СОБЫТИЕ

РАДУЙСЯ, ОТЧЕ МАТФЕЕ!

Что-то не могу припомнить, чтобы на Михайлов день у нас на Севере было так тепло. Плюсовая температура, моросит мелкий дождик, размывая оставшийся снег, выпавший ещё в самом начале ноября. Непонятно – то ли запоздалая осень, то ли зима. А может, уже весна началась? По обочинам дороги то и дело мелькает открытая зелёная трава, текут ручейки.

С протоиереем Владимиром Негановым – настоятелем Никольского храма в посёлке Свеча – мы едем в вятский городок Яранск на торжества по случаю 15-летия прославления преподобного Матфея Яранского, великого угодника Божия и чудотворца. Кажется, совсем немного времени прошло с тех пор, как его прославили, а сколько произошло перемен. Не стало митрополита Хрисанфа, много сделавшего для прославления почитаемого в народе старца и возглавившего торжества по случаю его канонизации. С нынешнего года не стало и самой Вятской и Слободской епархии, разделённой на три части. Небольшой одноэтажный Яранск с 17-тысячным населением объявлен центром отдельной Яранской и Лузской епархии. Главой её из числа священнослужителей Яранска назначен архимандрит Паисий (Кузнецов). Пока что он не заступил на кафедру, поскольку ещё не состоялась хиротония во епископы.

И вот в этой административной неразберихе преподобный Матфей вновь собирает в Яранске всё духовенство и многочисленных паломников со всей Кировской области. Многие приезжают целыми приходами со своими батюшками на отдельных автобусах, кто-то на частных машинах и газелях, а кто-то – на общественном транспорте. Изображение преподобного Матфея встречает верующих с огромного баннера, установленного на торговом комплексе, что на перекрёстке двух улиц, рядом с обоими храмами древнего городка.

* * *


Крестный ход к часовне преподобного Матфея

Торжественные мероприятия длились два дня. 22 ноября в актовом зале Дома детского творчества открылись IV Свято-Матфеевские чтения секцией для учителей на тему «Духовно-нравственное образование школьников на основе отечественной, православной, культурно-исторической традиции». В ней, главным образом, участвовали преподаватели основ православной культуры, приехавшие из разных районов области. На правах будущего владыки чтения открыл отец Паисий. Поздравив всех с праздником, далее он сказал совсем не праздничные слова:

– О воспитании молодёжи мы рассуждаем много лет, а ничего не изменилось. Ситуация ухудшилась и будет ещё хуже, потому что мы боремся не с причиной, а со следствием. А со следствием как ни борись, ничего путного не выйдет... Вот придёшь в школу на встречу со школьниками, учителя говорят: «Скажите им, чтобы не пили, не курили, не гуляли, не матерились. А про Бога говорить не надо». Так вот: если светская общественность считает, что есть некая мораль сама по себе, это большое заблуждение. Если некоторые говорят о том, что курить, пить и гулять не надо, а сами курят, пьют и гуляют – пользы от такого урока не будет. Молодёжи свойственен максимализм. Если они не увидят пример для подражания, никакого воспитания не получится. Для того чтобы воспитывать детей, мы сами должны измениться.

Заданный архимандритом тон послужил к тому, чтобы чтения получились бодрыми и деловитыми. Гости из Кирова И. Репина и Н. Демидова поделились методическими наработками по ОПК, сделанными на основе многолетней практики. Сейчас их методиками пользуются учителя большинства школ Кировской области, и, как показывает опыт, вполне успешно. Большинство школьников (более 70% по Кирову и области) из шести модулей нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в этом году выбрали ОПК.

Учитель истории школы № 3 г. Яранска М. Кожинов в своём докладе «Православие на Яранской земле» рассказал, что с самого своего образования город стал центром православия на всей Яранской земле. А образован он был в XVI веке. В разное время здесь было три монастыря. В одном из них – Пророчицком – как раз и подвизался преподобный Матфей. Во время гонений на Церковь Яранск был кафедрой викарных епископов, большинство из которых стали мучениками. И вот в наше время этот город вновь становится центром отдельной епархии...

Надо сказать, большой радости среди вятского духовенства по этому поводу я не заметил. С одной стороны, православная жизнь здесь, конечно, станет живее, но епархиальные расходы, отчисления в Москву лягут на плечи простых священников и прихожан. Наверное, вырастут и цены на требы. Хотя тут уж как сложится. Перед глазами яранчан – пример Йошкар-Олинской и Марийской епархии, которая находится по соседству. Многие из вятских мне её нахваливали: там «свечи по рублю», а между тем «храмы растут как грибы после дождя – один прекрасней другого», повсюду проводится большая миссионерская работа. Ещё рассказывают: владыка местный Иоанн очень простой, по городу ходит пешочком без всякого сопровождения, на приходы ездит на простых машинах, встречается и разговаривает со всеми желающими.

Кстати сказать, владыка Иоанн был на торжествах по случаю канонизации Матфея Яранского, вот и сейчас в Яранске его все ждали как самого дорогого гостя. Однако по причине большой занятости он смог приехать только к окончанию торжеств. И постарался всем уделить внимание: поговорил не только со священниками, но и с простыми мирянами. Всех обогрел своей любовью и заботой. Простой, доступный, смиренный, кроткий... Видел я владыку Иоанна первый раз в жизни – и был впечатлён: вот пастырь!

Следом за секцией учителей собрались библиотекари и руководители военно-патриотических клубов. С удивлением узнал, что в Кировской области действует 116 военно-патриотических клубов.

В перерывах между секциями была проведена экскурсия по Яранску. Из восьми храмов, действовавших до революции, сохранились только два. Но и по ним можно судить о прежних временах. Под сводами Успенского собора ловлю себя на чувстве, что попал в век XVI или XVII. Приглушённый свет, толстенные колонны, высоченные купола, огромные богатейшие иконостасы, украшенные причудливой резьбой, фрески, почерневшие от времени лики на образах... И среди них – самая почитаемая икона Спаса Вседержителя, которую ещё и до революции как великую святыню возили по деревням и сёлам для поклонения.

В Смутное время в Яранске находился в ссылке дядя первого царя Михаила из рода Романовых – Василий Никитич Романов. А в 1619 году сюда была сослана первая невеста царя Михаила – Мария Хлопова, невинно оклеветанная завистниками. Сколько неожиданных поворотов российской истории проходит через этот небольшой городок...

* * *

Следующий день начался праздничной Божественной литургией, собравшей в Успенском соборе всех священнослужителей и паломников. Кажется, яблоку было негде упасть. Икона св. Матфея, украшенная пихтовыми веточками и белыми гвоздичками – в центре храма на аналое. Специально для этого дня учащимися Нижегородской семинарии написана праздничная служба Матфею Яранскому, и в этот день она совершается впервые... Два хора – взрослый за правым клиросом и детский за левым – величественно подпевают батюшкам. Слаженные голоса взмывают под купол.


У часовни преподобного архимандрит, будущий епископ, Паисий благословляет народ крестом

После службы – крестный ход до часовни преподобного Матфея, где под спудом почивают его мощи.

День погожий, тёплый – ни ветерка, ни дождинки. От собора до часовни на кладбище – около двух километров. Она стоит недалеко от центрального входа, прижавшись к кладбищенской ограде, за которой автомобильная трасса Киров – Н. Новгород. Люди столпились вокруг, внутрь поместились только священники. На улицу выставлены колонки, из них доносится священническое пение, и все подпевают акафисту: «Радуйся, болезни телесныя врачуяй... Радуйся, сострадания преисполненный и в милости богатый. Радуйся, тяготы душевныя облегчаяй...»

С какими только горестями и печалями не обращаются за помощью к преподобному! Некоторые истории чудесных исцелений собраны и изданы книжечкой. Но их намного больше – и всё новые я слышал в Яранске от очевидцев. Отец Паисий рассказал мне про мальчика из Владивостока, который не ходил. Его родители, узнав о святом, привезли сына в Яранск и посадили на его могилку. После этого мальчик пошёл. В благодарность за исцеление отец – военный офицер – каждый год приезжает из Владивостока в Яранск к преподобному Матфею, чтобы поблагодарить его за исцеление сына.

А вот что рассказала мне Вера Анатольевна Толстогузова, учительница из села Лом. Она со своими учениками постоянно участвует в Матфеевских крестных ходах, проводит и велосипедные походы по местам Матфея Яранского.

– Крестный ход (о нём мы рассказывали ещё в 518 выпуске газеты в июне 2006 г. – Е.С.) идёт по последнему пути преподобного Матфея, – объясняет мне учительница. – Тогда жители деревень, в основном бабушки, несли его гроб на своих плечах от деревни Ершово в Кикнурском районе, где он жил, до самого Яренска. А это примерно 50 километров. Вначале мы с ребятами проехали по этому пути на велосипедах и навязали красные ленточки на всём его протяжении. А однажды отправились в Беляево, где он служил, – это ещё 7 километров от Ершово. Взяли проводника, поскольку леса там глухие, дороги только лесовозные, не знаешь, куда ведут. И всё-таки мы заблудились...


У часовни преп. Матфея его верные почитательницы

Проводник в поисках дороги ушёл от нас и сам потерялся. Со своими велосипедами и рюкзаками мы пробираемся по страшным буреломам, а проводника всё нет. Кричим его, кричим, а он не отзывается. Мне стало страшно. Говорю: «Ребята, давайте успокоимся, сядем, прочитаем акафист отцу Матфею. Он нам поможет». И вот только прочитали акафист, проводник вышел из леса – сразу же нашёл и дорогу, и нас.

– Преподобный помог и семье моего мужа, – продолжает Вера Анатольевна. – У него одна из сестёр-двойняшек не ходила. Её ещё в детстве повезли на могилку отца Матвея, посадили там на земельку, и она сразу же пошла. Много чудес происходит и сегодня по молитвам святого. Особенно в крестном ходе, который проходит через наше село. Я всё это записываю.

Но вернёмся к часовне Матфея Яранского. После акафиста, когда священники вышли из часовенки, в неё стали заходить паломники. В большинстве своём это пожилые женщины, старушки. Каждая старается набрать песочку от могилки преподобного. Несмотря на то что часовенка с одним входом и там не развернуться, нет никакой давки, поспешности. Все с благоговением прикладываются к иконе преподобного, Евангелию и кресту на переносном аналое, а потом идут к могилке. Каждый просит о своём. И это не только помощь в исцелении от болезней. Помогает святой и в других нуждах, самых, казалось бы, невероятных. Мне одна верующая женщина рассказала, как он помог её внуку в его учении...

...Уезжал я из Яранска со своими новыми знакомыми. До Кирова наша «Газель» не ехала, а летела. Это, к своему удивлению, заметил и сам водитель: мол, никогда так быстро и весело не ездил... Преподобного Матфея я почитал и раньше, а сейчас удалось соприкоснуться с этим угодником Божиим, можно сказать, вживую. И он стал для меня таким же родным и близким, как Серафим Саровский и Николай Чудотворец.

Евгений СУВОРОВ
Фото автора




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга