ПРАВОСЛАВИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТИ МЕНЯЮТСЯ

С этого учебного года в стране начали преподавать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Мои собеседницы – представители миссионерского отдела Вятской епархии: преподаватель православной культуры Надежда Васильевна Демидова и преподаватель этики (одного из модулей этого предмета) Ирина Викторовна Репина. Они отвечают за связь епархии с общеобразовательными учреждениями области, сами ведут и курсы для учителей школ г. Кирова.

– Расскажите подробнее о новом предмете, – обращаюсь я к своим собеседницам.

Надежда Демидова: Предмет состоит из шести модулей. Первые четыре модуля раскрывают основы религиозных культур: православия, иудаизма, буддизма и ислама. Пятый модуль включает основы мировых религиозных культур, а последний – основы светской этики. Каждый из этих модулей выбирается родителями для ребёнка как отдельный предмет.  Преподавание идёт в четвёртом классе раз в неделю.

Ирина Репина: У нас по области примерно такие цифры: 60 процентов четвероклассников будут изучать основы светской этики, 28 процентов – основы православной культуры, 9,5 процента – основы мировых религиозных культур, а остальные полтора процента поделились между основами исламской, буддийской и иудейской культур.

–  Вам не кажется, что 25 процентов изучающих ОПК – маловато для православной Вятки?

Н. Д.: Это не очень мало, скорее, нормально. Не забывайте, что мы живём пока не в Вятке, а всё ещё в Кирове. Понимаете? То, что наш город носит имя большевика, отражает существующую ситуацию. И насторожённое отношение родителей к новому предмету говорит об общем духовном состоянии нашего общества.

Нам следует вести себя очень корректно, потому что если кто-то из педагогов начнёт оказывать давление на детей, внушая истины православной веры, то это вызовет отторжение у невоцерковлённых родителей и других учителей. Поэтому мы стараемся говорить очень сдержанно, нейтрально. Суть в том, что наши уроки – не миссионерство, это всё-таки знакомство с культурой. Задача школьного курса именно такова, и мы стараемся её выполнять.

– Не окажется ли так, что преподавать будут неподготовленные педагоги?

И. Р.: Чаще всего этот предмет преподают учителя начальных классов. Иногда преподавателя назначает директор. Кто-то сам стремится взять предмет и просит об этом. Мы убеждаем педагогов, что главное – это уважительное отношение к тем ценностям, о которых они собрались говорить.

Н. Д.: Задача епархии как раз и состоит в том, чтобы помочь этим учителям. Учебник «Основы православной культуры» был разработан отцом Андреем Кураевым – это 10–15-минутные беседы в его стиле. Они философски интересные, но неподготовленному человеку их понять непросто. Органы образования попросили, чтобы мы по учебнику Кураева разработали доступные для понимания уроки, чем мы и занимались летом. Надеемся, что эти тексты будут ясны как учителям, так и детям. А в течение года мы будем проводить по ним сопроводительные семинары для учителей.

– Не рановато ли четвероклассникам изучать такой предмет, может быть, стоило его давать старшим школьникам? Всё же, наверное, преподавание основ православной культуры имеет больше воспитательное значение?

И. Р.: У нас есть хороший опыт в городе Слободском. Там этим предметом занимается руководитель миссионерского отдела отец Евгений Смирнов. Батюшка, как мне кажется, сделал правильный ход: немного отстранившись от процесса преподавания, он просто помогал учителям. В одном классе половина детей выбрала православную культуру, а половина – светскую этику. Те дети, которые посещали занятия по православной культуре, по мнению  родителей и учителей, изменились в лучшую сторону: поведение выровнялось, повысилась успеваемость. Когда я приходила на открытые уроки, дети очень содержательно отвечали на сложные духовные вопросы, так хорошо всё понимали, что хотелось плакать от радости! И вот, глядя на них, постепенно вся школа выбрала предмет «Основы православной культуры».

Н. Д.: У меня тоже был похожий опыт. На базе 42-й школы в 3–4 классах я вела факультатив по православной культуре. И когда дети перешли в среднюю школу, родители упросили меня продолжить эти уроки, потому что заметили, что дети стали лучше. В конце учебного года ребята писали сочинение об этом факультативе. Один мальчишка-четвероклассник написал: «У меня был выбор, я мог или сидеть за гаражом, курить и материться, или ходить на уроки православной культуры. Я очень рад, что теперь знаю про Бога. Я хочу быть великим хирургом и спасать людей». Ребёнок понимает, как важно быть нужным людям, пробуя жить согласно заповедям Христа.

Большинство учеников в своих сочинениях пишут, что предмет нужен и что они хотят глубже его изучать. Например, ещё один мальчишка написал: «Самое большое, что дали мне уроки православной культуры, – понимание, что я сам могу что-то в этой жизни изменить». Для педагога ничего не может быть дороже, чем такое откровение ученика.

Минобразования привело данные о том, какие модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики» выбрали родители 4-классников по стране в целом:

— основы православной культуры – 31,7%;

— основы исламской культуры – 4%;

— основы мировых религиозных культур – 21,2%;

— основы светской этики – 42,7%.

Беседовал Евгений СУВОРОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга