ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

БЕЗОГЛЯДНОСТЬ

6 апреля (Мк. 2, 14-17).

Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьёт с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (14-17).

В жизни каждого человека бывает момент, когда надо сделать главный выбор. Левий сжёг все мосты, но зато теперь никакая грязь не прилипнет больше к его рукам. И оттого что совесть стала чиста, его ум обрёл покой. Он потерял одно служение, но приобрёл другое – несравненно большее. Он станет проповедником слова Божия на всей земле, во всех веках. Евангелие его имени принесёт ему то, что он меньше всего искал – бессмертную славу. Миллионы и миллиарды грешников, читая слово, вдохновлённое Духом Святым, последуют за ним, обретая спасение.

Протоиерей Александр Шаргунов

Если перенести эту ситуацию в современную жизнь, то абсолютное большинство тех, кто сегодня стоит в храме, ничего подобного не смогли бы понять. Ведь мы с такой лёгкостью делим людей на друзей и на врагов. Так же во времена Спасителя относились к мытарям, а Он пошёл и вместе с ними вкушал пищу. Когда фарисеи – блюстители Закона – стали возмущаться, то ответ Спасителя был такой ясный: «Не здоровые, а больные имеют нужду во враче». Сказал – и как бы отсёк всю человеческую слабость, одним словом выявил Божию правду.

Миссия Церкви в мире направлена на тех, кто имеет нужду во враче. Если мы последователи Господа и Спасителя, то мы должны помнить эти слова, должны отделять грех от грешника, делать всё для того, чтобы грешник стал праведником. А если в какой-то момент приходится загрязнить свои собственные ризы, мы должны вспомнить Спасителя: разве Он не рисковал, вкушая пищу с мытарями и грешниками?

Святейший Патриарх Кирилл

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ»

7 апреля  (Мк. 8, 34 – 9, 1).

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (34-1).

Что значит «возьми крест свой»? Значит – добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы – будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва – принеси её с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадёт ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдёт ли лютая болезнь – всё переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги – переноси всё без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа – будь благодарен Богу за такую честь. От тебя Господь требует только распятия ветхого человека, состоящего из злых навыков и служения греху.

Святитель Николай Сербский

Отвергнуться себя не значит ли бросить свою душу и тело без попечения? Нельзя так думать. Душа есть вещь очень дорого стоящая. Потеря души есть потеря столь великая, что целым миром заменена быть не может. Нельзя думать, чтобы Господь повелевал нам бросить без всякого попечения тело наше, если вспомним, что тело наше создал Бог и дал нам, как орудие, для действования в телесном мире; что тело не только должно беречь и образовать для дел полезных и добрых, но ещё можно употребить к славе Божией, по совету апостола: прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших. Можно ли пренебрегать, как маловажное, то, чрез что можно прославлять Бога?

Святитель Филарет Московский

Неложно слово Спасителя: увидите Царствие Божие, пришедшее в силе. Как же мы сможем увидеть его? Оно перед нами. Царствие Божие есть Церковь Христова. Главное оружие Церкви – не меч, не слово, а Святые Тайны Божии. Поэтому с такой ненавистью безбожники набрасывались на Святую Евхаристию…

Протоиерей Владимир Александров

Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя, отдающего Себя на смерть. И этому всему знаком является крест, потому что любовь, верность, преданность испытываются не словами, не только смертью, а отречением от себя, для того чтобы жил другой.

Митрополит Антоний Сурожский

ЯЗЫКОМ СЕРДЦА

13 апреля (Мк. 7, 31-37).

Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошёл к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа'», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто (31-37).

Это речь о душе. Она глухая, потому что она бесчувственна и черства, как будто замкнуты у неё уши сердца и она не слышит Божиих зовов. И она косноязычная, потому что нет у неё языка говорить со своим Отцом. Надо молить Христа, чтобы Его рука невидимо осенила нашу душу, сняв с неё глухоту и развязав язык сердца. Тогда она, свободная, легче устремится к небу, и Господь, как при чуде исцеления, коснётся её. Открытое сердце наполнится живым, трепетным чувством к Отцу, и тогда молитва к Нему потечёт легко, свободно, проникновенно. Так разрешит Господь «узы» языка души, и она станет «говорить чисто».

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский

Глухого исцелил Иисус Христос по просьбе жителей той местности, где проживал этот человек – в городе Хиппос-Суссита на восточном берегу Галилейского моря. Церковное предание не сохранило имя этого человека. Но мы знаем, что после встречи с Господом он стал ревностным проповедником Слова Божия. Если Ветхий Завет учит не презирать глухих, то в Новом Завете мы видим безграничную Божественную любовь к глухому косноязычному. Господь Бог учит, что глухие заслуживают такого же отношения к себе, как и другие люди.

В правилах св. апостолов имеются два канона, касающиеся глухих, слепых и инвалидов. 57-е правило так гласит: «Аще кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеётся, да будет отлучён. Такожде и мирянин». Это правило по содержанию перекликается с ветхозаветными постановлениями об отношении общества к инвалидам. Того отношения, которого так не хватает теперь нам, глухим, со стороны общества и государства.

Д. Е. Балашов