БЫЛОЕ

АНЫБСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Давнее моё желание побывать в старинном коми селе Аныб исполнилось. Внук мой Степан был тому причиной. Он проводил лето в этом селе со своей бабушкой Валей. Она давно звала меня к себе в гости, но всё какие-то причины не давали решиться на такую далёкую поездку. А тут сын собрался навестить Стёпу и позвал с собой. И я решилась: сейчас или никогда.

И вот мы в пути. Дорога лежала на северо-восток от Сыктывкара. Первую остановку сделали в селе Важкурья. Полюбовались старинным храмом. В далёком 1878 году при большом стечении народа эта церковь была освящена во имя Собора Пресвятой Богородицы. А сейчас стояла такая тишина, что, казалось, время остановилось... Известно, что последним священником храма был батюшка Николай Соколов. Но не прервалась связь времён – сейчас его далёкий потомок из Нижнего Новгорода Сергей Соколов собирает родословную священнического рода Соколовых.

Подъехали к переправе через реку Вычегду. Оказалось что паром надо ждать два часа. Делать нечего, и я решила пройтись вдоль берега реки. Вспомнила, как несколько лет назад в архиве я взяла «Летопись аныбской Преображенской церкви». С каким трепетом и волнением листала эту рукопись, начатую моим прапрадедом Викентием Васильевичем Поповым! Представила, как впервые приехал он в этот далёкий приход в 1881 году, уже немолодым, 56-летним. Церковь в то время ещё была деревянная, перестроенная из бывшей часовни.


Так выглядит сейчас Преображенский храм в Аныбе

Предок мой подробно описал историю церкви, её служителей и прихожан. И в течение 15 лет служения записывал все важные события, происходившие в Аныбе. Например, как в 1883 году было задумано строительство каменной одноэтажной церкви с колокольней и двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святого Николая Чудотворца. Акт для консистории о месте постройки тогда подписали пристав 2-го стана Устьсысольского уезда Константин Клеопатров и благочинный священник Евгений Богданов. Инженер-архитектором Шильдкентом составлена была пояснительная записка о месте строительства. В 1885 году был избран новый председатель попечительства – крестьянин Николай Иванович Пименов. Началась заготовка прихожанами кирпича для новой церкви, булыжного камня на фундамент и колка извести.

Памятным событием стал и приезд в 1888 году епископа Вологодского и Устюжского Иоанникия – он остановился здесь по пути из Ульяновского монастыря. В 1890 году владыка Иоанникий вновь посетил Аныб, осмотрел заложенный фундамент для строящегося храма и самый проект. Посетил вновь отстроенный общественный дом для церковно-приходской школы и «удостоил своим посещением дом местного священника Викентия Попова». В том же году, 18 ноября, прибыл в Аныб подрядчик по постройке каменной церкви крестьянин Николай Григорьевич Конаков с восьмью рабочими и начал первые кирпичные работы. В июле 1891 года каменное строительство было окончено. Весной следующего года новый храм покрыли тесовой крышей, а главу – листовым железом. Ещё через год заключили договор с крестьянином Яренского уезда Александром Торлоповым на устройство иконостаса. Крестьянин деревни Кочпонской Викентий Павлович Холопов взялся написать 7 новых икон, 6 клейм под чекан на золотом фоне и поставить старые иконы из иконостаса старого храма в новый храм.

Без спешки храм строился... И вот 29 декабря 1895 года был освящён придел Преображения Господня. Совершил это благочинный Николай Михайлович Доброумов при священниках Викентии Попове, Димитрии Попове (с. Деревянск), Александре Толстикове (с. Подъельск) и диаконах Рафаиле Шутове, Николае Щетинине, Иоанне Попове (с. Деревянск) и Александре Заварине (с. Подъельск). По случаю многолюдства за порядком следили пристав Булатов и помощник урядника Темноев.

Это было последнее значительное событие при о. Викентии Попове. Следующую запись в «Летописи» сделал преемник батюшки: «В начале 1896 года аныбская паства лишилась своего пастыря – священника Викентия Попова. Он после поездки своей в начале Великого поста по приходам 5-го благочинного округа для исповеди духовенства возвратился домой 22 февраля при очень плохом состоянии здоровья. Так что 24 числа днём предал душу свою Богу, разбитый параличом. Такова скоропостижная кончина настоятеля Аныбского прихода. В тот же день немного спустя по зову приехал подъельский священник Александр Толстиков, чтобы напутствовать вдруг заболевшего, но уже не застал его в живых, а первым отслужил панихиду по новопреставившемся иерее...»

Похоронен о. Викентий Попов в церковной ограде новой церкви. При погребении присутствовала его жена Анна Ивановна и дети: Симеон (священник с. Чукаиб), Николай (священник с. Зеленец), Георгий (учитель в Ульяновском монастыре), Александра (жена священника с. Кибра Михаила Попова – моего прадеда). Недолго удалось прослужить в новой церкви о. Викентию Попову. Но он был единственным священником, похороненным в церковной ограде этого храма.

Вскоре из Жешарта приехал новый настоятель – о. Иоанн Николаевич Попов. С его прибытием заметно увеличилось число молящихся в новой церкви. Этому способствовала и новая обстановка в каменном храме, и богослужения, сопровождаемые пением учащихся церковно-приходской школы под руководством псаломщика-диакона, а также, как замечает автор «Летописи», «и чтение священником (Иоанном Поповым) проповеди на родном их языке – зырянском – почти при каждом богослужении».

Ещё «Летопись» сообщает: в 1898 году в Аныбе появилась болезнь скарлатина, большое число жителей умерло. Многие же обращались с молитвой к вмч. Пантелеимону и получили исцеление. «Из Русского Пантелеимонова монастыря был получен образ вмч. Пантелеимона через руки монаха Аверкия. Образ был встречен в конце селения и с крестным ходом принесён в храм».

В 1899 году 22 июня посетил Аныб Преосвященнейший Алексий, епископ Вологодский и Тотемский, возвращавшийся из Ульяновского монастыря. «Были представлены благочинным Николаем Доброумовым проповеди священника на зырянском языке, что очень выдвинуло деятельность местного священника».

В 1902 году умер благочинный священник Н. М. Доброумов и на его место в Усть-Кулом был назначен его сын Николай. Но в 1906 году о. Николай по взаимному согласию решил поменяться местом служения с о. Иоанном Поповым: тот перешёл в Усть-Кулом, а о. Николай – в Аныб (может, потому что в Аныбе жила бабушка жены о. Николая).

Начало служения в Аныбе о. Николая Доброумова было вполне благополучным. Он был заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы. Награждён медалью в память участия в деятельности общества Красного Креста во время Русско-Японской войны. Был избран Председателем церковно-приходского попечительства. Мать-вдова Аполлинария Филофеевна Доброумова пожертвовала в аныбскую церковь кадило и дарохранительницу, крест напрестольный «на вечное поминовение рода Доброумовых».

А вот ещё из «Летописи». 26 ноября в 1916 году отмечали праздник Георгиевских кавалеров. Отслужили панихиду по геройски павшим на поле брани воинам – прихожанам аныбского храма: Георгию Дмитриевичу Попову, Андрею Михайловичу Казаринову, Семёну Михайловичу Пименову, Алексею Павловичу Расову. «Многолетие» возглашалось «здравствующим героям-воинам, Георгиевским кавалерам – прихожанам сего святого храма: Максиму Дмитриевичу Попову, Василию Алексеевичу Лобанову, Алексею Тимофеевичу Пименову, Тихону Логгиновичу Панюкову».

Наступил 1917 год. В летописи о. Николай Доброумов делает последние записи. С 26 февраля по 4 марта священник объездил духовенство для исповеди. «25 марта оглашён акт об отречении Государя Императора от престола. 6 декабря, в праздник Николая Чудотворца, обнародовано восшествие на Патриарший Престол Патриарха Тихона, с переводом на зырянский язык».

Вскоре о. Николаю Доброумову пришлось покинуть село Аныб. Переехал батюшка в с. Дон Усть-Куломского района, где служил до закрытия церкви. В 1937 году был арестован и осуждён к высшей мере наказания. Расстрелян 25 августа в 1937 году близ Сыктывкара. В 2001 году причислен к лику святых от Сыктывкарской епархии.

Трагическая судьба постигла и о. Иоанна Попова, который в своё время из Аныба перешёл в Усть-Кулом и в 1913 году был утверждён благочинным округа. В 1935 году благочинного протоиерея арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Сиблаге, где принял мученическую кончину 13 января 1938 года.

За воспоминаниями о былом незаметно прошло время, и я, собрав полевые цветы, отправилась на паром. С волнением ожидала предстоящей встречи с тем местом, где служил мой предок и где нашёл он свой последний приют.

Подъехали к церкви, вернее, к тому, что от неё осталось после годов разрухи. Стены ещё крепкие, по ним можно судить о былом величии и крепости постройки. Нет ни колокольни, ни куполов с крестами. Вокруг заросли бурьяна. За церковью пустырь, несколько местных ребят гоняют мяч. Определить, где была могила, нет никакой возможности. Узнали, что недавно приезжали монахи из Ульяновского монастыря, убирали с местными жителями внутри церкви и повесили на дверях замок. Хочется надеяться, что со временем церковь будет восстановлена и снова зазвучит над Аныбом колокольный звон.

Радушно встретила нас хозяйка большого дома Валентина Ивановна Пименова. Её брат Виталий свозил нас на аныбское кладбище, показал могилы родственников. Проезжая по селу Аныб, показывал дома, где живут их родные. Оказалось, что в Аныбе все друг другу в какой-то степени родственники. Так мой внук Степан обрёл здесь многочисленных родных. А пока он безмятежно отдыхает на деревенском приволье под присмотром своей бабушки Вали, играет с деревенскими детьми и учится говорить по-коми.

Жалко было расставаться с гостеприимными хозяевами. Поздно вечером отправились в обратный путь. Хозяева снабдили нас деревенскими дарами. У соседки купили черники, которая дешевле городской в разы. Последний раз окинула взглядом церковь и мысленно пожелала скорейшего возрождения храму Преображения Господня. Да будет воля Твоя!

Анна МАЛЫХИНА
г. Сыктывкар




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга