ХРОНОГРАФ

ГРОХОТ ПОТОПА

Михаил Сизов

Есть что-то апокалиптическое в этой картине: священники во главе с митрополитом таскают мешки с песком и выстраивают дамбу против потопа, который грозит поглотить град Божией Матери «Блаженное Чрево» – небесной покровительницы Хабаровска. Впрочем, со слов участника тех событий всё было прозаичней.

– Дамбу высотой более 8 метров строили на центральной набережной Хабаровска, а на следующий день, 22 августа, её уже начало подтапливать, – ответил на наши расспросы постоянный автор «Веры» о. Игорь Сальников. – Строило, конечно, много разного народу, а не только епархия. Я никогда не видел столько священников, одетых по гражданке. Наш владыка Игнатий тоже строил с отдельной группой священников – за Утёсом, где, говорили, самый сложный участок. Под фотокамеры специально не лез, хотя «Вести» его всё же засняли. Собраны были все, кто мог прийти, в том числе настоятели хабаровских храмов и руководители отделов митрополии. Ну и я тоже кидал лопатой песок в мешки...

В тот же день благочинный Троицкого благочиния иерей Олег Разумов возглавил крестный ход по реке Амур на лодках с посещением затопленных населённых пунктов. Нельзя было без содрогания смотреть на произошедшее... За последние десятилетия это самое большое наводнение в бассейне Амура, оно охватило не только Хабаровский край, но также Амурскую и Еврейскую автономную области, эвакуированы более 23 тысяч человек. Всё это время люди молились. И не только в храмах. Были совершены облёты подтапливаемых территорий на самолётах с иконами на борту. В Благовещенске на всех въездах в город, у подножия стел с образами Божией Матери, люди зажгли тысячи свеч и лампады. Несмотря на позднее время, «свечи веры» также зажглись и у стел на Новотроицком шоссе, на Зейском мосту и в посёлке Аэропорт – туда люди специально ехали на личном транспорте и такси.

Молились и на Соловках, в храме на Секирной горе, где богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. В своей проповеди он отметил примечательное обстоятельство борьбы с паводком на Дальнем Востоке: «Что меня особенно тронуло – очень многие, кто не был крещён, там крестятся. Посреди той водной стихии, которая всё разрушает, есть водная стихия, которая благодатью Божией созидает, и... люди наши в самое тяжёлое время обретают надежду на спасение».

Так всегда и бывало на Руси – когда катастрофа приближалась настолько, что вот, рукой её тронь, люди не шибко верующие вдруг вспоминали не только о чувстве локтя, о народном единстве, но и о Боге. Это если катастрофа имела материальное происхождение и её действительно можно было руками пощупать. А если она незримая, нравственная? Накануне революции 1917 года ведь большинство не заметили тот потоп безбожия, который покрыл всю империю, и в итоге великая страна утонула в крови. Ныне происходит нечто подобное. Через СМИ, Интернет, масскультуру сознание людей погружается в ментальную стихию, враждебную Христу. Эгоизм, потребительство, распущенность и сладострастие становятся нормой и уже не замечаются. Хотя... бедствие столь глубоко, что уже «полезло в ноздри», и отовсюду теперь слышны чихания.

Последний пример – заявление спорт­сменки Елены Исимбаевой на чемпионате мира в Москве, которое вызвало истерику в западных СМИ. Она попросила «нетрадиционно ориентированную» гостью из Швеции не пропагандировать публично свои гомосексуальные наклонности. Казалось бы, зачем Елене вмешиваться в это? А вот не выдержала. Потому что это уже «перебор», уже самое настоящее извращение природы. Своё мнение она высказала дипломатично, лишь попросив уважать местные законы и обычаи. «Гомофобку Исинбаеву следует подвергнуть бойкоту» – под таким заголовком вышла немецкая газета «Welt». В других западных газетах и на ТВ предложили вообще бойкотировать Олимпиаду в Сочи, чтобы «наказать русских».

Впрочем, один французский обозреватель встал на «защиту русских». Он вдруг обнаружил, что Елена только по матери русская – её папа, Гаджи Гаджиевич Исинбаев, по национальности табасаран. А табасаране, в отличие от других мусульманских народностей Дагестана, исповедуют даже не суфизм, а ортодоксальный правоверный суннизм. «Исламо-кавказский социальный консерватизм (только представьте себе: в качестве интеллектуальной гимнастики – гей-парад в Грозном) сближается в некоторых отношениях с общественным русско-православным консерватизмом», – заключает француз. Мол, в России всё так перемешано, что не надо её мерить европейскими мерками.

Почему европейские мерки перестали быть «консервативно-христианскими», сей мыслитель не объясняет. Но в одном он прав. Угроза нравственного нигилизма сплачивает православных и мусульман. Хотя и тут не всё гладко...

Нынче в августе в очередной раз на Ставрополье открылся детский православно-мусульманский лагерь. Местное телевидение рассказало о том, что ребята живут и молятся отдельно, на разных этажах здания, а учатся и играют вместе, сближаясь друг с другом. Потом, разъехавшись, переписываются, дружат. Были в кад­ре и митрополит Ставропольский Кирилл, и муфтий Мухаммад Хаджи-Рахимов, которые очень хорошо говорили о единстве. А спустя несколько дней то же самое ТВ сообщило, что муфтий пригрозил провести публичный намаз на центральной площади Пятигорска. Такую форму протеста он избрал против решения властей о сносе незаконно построенных мечетей в двух посёлках на окраине Кисловодска.

Ситуация неоднозначная. С одной стороны, некоторым мусульманам пора бы уже понять, что их прозелитизм разрушает изнутри Россию. Сам же муфтий говорил воспитанникам детского лагеря: «Мусульмане России на протяжении многих веков жили и живут в мире и в благополучии совместно с православными братьями в одной большой и сильной стране». На слове «сильный» он сделал акцент и ещё раз подчеркнул: «Если не будет этого единства, то не будет мощного и сильного государства». Но единство – это когда одновременно вместе и по отдельности, и никто не нарушает уже сложившиеся среды коренного обитания.

С другой стороны, многими из тех, кто потребовал сноса мечетей, движет не что иное, как унизительный страх. Раньше они «не заморачивались» религией, а тут испугались исламского «наводнения». Если бы все русские были по-настоящему православными, то не было бы и повода для страха перед людьми другой веры, которые в силу своих воззрений не пьют, не колются, рожают много детей. Проблема-то не в мусульманах, а в том, что забыли о своей вере и о русских традициях многодетных семей.

Как говорится, пока гром не грянет... Только вот все ли слышат громыхание приближающегося потопа, который будет пострашнее приамурского паводка?

Михаил СИЗОВ

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга