РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

ДУХОВНОСТЬ – ЭТО НЕ ЭТИКЕТ

Впечатления от нынешних Рождественских чтений и не только – в беседе нашего корреспондента с протоиереем Михаилом Браверманом, заместителем председателя Отдела религиозного образования Санкт-Петербургской епархии по городским благочиниям (с ним наши читатели уже могли познакомиться по публикации Михаила Сизова Новое поколение – «Вера», № 644, сентябрь 2011 г.).

Учить или воспитывать?

Отец Михаил Браверман

– Отец Михаил, поделитесь впечатлениями от нынешних Чтений.

– Первое впечатление – от знакомств на секции «Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества», в которой я работал. Председательствовали два замечательных епископа: Хабаровский митрополит Игнатий, о котором известно, что он путешествовал на подводной лодке и на Северном полюсе служил литургию, и Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил – первый из встречавшихся мне в жизни людей, у которого папа воевал ещё в Гражданскую. Он рассказывал о том, как тот попал в Турцию, потом во Францию, где будущий архиерей и родился…

Хотя нет… Ещё раньше – это впечатление от Москвы православной и удивление, насколько же она отличается от той, которую мы знаем по некоторым популярным газетам и радиостанциям. Это две разные Москвы, существующие в разных, не пересекающихся мирах. И это понимаешь, когда приезжаешь на Рождественские чтения. Я также побывал в нескольких художественных музеях. Меня приятно удивило, что в музей имени Пушкина стояла очередь из молодёжи. А когда попадаешь в музейные залы, то сразу узнаёшь участников Рождественских чтений.

– Была ли полезна работа на секции в практическом смысле?

– Выступал известный миссионер игумен Сергий (Рыбко). Он рассказал о подростках, которые у него при храме, вместо того чтобы слоняться по улицам с утра до вечера, играют на гитарах и барабанах… Владыка Игнатий поделился своим опытом общения со школьниками и студентами. Для него стало откровением то, что на вопрос, который он однажды предложил молодёжной аудитории: «Какое качество вы больше всего цените в людях?», практически все ответили: «Доброту». Конечно, это внушает надежду. Главный вывод после работы секции – то, что я всегда и чувствовал: для Церкви сегодня приоритетным является вопрос образования и воспитания. Притом и одно, и другое для нас неразделимы, потому что современный образовательный процесс предполагает не только овладение знаниями, но также вхождение в культурную традицию, воспитание нравственных качеств.

Дело в том, что, к сожалению, ребёнок в современных условиях не может получить в семье то, что он получал раньше. Причин тому много. Одна из основных – занятость родителей. И часто – неумение воспитать ребёнка, дать ему жизненно необходимые знания. Остаётся школа.

– А у школы сейчас акцент смещён на образовательный процесс…

– 90-е годы, когда думали, что школа будет давать только знания, надеюсь, уже остались в прошлом. В новый государственный стандарт образования введено такое понятие, как духовность. Мы в Церкви духовность понимаем по-особому, не просто как некий культурный отпечаток, который должен быть в человеке; духовность – это причастие Духу, это жизнь в Боге. Общество должно понять, что без знания православной культуры человека невозможно назвать культурным и образованным. Ведь если человек приходит в Эрмитаж, Русский музей, не зная Евангелие хотя бы на уровне сюжета, – что он поймёт, что увидит? Можно ли понять великую русскую литературу вне Евангелия? И вот, теперь у нас появился новый предмет – основы православной культуры (ОПК).

– Согласится ли с этим современная школа? Как в ней сейчас понимается духовность?

– Школа с этим будет соглашаться очень тяжело, как и определённая часть родителей. Предмет ОПК – замечательный способ показать вечную актуальность православия для любого, кто в России вырос, причём вне зависимости от национальной принадлежности. ОПК дают реальную возможность ребёнку, который приехал в Россию со своей семьёй, войти в культурное пространство страны, без чего невозможны адаптация и интеграция. Но многие родители, чья юность пришлась на 90-е годы, думают, что этика – это этикет, где ребёнка учат держать нож в левой руке, а вилку в правой, и выбирают этот предмет.

– Во многих школах Петербурга есть сейчас ОПК?

– Много в Ленинградской области – больше, чем в среднем по стране, а в городе очень мало.

– С чем это связано?

– Прежде всего с тем, что, хотя по закону выбор в пользу того или иного модуля ОРКиСЭ (основ религиозной культуры и светской этики) должны делать родители школьников, на практике происходит иначе. Выбор делает руководство школы и ставит родителей перед фактом. Так и получилось, что большинство школьников в этом году изучают светскую этику и основы мировых религий. Также высказывалось опасение, что знакомство с религиозной культурой послужит разобщению учеников и нагнетанию межнациональной розни. Однако исследования говорят об обратном: люди, знающие свою религиозную культуру, с уважением относятся к традициям других.

– Почему в Ленобласти сложилась иная ситуация?

– Потому что на то была добрая воля руководства. К счастью, у нас губернатор – верующий человек. Из-за этого, кстати, он и подвергается нападкам в интернет-сфере. А ведь за время его губернаторства снесли одно только здание – дом Рогова. Конечно, ситуация не может нравиться тем, кто, дай им волю, построит на месте Эрмитажа торгово-развлекательный комплекс.

– То есть можно надеяться, что приход нового губернатора изменит ситуацию с преподаванием ОПК?

– Теперь у нас новое руководство в комитетах по образованию и по молодёжной политике… Так что, думаю, ситуация будет меняться.

Время «пиара»?

– Может быть, причина выбора родителями светской этики ещё и в том, что современная идеология потребления подталкивает к отказу от религиозной культуры? Без веры оказывается жить легче и проще… И жизнь большинства людей на Западе в этом плане ничем не отличается от нашей.

– Я бы не сказал, что большинства… Конечно, идёт созидание всемирного общества потребления. Но присутствие в человеке образа Божьего сильнее, чем вся пропаганда лжи и ада. Я был в Европе, у меня там есть друзья, и по большей части – верующие, поэтому я не могу тут объективно оценивать. Да и как мы можем решать за всех? Мы живём в маленьком мире, привязанном к Европе и Америке, смотрим телевизор и думаем, что мир такой, каким его показывает телекартинка. Но мир совсем другой. Мы думаем, что бедны, забывая, что миллионы людей умирают от голода. Судить такими глобальными объёмами я не могу и не хочу, потому что каждый человек рождается в одиночку и умирает в одиночку. И каждому предстоит ответить за себя.

– Картинка на экранах одна, а реальность совершенно иная. Мы же тем временем беседуем на Чтениях, вместо того чтобы заниматься практической работой – трудной и часто неблагодарной.

– Наши разговоры, наши встречи – не для пустой отчётности. На самом деле это показатель того, что Церковь делает очень много: есть опыт, которым можно поделиться, есть проблемы, которые можно обсудить… До грустных событий прошлого года, когда Церковь подверглась беспрецедентной атаке, она не занималась собственным «пиаром» – ведь даже само это слово в отношении Церкви звучит сомнительно. В результате далёкий от веры человек вообще не представлял, какую социальную работу проводит Церковь в мире. Я рекомендую посмотреть недавно снятый фильм Бориса Корчевникова «Не верю!». Это ответ на выпады против Церкви, причём там представлены обе стороны. И что самое главное – показана не только несимпатичность людей, стоявших во главе прошлогодней кампании по дискредитации Церкви, но и даны портреты нескольких обычных священников: вот один монах взял ребятишек из детдома и воспитывает их, другой батюшка работает с наркоманами и трудными подростками... Этого масс-медиа не хотят видеть, никакое «прогрессивное радио» не станет говорить о подвижнике, который трудится, ходит в больницу, помогает нуждающимся; будут говорить об авариях, о скандалах. К счастью, есть Интернет, благодаря которому мы можем присутствовать в сфере массовых коммуникаций.

– А как вы относитесь к попыткам напрямую обратиться к народу на современном светском языке, например к проекту отца Ивана Охлобыстина «Доктрина-77»? Ведь его, наверно, тоже можно рассматривать как «пиар» социально-политических воззрений Церкви. Отец Иван говорил именно о Боге, о православной вере, о родине, т. е. это всё-таки, наверно, была проповедь…

– Я думаю, что отец Иван, как настоящий талантливый актёр, занят только созданием собственного имиджа… То, что он делает, – это скоморошество. Хорошо, что в Церкви есть самые разные люди. В ней нашлось место замечательному симпатичному актёру, такому как Охлобыстин. Но насколько положительно его деятельность влияет на создание правдивого образа Церкви – это вопрос…

– Значит, Церковь должна иначе рассказывать о себе?

– Я не могу всерьёз относиться к такой форме. Всё-таки задача Церкви – свидетельствовать о Христе, приводить людей ко спасению. Говоря о добрых делах тех или иных священников или прихожан, мы подчёркиваем, что эти люди своей жизнью, своими поступками проповедают Христа. Вот в чём дело. А собрать стадион – это значит устроить шоу.

– А полемическая деятельность отца Андрея Кураева?

– Талантливый миссионер. Мне, признаюсь, нравятся умные люди. У этого человека есть такое замечательное качество – с ним бесполезно спорить, победа всё равно останется за ним.

Человек – существо зависимое

– О чём вы говорили в докладе на Рождественских чтениях?

– Тема моего выступления звучала так: «Святоотеческое наследие: теория зависимости и кризисные вопросы современной системы образования». Главная мысль, что человек – существо не автономное. Он зависит от еды, от воздуха – это природная зависимость. Зависит от Бога – это духовная зависимость. Наконец, у человека есть фальшивая зависимость от вредных привычек: алкоголя, курения, наркотиков и т. д. Чтобы её преодолеть, мы предлагаем человеку сделать выбор в пользу Бога, восстановить свою зависимость от Бога, потому что она была изначально, не ограничивая человека, не уничижая его, а, наоборот, возвышая. Очень трудно донести эту мысль до современного молодого человека…

– Да, потому что куда проще жить по принципу «в здоровом теле – здоровый дух». Я, скажет молодой человек, не хочу быть зависимым ни от вредных привычек, ни от послушания Богу, мне достаточно естественных условий... Как же помочь человеку выбрать Христа, а не животное состояние, при котором он будет здоров, благополучен и на этом успокоится?

– Выбор Бога – это личное дело, то, к чему человек должен прийти сам.

– И помочь нельзя?

– Можно.

– Как?

– Дать знания. Без них у человека нет выбора. Знакомство с ОПК в школе – это реальная возможность человеку узнать, что есть иной мир, причём совершенно ему не чужой. Это то, повторю, что можно дать, а выбор остаётся за человеком.

– Значит ли это, что мы будем только говорить? Разве сейчас менее важно вернуть утерянный навык к труду?

– Да, выросло целое поколение трутней, которые ничего делать не могут. Например, мы обсуждали вопрос, куда нашим детям из воскресной школы поехать потрудиться. Было предложение: «Поедем в детский хоспис!» Но всё-таки ребёнок – он не взрослый, у него есть предел. Он сам нуждается в помощи и поддержке. Ну, в итоге мы решили, что поедем в психоневрологический интернат...

– Такого рода социальная работа – первое, что приходит в голову. А почему бы не поработать руками? У нас город грязный. Почему бы, например, не убрать церковный двор, сквер, территорию детского сада?

– Это проблема нашего менталитета, личный комфорт ограничивается стенами квартиры, а то, что в подъезде, уже к нашей жизни не относится, мы за это не отвечаем. Меня очень раздражает, когда люди из машины выкидывают окурки на дорогу...

– Если бы только окурки! Мусор вытряхивают в канавы, возвращаясь с дач…

– Это ужасно, кажется, в машине сидят какие-то гопники... Мы не отвечаем ни за Землю, на которой живём, ни за город, ни за дом, ни за подъезд. Вот есть у меня квартира, а на остальное наплевать. Конечно, это надо менять, но тут пройдут годы…

– Так может, если государство не в силах повлиять на ситуацию, церковной общественности этим заняться? Вот и «пиар», о котором мы говорили вначале...

– Заняться ли Церкви заботой об окружающей среде? Церкви есть дело до всего. Это правда. Но когда мы говорим, что вокруг нас должно быть чисто, это не значит, что бригада церковных работников должна выходить и убирать улицы. Это значит, что мы должны воспитывать у людей правильное отношение к этому. Вы заметили, что сейчас в школе нет уроков труда? Осознанный физический труд – не просто копать канаву от забора и до обеда – необходим. Как душа в теле, так и Церковь в государстве. Это значит, что Церковь воспитывала и будет воспитывать своих прихожан, своих детей в духе трудолюбия. Мы видим, как живёт мир, и, думаю, понимаем свою миссию в этом стремительно меняющемся мире. В социальной работе и в деле образования главная наша цель – проповедь Христа, потому что «вера без дел мертва есть».

Беседовала Елена ЛУКИНА

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга