ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на евангельские чтения

Не бойся, только веруй

17 ноября
(Лк. 8, 41-56)

Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Когда Он ещё говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему [Иаиру]: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух её; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть (43-44, 47-55).

Мы часто разворачиваемся и уходим от Христа. Уходим обиженные, в состоянии отчаяния и уныния: Христос нас не слышит, Христос не ответил на нашу молитву. И вот этих слов – не бойся, но только веруй – мы не слышим. А Иаир услышал, потому что напряжение его отношений со Христом было таково, что во всё то время, когда Христос как бы от него отвернулся, он всё равно не переставал веровать. Его вера была очень активной, всепоглощающей, он не мог думать ни о чём, как только о своём уповании на Христа.

Протоиерей Алексей Уминский

Нам явлено чудо любви Христовой – избыточествующей любви: Господь идёт по просьбе начальника синагоги Иаира исцелить его болящую дочь и попутно по дороге совершает чудо исцеления безнадёжно больного человека. Эта любовь, эта сила жизни исходит от Него, и она действует непрерывно…

Господь напоминает нам, что вся наша жизнь – это сплошная утрата. Мы всё время теряем, а Господь не исцеляет нас, не избавляет нас от страданий, от тревог и смерти. Он хочет нам дать смысл, Он хочет, чтобы мы прикоснулись к Его силе. Чтобы не было этого бессмысленного тупика и отчаяния, в котором живут люди, не прикоснувшиеся ко Христу. Чтобы мы узнали, что в страдании и смерти есть эта жизнь избыточествующая, которую Господь нам принёс. Есть эта любовь, которую не может отделить от нас никакая смерть, никакие страдания, потому что Господь присутствует с нами.

Протоиерей Александр Шаргунов

Не верьте, когда говорят: «Всё потеряно». Бывает, что нам окружающие уныло говорят: «Мы знаем, ничего сделать нельзя, зачем напрасно трудиться, пытаться помочь – этот человек умер душевно, его не исправишь». Вспомним тогда слова Спасителя: «Этот человек не умер – он только спит», душа его задремала, уснула и замёрзла. Но если Бог скажет живое слово и мы придём на помощь с любовью – она проснётся! И это слово сострадания призваны сказать мы, а не кто-то другой.

Митрополит Корнилий (Русская Православная старообрядческая Церковь)

Когда болезнь поразила эту женщину, она стала общественным изгоем. Современные церковные обычаи пришли к нам из иудаизма как внешнее свидетельство преемства. Господь исполнил закон до конца и упразднил его самим исполнением. Этот закон не имеет власти над человеком, потому что заменён заповедью о любви. Тем не менее внешний закон очень цепок и привязчив. Зачастую мы гоним из храма женщину, если она больна тем же, чем и кровоточивая: у нас бытует мнение, что она в нечистоте и ей в храм заходить уже нельзя – по этому поводу бывает много искушений…

Протоиерей Олег Чекрыгин

Что значит «не заботиться»?

18 ноября
Лк. 12, 13-15, 22-31.

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! (13-15, 22-31).

Можно ли требовать от Церкви совета миру, равнодушному к вопросу благодатного спасения, как поделить имущество или в каком порядке им владеть? Не должна ли она на просьбу рабочего: «Скажи брату моему, чтобы поделил со мной наследство», – ответить словами Христовыми: «Кто Меня поставил судить или делить вас?» Всякое экономическое состояние – не результат ли определённых законов экономического развития общества?

Дело христиан – смягчать жестокость взаимных отношений людей в каких бы то ни было экономических условиях. Не будучи в состоянии изменить условия, Церковь всегда звала одних к милости, других к терпению. Но сама Церковь, в своём внутреннем кругу, не имеет ли практического решения вопроса о собственности? Да, имеет. Это новое социально-экономическое устройство на земле может быть проводимо Церковью лишь среди членов Церкви, действительно желающих в своей жизни проводить социальный идеал Церкви. Это есть всё то же отречение от собственности; его социальная форма, широко применяемая, – монастырь. Для инока владения монастыря – Божьи владения или тех святых, кому монастырь посвящён.

Русский монастырь, в его лучших образцах, характерен не только особым внутренним укладом жизни, базирующимся на ослаблении инстинкта – собственности и на трудовом начале, но и отношением монастыря к миру, взаимообщением с миром… Он приводил в движение всю Русь, и эта Русь возвращалась в свои дома духовно, то есть и религиозно и социально, освежённой. Человек на время забывал о «своём», засыпали и его собственнический инстинкт и его индивидуальный интерес, и он погружался в иную сферу – Божьего мира: но – не «общей собственности», а ту, где как будто вообще отсутствует мысль о собственности.

Протоиерей Михаил Помазанский

В первую очередь важно отметить отчётливый акцент на словах «не заботьтесь». Господь как бы наставляет нас в том, какой должна быть истинная мотивация человеческого труда. Если изо дня в день главной движущей силой и единственным основанием нашей трудовой деятельности является забота о приобретении материальных цен­ностей, если все силы человека, все его творческие способности полагаются на алтарь житейского преуспеяния и приобретательства, то такая за­бота о будущем становится греховной.

Святейший Патриарх Кирилл

Правда Царства Божия заключается в том, чтобы любить Бога всем сердцем своим и ближнего своего, как самого себя. Это значит, что всё, что у меня есть, принадлежит Богу и моему ближнему; это значит, что всё, чем я пользуюсь сверх необходимости, я отнимаю у Бога и моего ближнего. Всё, что у меня есть, принадлежит не мне, всё, чем я пользуюсь сверх нужды, я у кого-то отнял, всё, что я не отдаю свободной волей, я отрываю от чуда Божьего Царства любви…

Митрополит Антоний Сурожский

Часто мы оказываемся пленниками прошлого или будущего, забывая о том, как много хорошего, доброго окружает нас в настоящем; мы живём как бы «на черновик». Так можно прождать всю жизнь и ничего не дождаться, потому что если мы не умеем замечать те благодеяния, которые Господь нам посылает в людях, в окружающем мире, в птицах небесных и лилиях полевых, то сегодняшний день не принесёт нам радости.

Архиепископ Егорьевский Марк

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга