только храм не пострадал, но и ни один дом в Бейт-Джале, ни один горожанин не был ни ранен, ни убит. А видело святителя Николая на крыше храма огромное множество народа в Бейт-Джале. В то время настоятелем католического монастыря здесь был один итальянец, ставший впоследствии нунцием Папы на Святой Земле. И он своими глазами видел, как святитель Николай ловил бомбы на крыше православного собора. И тоже собирал свидетельства, документировал и послал целый том Папе Римскому, ответ которого особенно порадовал палестинцев: передать частицу мощей святителя Николая из Бари в православный храм в Бейт-Джале, где случилось чудо.

В 2002 году началась вторая интифада – борьба палестинцев с Израилем. Воевали между собой мусульмане с евреями, а христиане оказались между двух огней. Постучите здесь в любой дом – вас с радостью приветят, а если вы спросите: «Помогал ли вам святитель Николай?», то расскажут, как лично их семье святитель помог. Кому-то явился во сне и рассказал о судьбе пропавшего брата, мужа. Либо появлялся посреди дома ночью и говорил: «Срочно все выходите, выбрасывайте детей в окно!» И как только все покидали дом, дом взрывался. Или просто человеку приказывал: «Отойди!» – и как только тот отходил, на его место бомба падала. Таких случаев огромное множество. Например, старший сын здешнего священника всё время прятался от всех, потому что сначала приходили мусульмане, требовавшие, чтобы он участвовал в военных действиях, а потом – Моссад (израильская разведка. – Ред.). И в очередной раз солдаты пришли, а дома были батюшка, матушка и сын в спальне. Они перевернули всё вверх дном, но мимо двери, которая вела в спальню, проходили, как мимо стенки, – не видели её!

«Мы мечтаем о свободе»


Пещера, в которой, по преданию, подвизался святитель Николай

Здесь нужно уточнить, что бейт-джальцы из патриотических соображений и любви к святителю Николаю ввели отца Геннадия в некоторое заблуждение. Монастырь в этом городе был основан не в память о нашем любимом святом, а в честь Георгия Победоносца, ещё до прихода свт. Николая в Бейт-Джалу. В 305 году монахи из Анатолии (Малая Азия) пришли и основали монастырь с несколькими пещерами и зданиями. В одной из этих пещер и подвизался Николай Чудотворец перед поставлением во епископы. В Иерусалимском Патриархате до сих пор хранится текст, написанный его рукой.

О том, как живёт Бейт-Джала сегодня, можно узнать из интервью с двумя священниками этого города. Первое согласился дать представителю Санкт-Петербургской академии отец Павел Аль Алаам (кстати, выпускник СПбДА).

– Господи, благослови. Меня зовут протоиерей Павел, живу я в городе Бейт-Джала. По национальности палестинец, говорю на арабском языке. В 1998 году я закончил Санкт-Петербургскую семинарию, а затем академию. Служу сразу в трёх храмах. Первый, он же самый большой в нашем городе, – собор Рождества Пресвятой Богородицы. Второй – старинный храм в честь святителя Николая, расположенный на том месте, где с 310-го по 311 год в пещере подвизался святитель Николай. Когда-то на этом месте был монастырь святого Георгия. Третий храм – Архистратига Михаила – находится на кладбище. Паства моя – это семь тысяч человек. Хоть город у нас небольшой, ситуация не из лёгких. Как вы знаете, тяжело христианам в настоящее время на Святой Земле. Мы находимся в изоляции наподобие большого лагеря. Прежде в Вифлееме и других городах христиане составляли подавляющее большинство, но к концу XX века многие из них эмигрировали, т. к. не только социальное положение довольно тяжёлое, но и экономическое: найти работу довольно трудно.

– Видите ли вы положительные стороны такого состояния Православной Церкви в Палестинской автономии?

– После падения 500-летнего турецкого правления в начале ХХ века христиане и мусульмане довольно дружны между собой. Иногда их связывают, не побоюсь этого слова, братские отношения. Но среди мусульман есть и такие, которые пытаются обострить наши взаимоотношения, разного рода высказывания и обвинения в адрес православных раздаются довольно громко. Такое положение дел даёт нам плюс в том, что растёт патриотизм и сплочённость нашего палестинского народа. Мы мечтаем о свободе и независимости, и в этих своих устремлениях мы как одно целое.

– Что, на ваш взгляд, главное для духовника в такой сложной ситуации, в которой находитесь вы?

– У нас долгое время Таинство исповеди не проводилось, так как были гонения и не было доверия со стороны прихожан, ведь некоторые священники не соблюдали тайну исповеди. Сейчас мы учим прихожан, что это Таинство благословил сам Господь, а мы лишь свидетели покаяния. Думаю, духовник должен быть не только опытным человеком – он должен быть богобоязненным, иметь страх Божий, ни в коем случае не использовать каким бы то ни было образом то, что услышано на исповеди!

– Кого из опытных духовников вам приходилось встречать?

– В России мы ездили к отцу Василию Ермакову в храм преподобного Серафима Саровского, ещё к отцу Иоанну Миронову. Помню, когда ходил к отцу Василию, то он всегда давал ответы прежде, чем я успевал о чём бы то ни было спросить: «Иди, тебе ещё рано, иди учись». Это когда я пошёл задавать вопрос о браке! В Палестине я исповедуюсь у архиепископа Аристарха, а за духовным советом часто езжу в монастырь Саввы Освященного к игумену Евдокиму. Там я чувствую дух благочестия, там мне очень спокойно.

Заставить камень говорить

В бейт-джальском храме Святителя Николая служит священник Георгий Шаван. Вот фрагменты беседы с ним, которая была опубликована на сайте «Православие и мир»:

– Для нас святитель Николай — как наш великий прадед. Мы чувствуем, что знаем его лично... Древняя церковь была разрушена несколько раз, но местные никогда не позволяли церкви оставаться в руинах долго. Люди из Бейт-Джалы могут заставить камень говорить!

Однако сейчас мы столкнулись с ещё одним периодом разрушения. В последние 20 лет большая часть нашей земли была конфискована, тысячи оливковых деревьев уничтожены. Многие люди были вынуждены покинуть город. Израильский город Гило построен полностью на земле Бейт-Джалы и другой палестинской деревни, Бейт-Сафафа.

Радикальные боевики – не местные жители – использовали Бейт-Джалу, чтобы стрелять в Гило. Израиль отвечает пулями, ракетами и бомбами. 300 домов были серьёзно повреждены, 50 полностью разрушены. Многим другим ущерб нанесён менее серьёзный – разбитые окна, пострадала обстановка внутри. Но когда вы думаете о том, как велики разрушения и сколько раз Бейт-Джала был атакован... – это просто чудо, что было так мало жертв!

– Почему местные жители продолжают жить в Бейт-Джале при таких обстоятельствах?

– Бейт-Джала был центром христианской жизни в Святой Земле почти две тысячи лет и пережил много катастроф, но теперь наша христианская община сокращается: отчасти из-за насилия, но в основном из-за наших тяжёлых экономических проблем. Наиболее острая проблема для нашего народа – найти работу. Из-за экономической ситуации молодые пары не могут снять или купить дом или квартиру. Это одна из причин, почему так много наших молодых людей уезжают в Америку, Иорданию или в другие страны.

– Разве же Церковь волнует жилищный вопрос?

– Церковь не может сказать, что это их проблема, а не наша проблема. Церквовь начинается с семьи. Без этого нет Церкви. Мы религия не отдельных лиц, а семей.

Заступник всех палестинцев

Словно сквозь маленькое тусклое окошко, но видят свет Христов и палестинцы-мусульмане, предки которых были православными. Они участвуют во всех церковных праздниках, зажигают свечи Богородице, приносят Ей цветы или же просто стоят в храме, одетые в свои лучшие одежды.

Кстати, в Коране есть рассказ о том, как Дева Мария по пути в Вифлеем опустилась под пальмой, страдая от голода. И тогда по Божией воле пальма склонилась и накормила Её своими финиками. Если верить мусульманам, место, где стояла пальма, находится сейчас в бейт-джальском храме Рождества Христова и отмечено чёрным квадратом. Они им очень дорожат и поклоняются ему.

И в этом вопросе у них много единства с бейт-джальскими христианами, которым трудно смириться с тем, что Богородица по пути в Вифлеем избрала иную дорогу. На которой, возле небольшой скалы, где отдыхала Божия Матерь, византийцы задолго до написания Корана построили свою церковь. Бог весть, кто прав. Мы точно дети, каждому из которых кажется, что мама любит его больше других. А она любит всех. Семнадцать веков, а то и больше, православному городку Бейт-Джале, прежде Никополису. Сколько раз пытались стереть город с лица земли, извести его веру! И разве не чудо, что эта маленькая твердыня Христова продолжает стоять? Славя Господа, радуясь Божией Матери, вознося молитвы доброму своему защитнику – святителю Николаю.

По материалам православных изданий подготовил В.Григорян




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга