ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

ДУХ СВОБОДЫ

1 июня (Ин. 8, 31-42)

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (31).

Дух Христов – дух свободы не в каком-то внешнем отношении, общественно, политически. Это свобода внутренняя, которая ничем не может быть у человека отнята; её имел в виду один человек, почти сорок лет сидевший в одиночке и начертавший на стене, перед своей смертью, такие слова: «Со Христом и в тюрьме мы свободны, без Него и на воле – тюрьма». Это та свобода, о которой говорили с начала христианской жизни апостолы. Павел в своих узах писал, что слово Божие ничем не может быть связано. Та свобода, о которой Христос сказал, что принёс освобождение пленным, которые в плену себя самих, страха, страстей, предрассудков, у воображаемого добра или у реального зла.

Митрополит Сурожский Антоний (Об архим. Афанасии (Нечаеве))

У КОЛОДЦА

2 июня (Ин. 4, 5-42)

Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины (6-18, 25-30, 39).

Во-первых, речь Христа была обращена к женщине, тогда как иудейские законоучители наставляли: «Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже с своей законной женой»; «лучше сжечь слова Закона, чем научить им женщину». Во-вторых, собеседницею Спасителя была самарянка, то есть представительница племени, ненавидимого «чистыми» иудеями. И, наконец, жена самарянская оказалась грешницей, имевшей пять мужей. Но именно этой женщине Иисус открыл, что Он есть Мессия, что делал не всегда и не перед всеми.

Великое событие встречи человека с Богом у колодца Иакова приводит на ум слова одного древнего богослова, утверждавшего, что душа по природе своей христианка. «А по грешному житейскому обычаю – самарянка», – возразят нам. Пусть так. Именно через неё, по Промыслу Божию, были приведены ко Христу жители её родного города. Согласно преданию собеседницею Спасителя была самарянка Фотина, которая за проповедание Господа после жестоких истязаний была сброшена в колодец.

Святейший Патриарх Кирилл

Она так хочет любви, но её никто не любит. Она не блудница, но пять мужей сменила – и все были одинаковы. Почему? Ждала, что найдётся человек, с которым будет счастлива, искала любви – и не нашла её. Да, она живёт, как и мы с вами, в конце концов найдя подходящего человека, прижились, живём так без любви долгие годы. Она, человек совершенно изверившийся, приходит ко Христу, и Он первый из всех живущих на земле поговорил с ней не как с женщиной, существом низшим, не как с язычницей, а как с человеком.

Как легко коснуться человеческого сердца, нужно только поговорить по-человечески. После разговора с Христом с ней случилось чудо – она уверовала. Вера – это акт любви, а когда человек получает веру, когда огонь сердечный, пробив пепел нашего тусклого бытия, пробивается в сердце, то человеку уже ничего не нужно – он готов всё бросить и идти за Христом.

Протоиерей Олег Чекрыгин

Женщина не понимала, о какой воде говорит с ней её Собеседник. А мы, православные дети своего Небесного Отца, хорошо знаем, о какой «воде живой» оставил нам урок Господь Спаситель. Слово Христово записали на скрижалях своих сердец святые апостолы и понесли его во все концы мира. И стало слово Божие «живой водой», питающей миллионы человеческих сердец. Почти тысячу лет тому назад пришла вера православная на Русь. Наши предки были язычниками, но носили в себе славянскую душу. Основным свойством славянской души является, по общему признанию других народов, мягкость, сострадательность, кротость. Русский народ с полной искренностью принял православную веру и пронёс свою религиозность через века до наших дней. Мы просим и будем просить у Господа, чтобы Он не отвернулся от наших грязных сердец и поил нас Своей «живой водой», которая делается в каждом из нас «источником воды, текущей в жизнь вечную».

Митрополит Николай (Ярушевич)

ПРОЗРЕНИЕ

9 июня (Ин. 9, 1-38)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим... Иисус, найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему (1-11, 35-38).

Хочет Бог отверзти очи слепорождённому, но требует, чтобы сам слепорождённый пошёл и умылся в купели Силоамской. Бог хочет спасти всех людей, но требует, чтобы каждый содействовал своему спасению. Человек свободен и имеет перед глазами (на выбор) воду и огонь, жизнь и смерть. Хочет Бог; если хочет человек, то он уже спасён.

Святитель Илия Минятий

Блаженными называл Христос очи учеников, поскольку видели то, что так сильно хотели видеть древние праведники. А вот слепому оказана нечаянная милость. Он, прозрев, сподобился видеть глаза долгожданного Мессии. Горестно то чудо, которое не ведёт к благодарности. Если же исцелённый или помилованный человек говорит «верую» и совершает поклон, то перед нами подлинное спасение.

В духовном отношении мы все слепы, и «верою ходим, а не видением». Вера, если видит, то уже не есть вера, но знание. Это знание нас ожидает в будущем. Когда и увидим мы Господа, и поклонимся Ему. А до этого времени подобает потерпеть свою слепоту, доверяя зрячему сердцу более, нежели обманчивому глазу. «Увидим» здесь – ключевое слово. Вся радость вечной жизни, вся надежда на неё есть надежда увидеть Его, как он есть.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Какой всё-таки странный ответ: не согрешил ни он, ни родители его… Вот именно на этом Иван Карамазов в романе Достоевского, а с ним и множество других людей вознамерились «вернуть свой билет Творцу»: дескать, если в мире существует незаслуженное страдание, то мир недостоин того, чтобы в нём жить. Точно также и библейский Иов бросал Господу горький упрёк. Господь не стал отвечать Иову, не ответил на этот вопрос и Христос Своим ученикам.

«За что» – это всякий раз тайна самого страдальца, мы не имеем права тут ни о чём судить. Зато к нам обращена другая часть слов Христа: «чтобы на нём явились дела Божии». Дела Божии – это исцеление или, по меньшей мере, помощь страждущим людям, и вовсе не нужно быть чудотворцем, чтобы творить такие дела в меру своих слабых сил.

Андрей Десницкий

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга