ВЕРТОГРАД

ЭТО ПРОСТО ЭТИКЕТ

Чем больше наблюдаешь некоторых православных воцерковляющимися, тем чаще видишь, как они становятся словно «не от мира сего», но не в том значении, о котором некогда изрёк Христос. Осознанное пренебрежение правилами учтивости и хорошего тона только потому, что нам Истина открылась в православии, – печальная реальность современной российской православной религиозности.

А ведь если вдуматься, то весь современный деловой этикет построен на христианском отношении к ближнему. Вы удивитесь, но главный урок, который вам преподаст ваш высоко­оплачиваемый консультант по этикету, – это «надо не казаться, а быть». То есть внутренне так же бережно относиться к собеседнику или оппоненту, как мы пытаемся делать это внешне.

Как говорил академик Д. С. Лихачёв, «в основе всех хороших манер лежит одна забота: чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо».

И современный этикет можно представить тремя основными принципами и «золотым правилом». Ну и немногими практическими советами.

Принципы этикета

Человечность

Основа этого принципа – доброе отношение к людям. Дж. Свифт сказал, что хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Главные качества человечности: вежливость (включает в себя корректность, учтивость, любезность, деликатность), тактичность, скромность, точность.

Вежливость характеризуется желанием добра другому и подразумевает внимательность, готовность оказать услугу в случае необходимости.

Противоположные вежливости качества: грубость, хамство, высокомерие, пренебрежительное отношение.

Вежливостью продиктованы такие правила этикета:

– нехорошо шептаться в присутствии других;

– в гостях – придирчиво рассматривать столовые приборы, тем более, протирать их салфеткой;

– курить в помещении без разрешения присутствующих;

– открывать окно, форточку, не получив согласия окружающих;

– заклеивать конверт, передавая письмо через знакомого;

– громко разговаривать на лестничной площадке (так как в соседней квартире может быть больной или уставший человек).

Перечень можно продолжать, но общий принцип этих правил – этикет предполагает такие действия, в которых проявляются чуткость, внимательность, доброта.

Корректность – несколько подчёркнутая, «сухая», официальная вежливость, умение держать себя в руках в любых, даже в самых конфликтных, ситуациях. Корректность диктует такую форму поведения: надо ли здороваться с человеком, который мне не нравится или с которым я в ссоре? – Надо, но в форме корректной вежливости.

Учтивость – вежливость почтительная, обычно обращённая к пожилым людям. Её суть – вести себя так, чтобы окружающие остались довольны и нами, и собой.

Любезность – умение быть полезным, приветливым, обходительным, предупредительным. Как видим, не имеет ничего общего со слащавостью и человекоугодничеством.

Деликатность – вежливость особенно мягкая, тонкая, чуткая.

Следующее качество человечности – тактичность. Это чувство меры, умение видеть ту грань, перейдя которую, человека можно обидеть или оскорбить. Тактичный не замечает оплошностей других и не создаёт таких ситуаций, которые ставят человека в неловкое положение. От вежливости тактичность можно отличить на примере трубочиста. Однажды трубочист, спускаясь с крыши, запутался в домашних лестницах и коридорах. Толкнув ногой первую попавшуюся дверь, он оказался в ванной комнате, где среди душистой пены в ванне лежала молодая особа. От неожиданности девушка вскрикнула, а трубочист, сказав: «Простите, сэр», быстро удалился. В данной ситуации «простите» было вежливостью, а «сэр» – тактичностью.

Третье качество первого принципа современного этикета – скромность, то есть умение не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя, быть умеренным, простым и пристойным. Скромный человек:

– не возьмёт с общего блюда лучший кусок;

– не станет добиваться победы любой ценой в малозначительном споре;

– не станет навязывать свои вкусы и симпатии;

– не будет кичиться своим положением (общественным, материальным, умственными способностями, образованием и эрудицией и т. д.);

– никогда не будет выставлять на показ свои заслуги.

Четвёртое качество принципа человечности – точность. Она подразумевает умение ценить своё слово, не бросать слов на ветер, выполнять то, что обещано, не опаздывать. Воспитанный человек не прийти или опоздать может лишь по чрезвычайным обстоятельствам и непременно сообщит об этом как можно раньше. Китайская мудрость гласит: «Лучше сто раз отказать, чем один раз не выполнить обещанного».

Целесообразность

Поведение воспитанного человека должно быть простым и РАЗУМНЫМ. Во всех ситуациях, далеко не всегда предусмотренных этикетом, нужно руководствоваться здравым смыслом. В этом – отличие современного этикета от старинного, сословно-аристократического.

Пример: женщина всегда должна идти по правую руку от мужчины. Это требование этикета усвоилось с тех времён, когда принадлежностью мужского костюма всегда было оружие (шпага, кинжал, пистолет), которое висело на левом боку.

РАНЬШЕ женщина должна была идти справа от мужчины, чтобы в случае опасности не помешать ему правой рукой вынуть оружие.

СЕЙЧАС женщина должна идти справа от мужчины, то есть правило сохранилось. Но если она сопровождает военного, то этикет предписывает ей быть слева от спутника, чтобы он мог незатруднительно выполнять ритуал воинского приветствия – отдать честь.

То же самое разумное правило действует в отношении тяжёлой двери. Согласно этикету мужчина пропускает даму выйти первой. Но если дверь большая и тяжёлая, будет уместней мужчине пройти первым и придержать тяжёлую дверь, пропуская женщину.

Таким образом, современный этикет рассчитан не только на людей воспитанных, но и умных, способных действовать сообразительно и творчески и применять правила этикета РАЗУМНО в каждой конкретной ситуации.

Красота

Логика третьего принципа современного этикета очень проста: неприлично, потому что некрасиво.

У воспитанного человека в каждом действии должна присутствовать эстетическая привлекательность.

«Нельзя, потому что некрасиво», потому что некрасивое поведение оскорбляет окружающих. Это проявление неуважения к ним, то есть невоспитанность.

Самый благородный поступок может выглядеть нелепо, если мы не умеем эстетично его совершить.

Пожать руку, приветливо улыбнуться и поклониться, пропустить человека в дверях, уступить место, подать оброненную вещь – всё это нужно УМЕТЬ. Умение достигается практикой и лучше всего вырабатывается в раннем возрасте. Впрочем, никогда не поздно начать.

Неприлично, потому что некрасиво:

– пить чай или есть суп, шумно втягивая жидкость;

– публично ковырять в зубах зубочисткой;

– злоупотреблять косметикой;

– при разговоре крутить пуговицу на пальто собеседника;

– везде и всегда ходить в спортивных костюмах;

– публично приводить в порядок волосы;

– жевать на улице или в транспорте.

Также нужно отметить, что истинно воспитанный человек соблюдает правила этикета непринуждённо, как бы автоматически. То есть иначе он поступить просто не может. Поэтому перед теми, кто боится опозориться незнанием этикета, стоит ещё одна задача – вырабатывать ЕСТЕСТВЕННОЕ культурное поведение.

Золотое правило этики

Представим, что на улице поднялся ветер и несёт тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом… Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз так же за глаза будут сплетничать о тебе?

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.

Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе, – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живёт в нём самом; он приписывает другим то, в чём сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идёт по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идёт так поздно? Наверное, это вор!» Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Ещё кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребёнка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нём частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.


Христос и грешница. С картины современного художника
А. Е. Златкина (п. Сиверский)

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то своё. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо ещё и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 лет он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение – это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал и я скажу: «В этом Саша солгал», – я скажу правду. Но если я скажу: «Саша лжец», – я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нём клеймо.

Человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Слова Христа из Евангелия:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете».

Несколько несложных правил

ДЕЛАЙТЕ ВСЁ ВОВРЕМЯ

Воспитанный человек всегда всё делает вовремя. Опоздание – признак того, что на человека нельзя положиться. Главное – грамотно распланировать свои обязанности и вовремя их выполнять. Опыт деловых людей показывает: к данному вам для исполнения сроку нужно прибавлять дополнительный резерв времени – 25 процентов. 

СЛЕДУЙТЕ ГРАФИКУ ДНЯ

Если приходится задержаться, позвоните начальнику или секретарю. Никто не любит, когда его заставляют ждать; и когда вы опаздываете, то недовольным бывает не только начальник, но и сослуживцы.

БУДЬТЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ И ПРИВЕТЛИВЫ

Начальство и коллеги могут придираться к вам, но всё равно оставайтесь любезным. Вырабатывайте умение сказать вовремя то, что нужно. Большое достоинство – осуществлять профессиональную деятельность с оттенком дружелюбия.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ ВНЕШНИМ ВИДОМ

И не пренебрегайте деталями. Однако приводить себя в порядок можно только дома или в местах, где нет посторонних. Не следует чистить ногти в общественных местах. Нет – мятым рубашкам, костюмам, галстукам или платьям. Неприлично класть в наружные карманы ручку, очки, расчёску.

Обувь – основа внешнего вида, она всегда должна быть чистой.

ДУМАЙТЕ О ДРУГИХ, А НЕ ТОЛЬКО О СЕБЕ

К вам пришёл клиент. Он должен почувствовать, что с ним поступают по совести, уделяют должное внимание. Такое же внимание должно уделять сослуживцам, родственникам. Важно уважительно относиться к их мнению, даже если вы имеете другую точку зрения. Особенно важно ценить критические замечания коллег.

В жизни встречаются люди, не заслуживающие уважения. Но это не даёт нам права унижать их человеческое достоинство. В любом случае нужно оставаться вежливым.

ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ХОРОШИМ ЯЗЫКОМ

Тот, кто умеет чётко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Язык письма, его тональность должны быть корректными и уважительными к адресату. Следует не допускать уничижительных выражений и жестов. Особо щепетильными необходимо быть в общении с женщинами и людьми преклонного возраста.

Правильная речь – это манера говорить, складывающаяся из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точности выбора слов. Речь воспринимается в совокупности с манерой себя вести. В телефонном разговоре она и вовсе является единственным средством, при помощи которого вы создаёте представление о себе.

Запишите свой голос, послушайте, как он звучит. Разборчиво ли вы говорите? Есть ли у вас некая специфика в произношении и словоупотреблении, из-за которой вас могут не понять? Займитесь совершенствованием своей речи, упражняясь в произношении трудных имён, фамилий, сложных словосочетаний.

Чтение художественной литературы вслух с выражением, в разговорном темпе хотя бы по десять минут в день – одно из лучших упражнений для развития речи. Это позволяет выпрямить угловатость речи, избавляет от косно­язычия и топорных выражений, улучшает речевой стиль и делает речь красивее.

УМЕЙТЕ МОЛЧАТЬ

Не проявляйте явно, а лучше оставьте при себе ваши личные симпатии и антипатии. Не торопитесь делиться новостями: ни хорошими, ни плохими. Умейте хранить тайну.

Этикет телефонного разговора

Умение вести телефонные переговоры в конечном счёте определяет репутацию как самого человека, так и организации, которую он представляет. Телефон даёт возможность судить, надёжный ли вы партнёр.

Разговор по телефону по возможности должен быть коротким, чётким, ясным. Прежде чем звонить, подумайте, о чём вы хотите сообщить или какие сведения вам нужно получить, чётко сформулируйте свой вопрос.

Не занимайте служебный телефон надолго личными разговорами.

Если вы договорились о звонке, но не уверены, что вас помнят, следует напомнить о последнем разговоре, назвать себя. Тем самым вы избавите собеседника от необходимости судорожно вспоминать, кто вы или о чём он с вами договаривался. Старайтесь, чтобы фразы были по возможности короткими, вопросы – чёткими и краткими. Не задавайте несколько вопросов подряд, сделайте паузу, чтобы услышать ответ. Надо учитывать, что слова наиболее выразительно звучат после пауз, наиболее важное можно выделить интонационно.

Если вы говорите что-то неприятное, не выделяйте эти слова интонацией. Вас не видят, а реакция на слова, особенно подчёркнутая интонацией, может обидеть.

Излишняя вежливость также неуместна в телефонных разговорах.

Некоторые детали этикета разговора по телефону:

– Грубостью считается представить себя как личного друга того, кому вы звоните, если разговор начался через секретаря.

– Грубое нарушение этикета – не перезвонить, когда об этом попросили. Это нужно сделать в течение суток.

– Если предстоит долгий разговор на важную тему, желательно предварительно узнать, когда это будет удобно для собеседника.

– Никогда не говорите с набитым ртом. Если чихнули или кашлянули, прикройте трубку и извинитесь.

– Если вы говорите по одному телефону, а зазвонил другой, постарайтесь закончить первый разговор, а затем поговорите с первым собеседником. Или спросите, по какому номеру ему можно перезвонить.

– Соблюдайте вежливость, когда разговор затянулся, а у вас нет времени.

– Крайне неуместно, если ваш мобильный зазвонит на спектакле или во время официального приёма.

– Никогда не перебивайте собеседника.

Заканчивать разговор должен тот, кто позвонил. Прощаясь, не забудьте повторить дату встречи, фамилию, телефон и вообще всё, что обязан запомнить ваш собеседник. И, наконец, необходимо говорить грамотно: звон?ит, а не звoнит, созвон?имся, но не созвoнимся.

Когда звонит телефон:

СЛЕДУЕТ

· Поднять трубку до четвёртого звонка.
· Говорить: «Доброе утро», «Добрый день», – и представиться.
· Спрашивать: «Чем я могу вам помочь?»
· Внимательно слушать.
· Предложить перезвонить, если для выяснения деталей требуется время.
· Записать номер звонящего и при необходимости перезвонить.
· Сказать: «Можно узнать, кто говорит?»

НЕ СЛЕДУЕТ

· Долго не поднимать трубку.
· Говорить: «Да», «Слушаю», «Говорите».
· Спрашивать: «Могу ли я вам помочь?»
· Вести сразу две беседы.
· Оставлять телефон без присмотра, хотя бы ненадолго.
· Отвечать: «Все обедают», «Никого нет».
· Спрашивать: «Кто это?», «Кто его спрашивает?», «Какой это номер?»

С сайта Иосифо-Волоцкого монастыря (iosif-vm.ru)