ХРОНОГРАФ

КАК НА ЛАДОНИ

Михаил Сизов

Давний друг нашей газеты Андрей Михайлов, который в деревне на Новгородчине строит храм, прислал заметку под названием «Запоздалое размышление». Мол, извините, ребята, я тут к шапочному разбору, но всё равно молчать не могу... А написал он про Pussy Riot.

Нет, Андрей, ничего ты не запоздал. Тут, понимаешь, только и начинается...

«Что ни говори, а наши мужики далеко не материалисты, – так издалека, по-писательски начал наш автор, рисуя картинку из своей храмостроительной жизни. – Иначе б стоило Андрюхе Мясникову так обстоятельно укрывать матом неодушевлённую вроде кровлю Коли Малова, заодно с разноволновым шифером и ржавыми, гнущимися гвоздями? Увы, и ко мне когда любопытные в храм забредут, ненормативную лексику не оставляют. Я на них искушаюсь, однако понимаю, что это они больше от невежества своего. А так... мужики как мужики, жадные – до первого стакана, добрые – от второго до пятого, потом – никакие. Хотя говорю: не материалисты. По крайней мере, в милицию я их не отдам...

А в Москве ситуация получилась нехорошая. И я, рядовой мирянин православный, полагал за самое разумное делать вид: ничего не случилось, «нельзя раскачивать лодку», но из «ничего», кажется, вырастает уже «что-то»... Много копий поломано даже во внутрицерковной среде: брат вышел на брата, поелику «надлежит быть и разномыслиям», но хуже всего дело обстоит за церковной оградой... Все – заложники глупой ситуации. Все. От Москвы – и до самых до окраин».

Да, Андрей, из-за трёх наглых участниц «перфоманса» в Храме Христа Спасителя вой стоит знатный. Как среди российских либералов, так и во всём мире: против строгого наказания кощунниц выступили известные артисты, вроде певицы Мадонны, модные писатели, политические деятели. Такой шум подняли, аж страшно становится. Но стоит ли нам этого бояться, идти на поводу крикунов?

На самом деле ситуация проста, смысл её – в «показательности». Кощунство в храме было совершено, чтобы показать его в Интернете и тем самым показать, что такое позволено. В ответ государство показательно наказало – всем по два года колонии, и было показано: нет, такое не позволено. Всё ведь просто. На этом столкновение «показательностей», конечно, не закончилось. В западных СМИ продолжается ожесточённая пропагандистская кампания, какая была, пожалуй, только после ввода российских войск в Южную Осетию. Причём, не озаботившись хорошенько спрятать «рояль в кустах», её начали ещё до ареста девиц. Сразу после шабаша в православном храме у кощунниц взял интервью корреспондент «Нью-Йорк Таймс», «случайно» оказавшийся на месте событий, – и тут же включились другие СМИ. Спрашивается, почему солидные издания вдруг заинтересовались тремя «мелкими хулиганками», о которых тогда никто не знал?

В этой оголтелой пиар-кампании в глаза бросаются и другие странности. Во-первых, по западным же меркам судебное преследование и наказание кощунников – это норма. Вот недавний пример. Как сообщают, в Хельсинки группа защитников Pussy Riot попыталась устроить схожий «перфоманс» у входа в православный Успенский собор. Если будет доказано, что их действия видели прихожане храма, то нарушителям грозит наказание по статьям «Нарушение неприкосновенности религии» и «Препятствование совершению религиозного обряда». И такие порядки не только в Финляндии. В Германии за подобное дают три года тюрьмы.

Вторая пропагандистская обманка – будто бы участницы Pussy Riot выступали против Путина и дело имеет политический подтекст. Но факт в том, что политические речёвки были вмонтированы в их ролик позже, а под сводами храма раздавались просто непотребные и богохульные выкрики.

Так из-за чего же тогда весь шум? Где логика? Да в том-то и дело, что «показательности» логика не нужна. Это же «перфоманс»! Он просто показывает, в этом его функция. Изначальная цель шабаша в православном храме – показать кощунство и показать бессилие российской власти противостоять ему. Если же власть отреагирует на кощунство – то показать всему миру, какая эта власть нетолерантная и дикая. И попытаться «прогнуть» этих русских, заставить принять современые западные понятия о свободе и морали. Не случайно же в упомянутой выше хельсинской акции в защиту Pussy Riot, как утверждают свидетели, наряду с требованием освободить «узниц совести» звучали и лозунги в поддержку секс-меньшинств в России.

Надо сказать, «перфоманс» кощунниц не удался, приведя к обратному эффекту как в России (сейчас), так и в мире (в потенциале). Один из российских блогеров, человек, кстати, нецерковный, так это описал: «Открытость процесса стала катализатором самораскрытия "прогрессивных" и рукопожатных сил. Повылазили все бесы, принялись хулить и гадить наши святые памятники. Поснимали маски представители российской элиты. Русский народ увидел предателей в натуральном обличии и одновременно почувствовал, что власть не предала его, что власть своя. Народ и власть проявили своё единство. Это ли не успех?»

А вот ещё одно мнение обычного россиянина, вполне молодого и «современного»: «Не закрывшись от болезненного кощунственного удара и не выстроив вокруг себя информационный занавес, Россия продемонстрировала всему миру, что готова дать бой на духовно-смысловом уровне "нетрадиционно ориентированной" глобализации, нашествию развратных гоблинов. И мир точно увидел, что новая Россия заявляет не только о своём желании экономической самостоятельности и политической многополярности мира, но и о своём противостоянии духовному разложению человечества. И это есть, на самом деле, не что иное, как прорыв информационной блокады...»

Действительно, на том же Западе большинство уже устало от воинственной толерантности, попирающей христианские ценности, и этот «перфоманс» обратил их взоры к России. И тот факт, что Россия не «прогнулась» перед самозванным «мировым общественным мнением» (это показал и достойный ответ российского МИДа), только добавило уважения нормальных людей, которые, в конечном счёте, и вершат историю.

Зло всегда приводит к добру, если, как минимум, выполнить три условия. Первое: зло надо выявить, чтобы оно было как на ладони. Второе: злу надо самоотверженно противостоять, не пытаясь к нему приспособиться. Третье: пожалеть тех, кто оказался игрушкой зла. И тут Андрей, приславший нам «запоздалое размышление», конечно, прав: надо просить у властей снисхождения к осуждённым. Может, приговор ещё пересмотрят.

Михаил СИЗОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга