ХРОНОГРАФ

«ПОБЕЖДАЙТЕ ЗЛО ДОБРОМ»

Владимир Григорян

На днях парламентарии Юга России, собравшись в Анапе, единогласно предложили Госдуме ввести уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан и осквернение почитаемых ими святынь. Надо сказать, что на казачьих землях – донских, кубанских, терских – православные чувствуют себя совершенно иначе, чем у нас, на Севере. На молебен в защиту Церкви народу в Краснодаре откликнулось немногим меньше, чем в Москве, хотя город по величине значительно уступает столице. Сам на Кубани прожил пятнадцать лет, бываю там каждое лето и знаю, сколь пёстрая картина там в конфессиональном отношении. Но за всё это время столкнулся с меньшим числом врагов православия, чем у нас, в Сыктывкаре, за месяц, а то и неделю.

Как же так, ведь Русский Север – это, так сказать, новая Фиваида, земля святых! – изумится читатель. Но, может, потому и земля святых, что почва для христианства здесь несколько камениста? Это не столько предположение, сколько убеждённость. Нигде, наверное, богоборцы после революции не чувствовали себя столь уверенно и не были столь многочисленны, как в наших краях. Оттого и православные здесь больше закалены трудностями.

Мне лично избыток неверующих вокруг помог лучше понять, что положение Церкви в нашей стране не столь прочно, как многим кажется. Нам всё ещё очень далеко до всенародной поддержки, наши противники многочисленны и довольно сильны. Как показал недавний опрос ВЦИОМ, 46 процентов граждан нашей страны полагают, что Церковь нуждается в защите. Но 37 процентов придерживаются противоположной точки зрения, и это совсем не безобидное число. Представьте, как ответили бы люди на вопрос, нуждается ли в защите культура, – почти все бы согласились. Настоящих недоброжелателей у нас, правда, поменьше. Лишь 9 процентов негативно высказались против стояния в защиту православия, но зато они днюют и ночуют на интернет-форумах, а в последнее время начали вторгаться в наши храмы.

Вопрос: что делать, как этому противостоять?

Председатель законодательного собрания Краснодарского края Виктор Чернявский с возмущением отметил, что «за оскорбление религиозных чувств и осквернение почитаемых (верующими) предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики предусмотрено только административное наказание в виде штрафа в пятьсот-тысячу рублей».

Понятно, что такое положение недопустимо, но... Боюсь, что никакие, даже самые строгие, законы на этот счёт не произведут положительного действия. Да, кто-то поостережётся переходить черту, но при этом нас может захлестнуть вал судебных процессов. И каждый из них станет трибуной для врагов Христовых, которые благодаря бесплатной рекламе навербуют новых сторонников. Я уже не говорю о том, что законом охотно воспользуются сектанты: любые упрёки в их адрес можно будет истолковать в суде как «оскорбление религиозных чувств».

То есть это тот случай, когда в теории всё бесспорно, а на практике как-то не очень. Так что же, делать вид, что ничего не происходит? Нет. Но как минимум закон о святотатстве должен защищать не только православных, не только верующих, но вообще все святыни нашего народа, в том числе память о войне, кладбища – всё, что дорого. И его принятие должно объединить всех, для кого есть что-то святое. Как народу, где много неверующих, маловерующих, без Церкви не выстоять, так и Русской Церкви без народа не удержать идущего против нас всех вала. Бесполезно убеждать себя, что у нас 80-90 процентов крещёных и православных, – нужно постараться объединять всех, включая мусульман, верующих иных исповеданий, кому не безразлична родная земля. Помянутый закон в этом отношении – не главное. Мы будто сидим в катакомбах, откуда появляемся на свет, чтобы потребовать что-то для себя, как кажется многим. Они не правы, но кому от этого легче? Зато сколько уважения вызывают, скажем, сёстры Кылтовского монастыря, на сыктывкарском подворье которого кормится множество бездомных. Сколько уважения вызывают православные сестричества, бескорыстно окормляющие больных. Увы, их один-два и обчёлся. Хотя православных женщин и девушек, готовых принять участие в столь благом деле, великое множество. И вообразите себе человека, хулящего Церковь после того, как на помощь ему пришла христианка.

Нужно идти в народ, пробуждая лучшее, а не защищаться от худшего в нём. Многие этого, может, не замечают, но мне, как журналисту, приходится. Почти все упоминания Церкви в СМИ, в том числе не антицерковных, связаны с какими-то скандалами. Это создаёт фон крайне неблагоприятный, и поэтому нужно создавать информационные поводы, способные вызывать совсем другие чувства. На майской сессии сельского совета депутатов в Холмогорах Архангельской области все семеро народных избранников проголосовали за переименование площади имени революционера Морозова в честь первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия. Владыка был наставником Петра I и Ломоносова, астрономом, книгоиздателем, фармацевтом, географом, строителем храмов и Новодвинской крепости, военным разведчиком. Многие помнят о нём благодаря фильму «Россия молодая». Архангельские-то точно все видели. Снимая картину в советское время, авторы мало того что сделали владыку одним из главных героев, но даже не попытались скрыть своего восхищения им. Уверен, что люди будут рады жить на улице, названной в честь такого человека.

«Надеюсь, что это только первый шаг, и в будущем улицы и площади российских городов и сёл будут носить имена по-настоящему великих и достойных людей», – сказал митрополит Архангельский Даниил. Уже поступило предложение назвать одну из безымянных улиц села Иоанновской, в память об невинно убиенном императоре Иоанне VI, останки которого недавно были найдены в Холмогорах. Здесь можно вспомнить и то, как наша газета добивалась переименования пика 1582 на Урале в пик Стефана Пермского.

Но хотелось бы, чтобы Церковь пошла дальше. Есть десятки, сотни, тысячи людей, погибших или рисковавших жизнью ради други своя на пожарах, спасая утопающих, закрывая людей от ножа или пули. Были и другого рода подвиги, например учительский. А кроме улиц, есть школы, безымянные высоты и много чего. И если бы именно Церковь, православные начали добиваться сохранения имён достойных земляков, это...

Нет, это не заменит проповеди о Спасителе. Это не заменит уподобления Ему. Но это точно заменит множество законов, призванных охранять нашу веру. Апостолы как-то обходились.

Владимир ГРИГОРЯН