ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения


МИРО ЛЮБВИ

1 марта (Мк. 14, 3-9)

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного; и разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Моё к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память её, и о том, что она сделала (3-9).


Слова Спасителя имеют, можно сказать, вечный и непререкаемый смысл. Истинность Его утверждения поверяется постоянным опытом. Несмотря на всевозможные мероприятия к сокращению нищенства, нищие всегда существовали и существуют. Но в противоположность постоянному существованию нищих Христос не всегда был с людьми.

Александр Павлович Лопухин


Дело в том, что даже в доброделании, как и в иной христианской деятельности, имеется своя опасность. На примере фарисея мы убедились в том, что религиозный труд может приобретать богопротивный характер. То же самое может происходить и с доброделанием. Если христианин растворится в нём до полного забвения главной цели человеческого существования, то вряд ли он принесёт себе этим пользу.

Спаситель предупреждает Своих последователей о том, что дело сохранения себя в евангельской истине есть дело первостепенной важности и что эта задача ничуть не уступает по своей значимости христианскому доброделанию, а в иных случаях даже превосходит его.

Протоиерей Симеон Лев


Снова голос земли и снова попытка подменить Божеское человеческим! Опять выдвигается земное и видимое взамен неосязаемого, но полноценного. Без Божеского фундамента в душе всё внешнее построение жизни (хотя бы и основанное на разумном и добром, например та же помощь нищим) будет висеть в воздухе, предоставленное случайностям человеческих взглядов, настроений, душевного состояния. А потому неси Самому Христу драгоценнейшее миро твоей веры и любви... Не измеряй глубину искания... Не считай ценность жертв. Ты приобрёл бесценное: с тобой Господь... А когда будет с тобой Христос, ты с лёгкостью воздашь должное нищим.

Священномученик Григорий (Лебедев)


ВДОВЬЯ ЛЕПТА

2 марта (Лк. 20, 45 – 21, 4)

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела (1-4).


Почему же так судил Господь? Чтобы это понять, постараемся вдуматься в сдержанные строки Евангелия. Вдова, то есть одинокая женщина, была в те времена существом самым бедным и убогим. Часто вдовы жили подаянием. И вот такая убогая вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги, на которые обычно покупала хлебную лепёшку для дневного пропитания. Себе же на великий праздник она не оставила ничего.

Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Поступать так есть признак высокой души. Это означает, что человек доверяет Богу и полностью предаёт себя в Его волю. Вот почему в очах Божиих две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных богачом.

Священник Иоанн Павлов


И сегодня многие одинокие старушки жертвуют со своей скудной пенсии на храм. Даже если такая старушка только мелочь положит в церковный ящик, её жертва будет угодна Богу. Но когда богатые люди шьют для своего ребёнка дорогую крестильную рубашку, приглашают много гостей, дома или в ресторане пышно празднуют крестины, а в храме после Таинства оставляют скомканную пятидесятирублёвую бумажку – по совести ли это? Итог всему вышесказанному можно подвести такой: ценникам в храме не место, но прихожане должны жертвовать на храм добровольно. Помните, что пожертвования на храм – ваша жертва Богу.

Священник Леонид Калинин


ОТЕЦ И СЫН

3 марта (Лк. 15, 11-32)

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся (11-24).


Как часто случается, что мы разрушаем глубокие, полные смысла отношения, потому что привыкаем, что любящий нас человек даёт щедро, постоянно, никогда не вспомнив о себе; и как легко постепенно забыть человека, помня только дар. Это случилось с блудным сыном, но это случается в наших человеческих взаимоотношениях.

И, как блудный сын, мы тогда некоторое время живём из полученных даров; наше сердце ещё согрето теплом, которое было нам дано, наш ум всё ещё живёт богатством былого общения. Но постепенно и это истощается, и затем превращается в воспоминание. А дальше угасает воспоминание, и мы делаемся голодными. Но когда мы, изголодавшись, умираем – всегда ли мы вспоминаем, что мы отвернулись от Живого Бога? Что мы создали с окружающими людьми ложные отношения? Согрешили против Неба, против ближнего, стремясь не иметь с ними отношений дарующего.

А отец – случалось ли нам когда-либо поступать так? Сделали ли мы когда-либо первый шаг, чтобы вернуть к жизни того, кто духовно, человечески мёртв?

Отец – это тот, который бежит, чтобы встретить заблудшего; случалось ли нам когда-либо поступать так? Когда кто-то оскорбил нас глубоко, жестоко – сделали ли мы когда-либо первый шаг, помня, что потерпевшему обиду легче сделать первый шаг, потому что он не унизителен, он не чреват страхом: а вдруг меня отвергнут? – тогда как обидчик в ужасе от предстоящего унижения, а может быть, и отвержения... Готовы ли мы были доверить ему наш перстень, дающий ему власть над нашей личностью, нашим имуществом, нашей честью, когда он промотал наше сокровище, унизил нас, обокрал нас? Дали ли мы ему, как говорит притча, обувь на ноги его, чтобы он мог ходить, и ходить безопасно?

Мы должны отречься от той личности, которой мы были до сих пор, вернуться и просить о прощении, о милости. Просить прощения у Бога – да; но это легко, потому что Бог видимо, осязаемо никогда не отсылает нас пустыми от Себя, никогда не говорит нам: «Уйди от Меня!» – но прощение у тех, кого мы оскорбили и которые обидели нас.

Митрополит Антоний Сурожский


Это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живёт и как хорошо живут даже не сыны, а наёмники у его отца, – есть состояние помилования. В жизни мы грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении мы есть образ неизречённой Божией славы. Один авва, когда к нему обратились за назиданием, так определил духовное делание: «Когда мы жили в скиту, занятие о душе было нашим настоящим делом, а рукоделие – поделием, а ныне рукоделие стало настоящим делом, а занятие душой только поделием».

Вот и мы забываем, что должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле – делаться гражданами неба. А мы думаем, что можем спастись хождением в церковь, милостынею и т. д. Но всё это есть только поделие в сравнении с настоящим делом – очищением души. Если мы хотим идти путём Христовым, то должны понимать, для чего мы призваны в эту жизнь и что представляем из себя в настоящий момент. И если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, образ неизречённой Божией славы, тогда мы будем миловать себя – почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живём. Тогда мы придём к Богу и будем просить Его, как блудный сын: прими меня в число наёмников Твоих, я хочу жить с Тобой, в Тебе. И будем приняты, как блудный сын.

Священномученик Сергий Мечёв


Согрешил ты? Скажи с полной решимостью в сердце: востав иду ко Отцу моему, и пойди к Нему самым делом. Но при этом заприметьте, братия, сколько видов грехов или страстей, столько и возвратных путей к Отцу небесному. Ушёл ты дорогою неверия: воротись назад, стань твёрдою ногою на путь животворной веры. Ушёл ты по пути гордости: стань на путь смирения, а гордость возненавидь, зная, что Бог гордым противится. Ушёл по пути зависти: помни, чьё она исчадие – первый завистник был диавол, и будь ко всякому доброжелателен… Помни всегда слова покаявшегося блудного сына: согрешили мы перед Тобою и уже недостойны называться Твоими сынами: прими нас, хоть как наёмников: и Он верно примет нас, как детей.

Праведный Иоанн Кронштадтский


О ДУХОВНОМ СНЕ

5 марта (Мк. 14, 10-42)

Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришёл час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников (32-41).

Для Господа приближается момент предательства и Креста. И ученики из слов Господа видят, что час испытания близок. Возбуждённые этой близостью, они только что свидетельствовали Христу о готовности положить за Него жизнь. И при всём том обычная человеческая немощь не оставляет и апостолов. И не действуют новые призывы Господа к бодрствованию... Вот иллюстрация человеческой беспомощности. Нечего кичиться человеку своими естественными силами! И Сам Божий Сын испытывает закон тела, его немощность и молитвой к Отцу устраняет боренья.

Священномученик Григорий (Лебедев)

Мы с вами знаем о страданиях Христовых, знаем смысл и цель Его страданий, однако мы не подвизаемся за Него, не бодрствуем во Имя Его. Жизнь верующего человека далеко не сияет добродетелями евангельскими. Многие хотя и называются христианами, но не стремятся стяжать в себе духа Христова. Господь находит нас спящими, и мы ничем не можем извинить себя. Что же нам делать? Нужно проснуться от духовного сна, бодрствовать с Господом! Воспряни убо, душе моя! Востани, что спиши?!

Святейший Патриарх Пимен


Он молился до пота, падавшего подобно каплям крови. Тяжесть предстоящих страданий побуждала Христа к пламенной молитве. Точно так же бывает и со всяким истинным христианином. С большею, чем когда-либо, силою возбуждается в душе христианина молитвенное настроение при воспоминании о страданиях и смерти Христовых.

Для каждого рано или поздно, в средине ли или в конце поприща, по определению Промысла Божия, настанет пора, когда всё восстанет против него: и тяжёлые внешние искушения, и мучительные внутренние, – соединятся вместе и обрушатся своею силою на крестоносца Христова. Живо представляя возможность погибнуть под тяжестью бедствий, христианин ясно сознаёт необходимость молитвы для испрашивания себе помощи у Бога.

Архимандрит Кирилл (Павлов)


НАШ МЕЧ – ПРАВДА

6 марта (Мк. 14, 43 – 15, 1)

Приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлёк меч, ударил раба первосвященникова и отсёк ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали (43-50).


В Евангелии есть одно трудное для толкования место, которое часто приводят противники войны и которое не исчерпывается нашими рассуждениями о войне и убийстве. Это тот момент в Гефсиманском саду, когда Пётр отсёк ухо рабу. Перед вооружённой толпой стоял Сын Божий – Воплощённая Истина и Правда. Эту Истину и эту Правду хотели люди уничтожить силой. Апостол Пётр усомнился в Правде и поднял меч на Её защиту. К убийству и к «проблеме» войны всё происходящее не имело никакого отношения. Речь шла о тяжбе между Божественной Правдой и сатанинской силой. Легионы не нужны! Должно быть показано людям, что распинаемая Правда станет непобедимою Церковью. Вот в чём лежит религиозный смысл гефсиманского события. А вовсе не в толстовском правиле…

Итак, в Гефсиманском саду раскрывались конечные судьбы мира. Воплощаемая в мире Правда – Церковь Христова – была непобедима, вооружённая одним оружием – Крестом, символом Голгофы. Из анализа событий в Гефсиманском саду вытекает ненужность вооружения Церкви мечом, так как абсолютная Правда и Истина, воплотившиеся в Богочеловеке и в историческом процессе реализуемые в Церкви, – сами в себе носят все силы для своего конечного торжества. Точно так же как поднимающие против неё меч сами в себе носят залог своей погибели.

Протоиерей Валентин Свенцицкий